ул. Пушкинская, 175А

Вербное воскресенье

929

Последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. В этот день отмечается вход Господень в Иерусалим. Христос направился в Иерусалим на празднование Пасхи и за­ранее поведал апостолам, что в Иерусалиме его ждет осуждение и смерть. В Евангелие от Матфея говорится: «И восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних и сказал им: "Вот мы восходим, Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят его на смерть, и продадут его язычникам на поругание и биение, в третий день воскреснет" (Ев. от Матфея. XX. 17-20).

Когда Иисус въезжал в Иерусалим, множество народу при­ветствовало его. Люди постилали свои одежды, другие срезали ветки с деревьев и бросали их под ноги. Народ приветствовал его, держа в руках пальмовые ветви, которые считались симво­лом жизни, радости и спасения.

На Руси пальмовые ветви не растут, и поэтому для символи­ческого христианского обряда в русском православии была вы­брана верба. В старину зелеными ветвями приветствовали ца­рей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагом. И, держа распускающиеся зеленые ветки, народ прославляет Спаси­теля как победителя смерти. Ветка служит знаком победы Хри­ста над смертью.

После освящения вербы в храме, ею украшали дома. Считалось, что освященная верба будет оберегать дом от напастей и бед. Вернувшись с освященной вербой из церкви домой, ею легонько ударяли домочадцев, желая при этом, «что­бы здоровьице у них прибыло».

В народной традиции вербе и ее сережкам придавалась осо­бая растительная сила, которая увеличивалась в несколько раз после освящения ее в церкви. Поэтому, придя из храма, освя­щенной вербой в первую очередь «хлестали» детей, приговари­вая: «Вербохлест, бьет до слез», «верба бела - бьет за дело», «верба красна - бьет не напрасно».

На Дону был обычай бросать в воду тех, кто проспал заутреню на великие праздники, по лености или по нечестию. Вышедшие из церкви, разделившись на партии, спешили по домам отыскивать спящих, и, нашедши, секли их вербами, припевая: «Верба хлест, бей до слез, не я бью, верба бьет!», а потом схватывали ленивца, выносили из дома на руках, и погружали его в первую попавшуюся лужу или обливали нечистой водой.

Днем «пировали по ленивым», то есть приходили к наказанным пить и пировать.

Освященной вербой били в вербное воскресенье скот, чтобы коровы и овцы были здоровы и плодовиты. Освященной вербой выгоняли скот на пастбище. Этот обычай представлял особый вид магии - магии соприкосновения: сила вербы должна была передаться тому, кого ею хлестали.

Освященную вербу хранили в течение всего года до следую­щего Вербного воскресенья, причем не только в доме, но также и в хлеву и других хозяйственных постройках, наделяя их цели­тельной силой и способностью уберечь хозяйство от порчи, сглаза и стихийных бедствий. Через год, обычно в канун нового Вербного воскресенья, старые вербовые ветки сжигали в печи или, измельчив, клали в корм скоту.

Источники:

Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - XX вв. Ростов-на-Дону : Гефест, 2011.- С.163.

Астапенко Г. Д. На тихом, на вольном, на славном Дону.... — Ростов-на-Дону : Тодикс: папир, 1998. – С.90-92.

Броневский В. Б. История Донского войска. — Санкт-Петербург : Тип. Экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1834 . – Ч. 3 : Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей.- С.194.

Читать в Донской электронной библиотеке:

Броневский В. Б. История Донского войска. Ч. 3 : Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей. Санкт-Петербург : Тип. Экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1834 .


Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы