ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОВАРДА ЛАВКРАФТА
14.03.2022

I AM PROVIDENCE: 

ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОВАРДА ЛАВКРАФТА

15 марта 85 лет назад умер великий писатель, навсегда изменивший литературу - Говард Филлипс Лавкрафт.
Наверное, самый лучший его биограф - Лайон Спрэг Де Камп, в книге «Лавкрафт: живой Ктулху» пишет очень много интересного: всю жизнь писатель был очень брезглив: предпочитал выбрасывать убитую мышь вместе с мышеловкой, ненавидел скопление людей. Зато обожал кошек, шоколад и мороженое, а в кофе добавлял столько сахара, что на дне плавала вязкая масса. И, кроме того, испытывал отвращение к морепродуктам. Видимо, поэтому Ктулху изображен как огромный осьминог. Лавкрафт с раннего детства страдал ночными кошмарами, и многие жуткие существа, поселившиеся в его произведениях, перекочевали туда именно из тревожных снов маленького Говарда.
В целом противоречивую фигуру Лавкрафта можно описать одной цитатой – это был «человек выдающихся достоинств и вопиющих недостатков». Но недостатки эти в Лавкрафте процветали не из злости или глупости, а из болезненно гипертрофированного чувства собственного достоинства, из условий воспитания и полного неумения приспособиться к жизни.
После расставания с женой – Соней Грин, искренне любившей Лавкрафта, он вернулся в родной Провиденс и жил там до конца жизни со своими тетушками.

 О себе он писал так:

Моя жизнь проходит не среди людей, но среди видов — мои частные привязанности не личные, а топографические и архитектурные... Я лишь впаду в догматизм, говоря, что должен быть именно в Новой Англии — в той или иной форме. Провиденс является частью меня — и я есть Провиденс...

Оставаясь в любимом Провиденсе, Лавкрафт много писал: писал непростительно и расточительно много писем, правил чужие работы, и, конечно, преодолевая неприязнь к печатной машинке, создавал рассказы, которые сегодня стали каноном психологического хоррора. В 1936 году у него обнаружили рак кишечника, который можно было бы диагностировать раньше, имей Лавкрафт привычку посещать врачей. Он уходил тихо и мирно, веселил медсестер и как всегда был настоящим джентльменом. Рано утром 15 марта 1937 года его не стало, а фраза «Я есть Провиденс» («I am Providence») и поныне украшает памятник великого писателя.
При жизни ему, увы, так и не удалось обрести ту сумасшедшую популярность, которая пришла уже в наше время. Как говорят его биографы: «Лавкрафт умер, писатель родился».
Сегодня по мотивам рассказов Лавкрафта снято множество фильмов и сериалов, его творчество активно изучают философы спекулятивного реализма (Б. Вудард, Ю. Такер). Говоря о вдохновленных его творчеством произведениях, нельзя не упомянуть и графический роман Алана Мура – «Провиденс».

Цикл «Мифы Ктулху»

Бесспорно, главным детищем Лавкрафта стал цикл рассказов и мифологии впоследствии названный «Мифы Ктулху». Объединить все истории с единым сюжетообразующим ядром в общий цикл придумал не сам Лавкрафт, вечно занятый зарабатыванием скудных грошей, а его ученики, многочисленные друзья и последователи.
Если вам еще не приходилось сталкиваться с творчеством Лавкрафта, то, знакомство стоит начать именно с этого цикла. Он представляет собой довольно большое количество рассказов, в каждом из которых — совершенно разные истории, так или иначе пронизанных общими идеями: тайные религиозные культы, поклоняющиеся Древним, зловещая книга «Некрономикон», город Аркхем.
Заглавным рассказом цикла, конечно же, стал «Зов Ктулху» - краеугольный камень всего лавкрафтианского наследия. Именно из этого рассказа читатель узнаёт, что Ктулху — это Великий Древний исполинских размеров с гуманоидным телом, покрытым чешуей, пока что спящий на дне морском в Р’льехе. Его прихода ждут члены религиозного культа, принося Ктулху в жертву случайных странников, которые волею случая забрели не туда.

Цвет из иных миров

Рассказ был написан Лавкрафтом в 1927 году и описывает события, в очередной раз подводящие читателя к экзистенциальной мысли, что все наши познания об окружающем мире довольно зыбки и ограничиваются возможностями нашего мозга и органов чувств. Действие происходит к западу от Аркхема. Местные жители отказываются от разговора с рассказчиком, который прибыл в поселение по работе, но вскоре ему удается найти сумасшедшего старика - Пирса. Рассказ старика и становится основой рассказа. Кстати, излюбленный ход Лавкрафта – подать повествование в виде записок или чьей-то оборванной исповеди.
Лавкрафт, с присущей ему скрупулезностью и маниакальной точностью в деталях, этап за этапом описывает погружение во мрак целой семьи, все глубже втаптывая читателя в мир безумия и первобытного хаоса.

Хребты безумия

Лавкрафт, сам того не осознавая, совершил революцию в литературе ужаса, сместив центр с привычного нам земного мира в огромную недружелюбную Вселенную. От ужаса клаустрофобного, как у Эдгара По, он перевел нас к ужасу необъятного масштаба, превосходящему даже человеческий разум.
«Хребты безумия» можно читать как отдельное произведение или как часть «Мифов Ктулху». В этой повести также затронута тема тайных культов, расположившихся в Антарктиде. В ходе исследования этой местности герои столкнутся с чем-то очень древним, жутким и необъяснимым.

Некрономикон

«Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого», — так писал сам Лавкрафт в эссе «Сверхъестественный ужас в литературе».
Этот цикл рассказов включает около 19 рассказов, в том числе самую важную историю – историю знаменитого Некрономикона — «Книги Мертвых», которая фигурирует в большинстве рассказов Лавкрафта. Очень интересно, что еще при жизни писателя многие поклонники действительно поверили в существование этой книги и разыскивали ее в букинистических лавках по всему миру.
Особую таинственность этим текстам придает авторская манера повествования в стиле старинных баллад о Древних Богах.


Миры Говарда Лавкрафта, несмотря на всю свою угнетающую и мрачную атмосферу хтонического ужаса, представляют интерес не только для его поклонников, но и для тех, кто занимается историей хоррора и хочет погрузиться в нее как можно глубже. Здесь без Лавкрафта никак не обойтись. Его уникальный почерк, умение затягивать повествование там, где это нужно, педантичность в описании деталей и безграничная фантазия в изобретении самых разных тварей (Ктулху, Азатот, Йог-Сотот, Шуб-Ниггурат, шогготы и др.), сделали его иконой жанра. Современного хоррора, каким мы его знаем, не было бы без этих рассказов.


Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы