ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ДЖЕНИН КАММИНС «АМЕРИКАНСКАЯ ГРЯЗЬ» [18+]
09.10.2020

БЕГИ, КРОЛИК: 

ДЖЕНИН КАММИНС «АМЕРИКАНСКАЯ ГРЯЗЬ» [18+] 

ПЕРЕВОД: Марии Степановой 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Синдбад, 2020

В США об этом романе говорят как о бомбе, которая разорвавшись внезапно и громко, вдруг разделила общество на два лагеря. Крупнейшие издательства боролись за право публикации, а сумма авторского гонорара за дебютный роман выросла до семизначной цифры. Опра Уинфри выбрала роман для обсуждения в своем книжном клубе. Но вот дым рассеялся, и книга, кажется, превратилась в одну из самых ненавистных. Критики говорят о подмене настоящей трагедии сентиментальной историей, которую белая успешная американка вообще не имела права писать. Нью-йоркское издательство Flatiron Books отменило тур в поддержку романа из-за "угроз автору". Так что же такого в этой книге?
Это история о владелице маленького книжного магазина в Акапулько – Лидии Перес и ее восьмилетнего сына Луки. Себастьян – муж героини, журналист, который пишет статью о картеле. И вот на первых же страницах происходит трагедия: вся семья Лидии убита, и ей предстоит увезти сына подальше от картеля – в США.
Интересно, что сама Камминс приезжала в Мескику, где очень долго собирала интервью, беседовала с депортированными семьями, мигрантами в Тихуане, правозащитниками.
«Американская грязь» - роуд-муви, и всю книгу герои движутся: бегут, едут на поезде, Синалоа сменяется Тихуаной, одна ночлежка – другой. В пути мать и сын встречают многих людей. И у каждого из них своя история. Кто-то бежит за мечтой о лучшей жизни, кто-то просто спасается от насилия, кого-то депортировали из Америки и они хотят вернуться назад. Их всех ждет очень тяжелый и опасный путь, на котором доверять нельзя никому – ни встречному бродяге, ни офицеру миграционной службы.
Неявной линией прописана американская тактика, благодаря которой сокращается количество нелегалов. Например, выделение мексиканской стороне денег на строительство ограждений на железнодорожных станциях. Ведь мигранты прямо на ходу прыгают в грузовые поезда. Видно и то, что большая часть наркотиков свободно переходит через границу, а каждый мигрант обязан заплатить проводнику 4000 долларов, часть из которых забирает картель.
Как роуд-муви книга очень динамична, но до хорошей художественной литературы не дотягивает. Слишком сентиментально. Лично мне оскомину набило. За этими охами и ахами, воспоминаниями свадьбы, щемящих сердце историй о бесконечном насилии и спекулятивном романтизировании злодея-хефе, не видно главного – трагической истории. Ее просто смыл поток слез. Любой продвинутый читатель понимает, что перед ним однодневный триллер, который сложно называть искусством.
Главное здесь, мне кажется, уже и не сама книга с ее художественными достоинствами и недостатками. А тот эффект, который она произвела. Ситуация с "Американской грязью" вызвала яростные дебаты о том, кто вообще должен писать такие истории.
В настоящее время "Американская грязь" находится в топе списка бестселлеров The New York Times. Но что самое забавное - некоторые из тех, кто изначально хвалил роман, уже изменили свое мнение. Это такой яркий пример социального конформизма и страха быть не в тренде, что даже страшно. Например, Опра уже заявила, что поторопилась с оценками и роман требует детального обсуждения, являясь очень спорным. А вот Сальме Хайек пришлось даже извиниться перед общественностью за публикацию фото с книгой в Instagram. "Американская грязь" — однозначное изображение требований Америки, чтобы все страдали ради возможности попасть в эту страну.
В книге мало художественной ценности. В ней нет красоты языка, богатства смысла. Но как культурный феномен ее нужно читать. Или хотя бы знать о ней.
Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы