ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

БЕН ЭЛТОН «КРИЗИС САМООПРЕДЕЛЕНИЯ» [18+]
01.04.2020

НИКАКИХ КОМПРОМИССОВ: 

БЕН ЭЛТОН «КРИЗИС САМООПРЕДЕЛЕНИЯ» [18+] 

ПЕРЕВОД: Шаши Мартынова

Самоизоляция идет на пользу: первый роман прочитан, чем и спешу с вами поделиться. Аннотация к новому творению англичанина Бена Элтона не скрывает, что «Кризис самоопределения» основан на реальных событиях, точнее, трендах: оскорбление чувств, горячий хештег #metoo , референдум по выходу Англии из состава Королевства. Элтон лишь сдвигает время действия в своем романе вперед всего на несколько лет и достигает полнейшего абсурда.
Перед нами общество, в котором либерализм и толерантность достигли комической фазы, превратившись в фарс. Начинается некий террор, который автор видит в обострении частных самоопределений и их конфликте между собой. По мнению Элтона, на каждое лихо закрученное самоопределение найдется еще более продуманное. Эту линию он умело проводит через весь роман, каждая глава которого несет не менее продуманное название: #НеЕеВина, #ГордыйМужинист, Числогрыз и т.д.

 Нация перестала быть нацией. Она превратилась в сборище племен.

Сюжет начинается с детективной интриги: старший инспектор отдела уголовного розыска Майкл Мэтлок узнает об уличном убийстве и должен его расследовать, а также отчитываться перед прессой и общественностью о ходе дела. Героя настигает кризис, когда он случайно оскорбляет чувства публики, говоря в своей речи следующее: «Жертву звали Сэмми Хилл. Молодая женщина, на нее напали и убили ее вскоре после полуночи, когда она шла по Конуэй-парку“». Мэтлок – простодушный пережиток долиберальной эпохи, допускает серьезную ошибку, дополнив свое выступление: «Угораздило человека, что называется, не вовремя», — говорит он о несчастной жертве. И все: начальство, пресса, массы общественности – все они считают, что Мэтлок транслирует самый отпетый виктимблейминг, обвиняя жертву. Полицейскому приходится не столько вести расследование, сколько оправдываться перед взбешенными обывателями. Следствие затрудняет очередное происшествие — судмедэксперт долгое время не ставит Мэтлока в известность о том, что погибшая была женщиной-трансгендером, ревностно охраняя право жертвы на самоопределение. Ведение дела усложняется для убийственно консервативного Мэтлока тем, что о погибшей он теперь обязан говорить только в среднем роде, местоимениями «оне» и глаголами вроде «быле». Этот язык Мэтлоку вообще невыносимо больно воспроизводить.
Постепенно автор сливает детективную линию: она не является ключевой и постоянно прерывается разными скандалами, сотрясающими общество, теряясь в их глупости. Гомосексуальная пара пожаловалась в соцсети на хозяев гостиницы, отказавшихся предоставить им семейный номер. А вот историк Крессида Бейнз подает в суд на Сэмюэла Пипса – чиновника XVII века, прославившегося своим дневником о жизни Лондона той эпохи, а также своими любовными похождениями. Именно за этот злополучный дневник Пипса прелагают судить, запустив очередной хэштег «#ПомнимИх» для суда над всеми деятелями прошлого, замеченными в приставаниях к женщинам. Тем временем, эта кампания лишает работы пожилого актера Родни Уотсона, надеявшегося сыграть того самого Пипса. В общем, сжетных линий у Бена Этона слишком много, хотя запоминается и каждая из них.

 У гетеросексуального белого мужчины не может быть самоопределения? Такие вот у нас двойные стандарты. Если какой-нибудь гей скажет, что его звать Сюзен, это мы уважаем, потому что это его или ее самоопределение. А когда я говорю, что у меня имя Вотан и что я определяю себя как скандинавского бога, это фигня, так?

В итоге можно сказать, что «Кризис самоопределения» — не роман в традиционных канонах художественного сочинительства, не антиутопия и не фантастика с претензией на социальную сатиру. Это такой же дневник, как и документ Пипса, за тем исключением, что он фиксирует нашу эпоху с ее особенностями. Элтон подчеркивает документальность сносками о том, что ничего он не выдумывает: «The Great British Bake Off — британская телепрограмма, соревнование пекарей-любителей», «„Гластонбери“ — пятидневный фестиваль современного исполнительского искусства.
Язык самой книги — нечто среднее между статьей и блогом. Этот текст больше похож на журналистский очерк, а не на роман. Скорее всего, что в образах Джулиана, Подмаз-Свина, феминистки Джералдин Гиффард зашифрованы современные английские деятели, которых непременно узнают. Высмеивая либеральный абсурд, Элтон приводит нас к идее о том, что никто из нас не обладает свободой, она – лишь видимость, формирующая тоталитарное государство, которого мы все так боимся

Хороших вам книг и берегите себя.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы