ул. Пушкинская, 175А

ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ

947

Отечествоведение - учебный предмет, который до 1917 года был обязательной частью гимназического курса, его цель - познакомить учеников с особенностями той местности, где они проживают и учатся.

Во второй половине XVIII века в русской педагогической литературе появились высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края. В 1761 году М. В. Ломоносов предпринял попытку краевых исследований с участием местного населения, он писал о привлечении «малых, а особенно крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». А в 1780-х годах издано учебное пособие для народных училищ «Начертание естественной истории» в двух частях (1786, 1789), автором которого был ученый-естествоиспытатель и путешественник, академик Петербургской Академии наук Василий Федорович Зуев (1752-1794). Он призывал учителей обратиться к изучению и использованию находящихся в непосредственно окружающей природе растений и животных, рекомендовал проводить экскурсии с учащимися в горы, поля, леса. По его мнению, это было необходимо для того, чтобы лучше узнать, что же мы имеем в нашей отчизне, а также найти возможность «заменения» веществ «чужестранных» на отечественные: «А чтоб польза сего учения еще явственнее была в своей подробности, то каждое в наместничестве народное училище наипервее да примется за познание собственных своих произведений, которые, следовательно, наипервее и должны быть собраны, а познавая соседственные, узнает, как у себя и чужие заводить, и свои размножать, удобрять и распространять должно».

Одной из первых попыток понятийно оформить развивающуюся дисциплину была публикация Евгения Болховитинова «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (1800), где для обозначения самостоятельной отрасли истории предлагался термин «местнография».

В 1862 году русский педагог, один из основателей и секретарь Педагогического общества в Санкт-Петербурге Николай Христианович Вессель (1837-1906), в нескольких номерах журнала «Учитель» представил статью «Местный элемент в обучении», в которой в качестве обоснования использования в обучении местного материала, предлагал ввести особый предмет — «отчизноведение», в содержание которого предложил включить элементы местной географии, естествознания и истории. Именно этот предмет, по его мнению, должен был стать базовым для всего образования.

Его идеи нашли последователей в Воронежском крае, где преподаватель истории в губернской гимназии Г. М. Веселовский в период своей преподавательской деятельности (1859-1864 гг.) ввел в курс гимназического обучения новый предмет – «Отчизноведение». Реализуя на практике методы «живого» преподавания и занимаясь лично разработкой материала по изучению Воронежского края, Г. М. Веселовский привлекал к этому занятию и своих учеников, первоначально в небольшом количестве, но, убедившись в успешном результате, стал приучать к этому труду и самых младших своих учеников третьего класса. Полученные результаты давали ему возможность использовать их для проверки уже имеющихся статистических данных. Наиболее оптимальным временем сбора и записи учениками сведений о родной местности Г. М. Веселовский считал каникулы. Позитивный характер письменных занятий во время каникул, по его мнению, был очевиден. Прежде всего, они должны были положительно сказаться на развитии самих учеников, а также принести пользу и учителю. Многие иногородние учителя проявляли искреннее желание заняться преподаванием «Отчизноведения», но недостаток материала значительно затруднял процесс внедрения этого предмета. Сделанные во время каникул ученические заметки компенсировали этот недостаток и давали учителю возможность использовать полученный материал при подготовке уроков «Отчизноведения». Таким образом, процесс обучения не прекращался и во время каникул, развивая в учащихся навыки исследовательской деятельности.

Далее развитие обучения на основе местного материала продолжил Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870). В серии статей «Педагогическая поездка по Швейцарии» в «Журнале Министерства народного просвещения» (1862-1863) он описал систему элементарного, секундарного и высшего образования в Швейцарии того времени. Его поражала пропасть между патриотическим воспитанием детей на Западе и в России. «Возьмите любого маленького швейцарца, и он изумит вас твердым и чрезвычайно подробным знанием своей родины… То же самое вы заметите у маленьких немцев и англичан, а еще более у американцев…», а русский человек «…весьма часто не знает, при какой реке стоит Самара, а уж что касается какой-нибудь небольшой реки…, то и говорить нечего, если только ему самому не приходилось купаться в ней». В «Письме четвертом» (1863) он обратил особое внимание на предмет Heimats-Kunde в элементарной школе Фрелиха: «Под этим названием выработан немецкими педагогами, на прочном основании, положенном Песталоцци, особенный предмет, не существующий в прежних учебных курсах и не введенный еще в наши училища». Этот же предмет в секундарной школе Фрелиха был разделен на два: Vaterlands- и Welt-Kunde (отчизноведение и мироведение). Ушинский считал необходимым введение в учебные заведения России подобного предмета, включив в него дополнительно, кроме географии, истории и естествознания, ещё и изучение родного языка, речи. Он отметил, при этом, что «для того, чтобы выработать и ввести в школе такой предмет, много нужно еще педагогического труда. Однако же, где нет начала, там не будет и конца, и я очень обрадовался, найдя в школе Фрелиха <…>, основания этого дела, опыт и педагогическая мысль довершат остальное».

Огромное влияние идеи К. Д. Ушинского оказали на педагогическую деятельность Дмитрия Дмитриевича Семенова (1835-1902) – талантливого педагога-географа. На уроках он сам использовал и рекомендовал применять прием, в котором знакомство с географическими объектами происходило путем сравнения близких и знакомых явлений с незнакомыми и далекими. Высказывая мнение, что только путем правильно организованных экскурсий можно обогатить знания детей достаточным количеством географических фактов и добиться сознательного усвоения географических терминов, Д. Д. Семенов разработал методику географических прогулок и экскурсий в ближайшие окрестности, во время которых можно наблюдать географические явления и предметы. Он считал, что «единственным руководством для учеников должна быть книга для чтения с местным характером, где были бы подобраны статьи, касающиеся известной местности, на которой живут дети».

В 1864 году Д. Д. Семенов издал «Педагогические заметки для учителей», в которой использовал оба понятия — и «отчизноведение», и «отечествоведение». К первому он относил знание о малой родине, а ко второму — знание истории, культуры, природных и иных достояний всей страны. Он связывал эти предметы, считая, что предшествующим в изучении отечествоведения выступало отчизноведение.

В 1864-1887 гг. вышел фундаментальный в 6 томах труд Д. Д. Семенова «Отечествоведение», охватывающий описания Северного края и Финляндии (1864, том 1), Южного края — Малороссии, Новороссии, Крыма и земель Черноморского и Донского войск (1866, том 2), Кавказа и Урала (1871, том 3), Востока и Запада (1879, том 4), Великорусского края (1879, том 5), Туркестанского края (1887, том 6). Каждый том «Отечествоведения» выдержал несколько переизданий.

Все тома построены по единому плану, в соответствии с которым дается полное историко-географическое и статистическое описание определенного региона. Так, рассказывая о Южном крае, им подробно рассматриваются секреты южного чернозема, промышленная добыча каменного угля, сельский быт малороссов, украинские ярмарки, донские казаки, казаки-хуторяне и т.д.

В каждом разделе после определенной темы предлагаются контрольные вопросы, позволяющие ученику все время обращаться к прочитанному материалу, что-либо уточнять, прослеживать логическую связь между следующими друг за другом темами.

Труд Д. Д. Семенова отличается значительной информационной наполненностью. Он сопровождает текст отдельными очерками, статьями, написанными путешественниками, учеными и наилучшим образом раскрывающими какой-либо из затронутых вопросов. Так, во 2 томе автор собрал и обобщил информацию о Южном крае. Для этого им были отобраны статьи известных ученых и писателей: А. С. Афанасьева-Чужбинского; Н. Краснова; И. С. Аксакова; К. Д. Ушинского; историка и библиофила М. Д. Хмырова.

В «Отечествоведении» Семенова много ценной информации о состоянии разных сторон жизни той или иной области Российской империи: административном устройстве, развитии торговли, путей сообщения, промышленности.

Среди других учебных пособий по предмету отечествоведение (отчизноведение, родиноведение), используемых в различных учебных заведениях Российской империи до 1917 года, можно назвать следующие:

Малинин Н. Беседы о наглядном обучении и отчизноведении, читанные на учебно-педагогическом курсе при Московском обществе всепомоществования гувернанткам, домашним учительницам и воспитательницам Н. Малининым, преподавателем Образцовой школы при Учительской семинарии Военного ведомства. - Москва : тип. Грачева и К°, 1873.

Автор издания - педагог, просветитель Малинин Николай Петрович (1847-1899). В предисловии, обращаясь к своим читателям, он пишет: «Отчизноведение есть и должно быть тем орудием, которое развивает известным образом способности, которое вселяет необходимое сознание к себе и окружающему; оно есть именно тот материал, который восполняет чувствительный и большой пробел в школьных знаниях и тем самым способствует искоренению предрассудков и суеверий. Отчизноведение дает обильную пищу уму и чувствам, широкий простор и для религиозности и для правильного сознательного патриотизма». В учебнике представлена программа курса «Отчизноведение», но при этом Н. П. Малинин отмечает, что «программа того, что дает для обозрения каждый околодок, должна быть составлена каждым преподающим особо. Здесь могут быть даны и уяснены сведения об улицах (мощеных и простых), различной торговле и рынке, о предметах продажи на нем, о ремеслах, фабриках, о реке и пр.»;

Ряднов В. А. Уроки родиноведения (применительно к московскому горизонту) и элементарный курс отечественной географии (отечествоведение) с приложением многих политипажей, планов, карт, иллюминованных рисунков и пробных уроков / Сост. В. Ряднов, преп. 1 и 2 Моск. воен. гимназий. Вып. 1-. - Москва : бр. Салаевы, 1875.

Из предисловия учебника: «Все элементы, которые служат составными частями систематического курса: топографический, этнографический, политический и т.д., имеются везде, и должны быть только выяснены применительно к обозреваемой местности. Если ребенок, например, видел ручей, то не трудно дать ему понятие о реке, речной области и т.д. Из понятия о пруде легко вывести понятие об озере, море, заливе, проливе и т.д. Но служа приготовлением к общему курсу географии, родиноведение представляет учащимся материал для первоначальных упражнений, способствующих к сознательному отношению к приобретенным познаниям: оно развивает в детях наблюдательность и приучает воображение их составлять ясные образы о предметах недоступных их собственному наблюдению, но подобных тем, которые они уже наблюдали на окружающей их местности».

Учебное пособие включает в себя понятие о плане; изучение плана классной комнаты; переход от плана комнаты к плану части города; знакомство с планом города Москвы и описание её достопримечательностей и т.д.;

Систематический сборник очерков по отечествоведению / Сост.: М. Н. Беклемишев, В. Ф. Дерюжинский, Н. А. Карышев и др. под ред. ген.-лейт. Ф. А. Фельдмана. Ч. 1-2. - Санкт-Петербург : Александр. лицей, 1898;

Учебник составлен для воспитанников Императорского Александровского Лицея. Содержит сведения о территории, населении, землевладении и переселении, промышленности, торговле, финансах и кредите, народном образовании, вооруженных силах и др.;

Лесгафт Э. Ф. Отечествоведение : курс среднеучеб. заведений / Сост. Э. Лесгафт. - 3-е изд., испр. и перераб. - Санкт-Петербург : Рус. скоропеч., 1909.

Учебник предназначался для 5 классов гимназий и реальных училищ и 6 или 7 классов женских гимназий, служил дополнением к основному курсу географии России и содержал в себе, по словам автора, «сведения и факты, в высшей степени ценные для познания нашей страны, но не вошедшие в основной курс географии <…>. Курс «Отечествоведение» составляет вторую ступень географического изучения России и рассматривает географический объект не по частям, а как самостоятельное целое, особенности которого могут быть уяснены только путем сопоставления с другими подобными же единицами»;

Курдов К. М., Ивановский А. А. Отечествоведение. Россия сравнительно с главнейшими государствами мира : курс средних учебных заведений. – Москва : Т-во И.Д. Сытина, 1912

Учебник является результатом 10-летней практической работы антрополога и географа Константина Минаевича Курдова (1876-1913). Объем предлагаемого курса 40 уроков. Темы уроков: суша и вода на земном шаре; климат России сравнительно с другими частями света; численность и плотность населения Российской империи сравнительно с другими странами; движение населения; грамотность, среднее и высшее образование и т.д.

Во втором издании учебника К. М. Курдов отмечал, что «быстрая распродажа всего первого издания книги в течение трех месяцев со дня выхода ее из печати и вновь поступающие требования на нее указывают, что она, как учебное руководство для средней школы, удовлетворило некоторую часть преподавателей»;

Учебник родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа : Акмолинская область / А. Н. Седельников, наставник омской учительской семинарии. - Омск : Тип. Штаба Омск. в. окр., 1916.

«Учебник по родиноведению» автор считал первым опытом, полагая, что должны выйти несколько подобных учебников для школ других областей Западно-Сибирского округа, но, к сожалению, вышел только один выпуск. По мнению Седельникова, каждый естественно-исторический район должен был иметь свой учебник по родиноведению: «Не должно казаться роскошью писать учебник для одной области». В учебнике даётся общая характеристика края: сведения о природе, населении, занятиях жителей, сведения о природе, составе и занятиях населения, основных населённых местах конкретного уезда. После знакомства с текстом ученик должен был выполнить самостоятельные задания и ответить на вопросы. Например: «…опишите карту уезда (богатства и недостатки); состояние населения и занятия.…Нарисуйте подробную карту уезда.… Какое значение для уезда имеет кочевое население? Каковы пути сообщения? …Какое место в области занимает уезд по пространству, числу жителей, количеству хлеба и скота…». В учебнике расписаны программы географических, ботанических, биологических экскурсий. Целью каждой экскурсии должна была стать письменная самостоятельная работа. В качестве пособий для каждого раздела Седельников рекомендовал статьи разных местных авторов.


Источники:
Гуцалов А. А. Молодежь и краеведение: исторический опыт и точки роста // Наследие веков. - 2019. - № 3. – С. 49-61.
Лескинен М. В. Представления об «Отечестве» и «Родине» в русских учебниках географии последней трети XIX века: конструирование национальной идентичности // Вестник Московского университета. Серия 8. История. – 2010. - № 3. - С.40-55.


Читать издания по теме в Донской электронной библиотеке:

Семенов Д. Д. Отечествоведение: Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям: учебное пособие для учащихся. Т. 2 : Южный край. - Москва, 1879

Семенов Д. Д. Отечествоведение: Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям: учебное пособие для учащихся. Т. 3 : Кавказ и Урал. - Санктпетербург, 1866


Читать издания по теме в Национальной электронной библиотеке:

Курдов К. М., Ивановский А. А. Отечествоведение. Россия сравнительно с главнейшими государствами мира : курс средних учебных заведений. – Москва : Т-во И.Д. Сытина, 1912.

Лесгафт Э. Ф. Отечествоведение : курс среднеучеб. заведений / Сост. Э. Лесгафт. - 3-е изд., испр. и перераб. - Санкт-Петербург : Рус. скоропеч., 1909.

Малинин Н. Беседы о наглядном обучении и отчизноведении, читанные на учебно-педагогическом курсе при Московском обществе всепомоществования гувернанткам, домашним учительницам и воспитательницам Н. Малининым, преподавателем Образцовой школы при Учительской семинарии Военного ведомства. - Москва : тип. Грачева и К°, 1873.

Межов В. М. Краткий статистический и библиографический обзор литературы русского отечествоведения за 1859-1858 гг. - Санкт-Петербург : тип. В. Безобразова и К°, 1870.

Ряднов В. А. Уроки родиноведения (применительно к московскому горизонту) и элементарный курс отечественной географии (отечествоведение) с приложением многих политипажей, планов, карт, иллюминованных рисунков и пробных уроков / Сост. В. Ряднов, преп. 1 и 2 Моск. воен. гимназий. Вып. 1-. - Москва : бр. Салаевы, 1875.

Седельников А. Н. Учебник родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа : Акмолинская область. – Омск : Тип. Штаба Омск. в. окр., 1916.

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы