ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ЭДУАРД ВЕРКИН «ОСТРОВ САХАЛИН» [18+]
09.02.2019

ОСТАВЬТЕ ЧЕХОВА В ПОКОЕ:

ЭДУАРД ВЕРКИН «ОСТРОВ САХАЛИН» [18+]

Сразу хочется обозначить для тех, кто читал Чехова: ничего общего здесь нет. Это очередная пафосная и вторичная попытка использовать чужое имя ради своего пиара. На этом в принципе отзыв можно было бы закончить. Но так как книга эта была названа одной из лучших в уходящем году, мне все же хочется разобраться, что в ней такого.
У меня совершенно нет желания накидываться на отечественную литературу, судорожно пытающуюся найти свой путь в этом мире, и обрушивать на нее свой гнев. В этой книге есть и достоинства, и недостатки. Возможно, если за всю свою жизнь человек не прочитал ни одной высококачественной антиутопии, то ему все понравится, и он даже будет удивлен. Но после Стругацких, Замятина, Лема, Хаксли, Бредбери, Этвуд, Оруэлла, здесь делать просто нечего. Если вы не смотрели «Безумного Макса», «Войну миров Z» или «Ходячих мертвецов», то, скорее всего, тоже откроете для себя что-то новое. Но в принципе «Остров Сахалин» - довольно посредственная попытка списать стилистику и антураж «Трудно быть Богом», прикрыв одну кражу другой – более невинной, и выставив наружу табличку, на которой как бы написано «Чехов». И как по мне – это мелко. Здесь нет полета мысли, как у Лема, нет глубины Стругацких, трагедии Хаксли. Мне в этой книге тесно, как в детской одежде.
Чем можно удивить современного читателя, избалованного любыми видами насилия, как в кино, так и в литературе? Видимо, Веркин считает, что это все еще можно сделать при помощи старой чернухи: мяса, расчлененных тел, смерти, мрака, вонючих испарений, жутких тюрем и всего подобного «добра». В мире его романа все очень плохо. Планета погибает, электричество отключают, навстречу Земле мчится здоровенный метеорит, но людям не до него. Есть проблемы важнее – непонятная напасть (внимание – спойлер: мы так и не узнаем, какая именно) превращает половину из них то ли в зомби, то ли в вампиров, если честно у меня не было никакого желания разбираться в этом вопросе, потому что он тотально притянут за уши.
Мне не хочется пересказывать сюжет, потому что даже этот пересказ меня утомляет. Но, тем не менее, считаю необходимым сказать основное. Несколько поколений назад Северная Корея всё-таки нажала на красную кнопку – ракеты уничтожили весь мир. России почти не осталось, как и самих русских – они здесь редкость. Только Япония осталась процветать на пепелище. Китайцы убегают с континента через остров, остатки корейцев – вообще нелюди, японцы – высшая раса. Главная героиня – футуролог Сирень, путешествует по этому отвратительному миру в поисках ответов. Я только не могу понять, если японцы – самые нормальные и их больше всех, то почему сама Сирень – с голубыми глазами и белой кожей, кто она? Но автору все это неважно. И любые вопросы попросту останутся без ответа.
В каждом поселении Сирень посещает местного мэра или другого представителя власти, разговаривает с ним о судьбах каторжан и мира в целом. И все спрашивает у них о будущем. Но ни у кого нет ответов для нее, и я не могу назвать образ героини дальновидным и правдоподобным, потому что любому ясно, что для этих людей нет такого понятия как «потом». Они не знают ответов. И поэтому ее жертвенное и отчаянное путешествие в этот безумный мир теряет весь свой смысл.
Это очень неровное и неструктурированное произведение, по которому пробираешься как по просторам серии игр Half-life, где то и дело отовсюду появляется всякая мерзость, только вот выстрелить в нее тебе нечем. В напарники Сирени дают свободного человека – Артема – смесь Рэмбо и Безумного Шляпника, который убивает на своем пути все, что видит всеми известными его воспаленному мозгу способами. Вроде бы он влюблен в Сирень, но любви в этом мире нет места. Она тонет в литрах крови, в бесконечных трупах, которые здесь используются и как мыло, и как декорации. На сотой странице их обилие уже перестает тебя удивлять, они здесь повсюду, да ими даже печки топят (!). Разновидность неведомого вируса порождает приступы каннибализма, с которыми Веркин вас с удовольствием познакомит, смакуя каждую подробность.
При всем желании, полюбить эту книгу трудно. Для меня – невозможно. Я не люблю порванных и неоконченных сюжетных линий, дыр в повествовании, отсутствия ответов и просто нарушения логики. Самое плохое для меня то, что этот нарисованный мир неблагонадежен благодаря автору. Персонажи путаются в показаниях, «никогда не смеявшийся мальчик» смеялся несколько страниц назад. Почему живых мертвецов надо непременно убивать снарядами, если они гибнут от обыкновенной воды? Откуда у Сирени вновь появляется выброшенный уже дважды дорогостоящий кусок ценной породы? Итог один: если ты берешься за фантастический жанр, если претендуешь на «добротную антиутопию», то потрудись над логикой, продумай все конкретно.
Впрочем, в окончании мне хочется выделить единственный плюс романа, который я не могла не заметить в кровавом потоке повествования. Веркин попытался донести одну очень хорошую истину – наивность в вопросах грядущего будущего, отсутствие интереса к его развитию – всего лишь наше желание закрыть глаза и плыть по течению, наш страх. Итог этого подхода - смрад, грязь, хаос, жестокость и возвращение к первичной первобытной дикости. И только желание видеть будущее светлым, забота о нем и беспокойство могут как-то вывести из мрака. Как и Сирень, выбравшаяся из этих мертвых куч – символ новой зарождающейся жизни, Земли 2:0. Она выносит с собой из грязи, мрака и ядерного апокалипсиса новую жизнь, которая и является единственной и главной ценностью. Из мира, где об этом забыли, где жизнь больше ничего не значит, где трупы даже не считают, Сирень приходи в мир новый, у которого есть надежда на спасение. Но я и так все это знала и читала об этом десятки раз. Не стоило почти 500 страниц елозить меня лицом по грязи, чтобы донести такую общеизвестную истину.
Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы