ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ПИТЕР ДЖ. ТОМАСИ, ИЭН БЕРТРАМ «ДОМ ПОКАЯНИЯ» [18+]
11.10.2022

ПРИЗРАКИ ВОЙНЫ:
ПИТЕР ДЖ. ТОМАСИ, ИЭН БЕРТРАМ «ДОМ ПОКАЯНИЯ», [18+]
ПЕРЕВОД: Р.Я. ИЗДАТЕЛЬСТВО: Alpaca, 2022.

Эта история началась в 1881 году, когда ушел из жизни Уильям Винчестер. Его отец Оливер создал легендарное ружье, покорившее Дикий Запад. Многозарядные «винчестеры» отвечали духу времени и стали идеальным оружием Гражданской войны. Убийственное изобретение сделало Винчестеров миллионерами, но вскоре их постигли неудачи. Вначале умер 70-летний Оливер, потом и его сын, оставив огромное состояние своей безутешной вдове - Саре Винчестер. Сара, потерявшая дочь еще в младенчестве, а потом мужа и свекра, убедила себя в том, что семью преследует проклятие и обратилась за помощью и советом к медиумам. Во время сеанса она якобы получила совет от покойного мужа – проклятие снимет только строительство дома, способного вместить души всех, кто погиб от выстрелов из винтовок, выпущенных на фабриках Винчестеров.

Сара Винчестер покинула Бостон и отправилась в Калифорнию, где посвятила 40 лет строительству таинственного дома. 160 комнат, сотни тупиков, лестницы, упирающиеся в стены, двери, выходящие в никуда, окна в полу, потайные ходы и тайники. Некоторые окна смотрят не наружу, а внутрь помещений, а на стенах, потолках и витражах повторяется один и тот же мотив — стилизованная паутина. Такие странности – это желание Сары запутать духов, спрятаться от них в этом лабиринте. Именно поэтому Сара никогда не спала две ночи подряд в одной комнате. А в самом сердце дома она спрятала комнату для спиритических сеансов. Это подлинная история, которая не раз становилось лейтмотивом в произведениях популярной культуры. И сегодня дом Сары Винчестер — одно из главных туристических мест города Сан-Хосе в штате Калифорния.

Готический хоррор-комикс «Дом покаяния» собирает из элементов легенды о Саре Винчестер собственный лабиринт, предназначенный для думающего и подготовленного читателя. Ведь в этом лабиринте, среди агрессивных кровавых метафор и сюжетных головоломок, прячется неожиданно громкий пацифистский призыв – желание увидеть этот мир без войны, оружия и тотальной агрессии.

Хрупкая почти прозрачная Сара уверенно противостоит всем формам насилия: помогает убийцам и грабителям встать на путь исправления, переплавляет винтовки в предметы интерьера. Но ее намерениям постоянно кто-то мешает – то злые духи мертвецов, притаившиеся в доме, то навалившаяся депрессия. А потом на пороге появляется бывший солдат Уоррен Пек, который начинает защищать хозяйку и ее странный дом.

Сценарий этого удивительного мистического комикса написал Питер Томаси, известный своей работой над супергероикой DC Comics. А над рисунками работал Иэн Бертрам, вдохновлявшийся графикой Жана Жиро, картинами Фрэнсиса Бэкона и Эгона Шиле.

У них сложился прекрасный дуэт, в котором один мастерски придумывает невероятные сюжетный ходы, от которых бросает в дрожь, а второй – визуализирует холодный пот и гримасы ужаса.

Сара ложится спать рядом с одеждой дочери и мужа, поет колыбельную погибшим домочадцам. Строящийся дом сотрясают отбойные молотки, имитирующие выстрелы и напоминающие рабочим об их страшных деяниях. Здесь, в этих странных готических декорациях, затопленных кровью, читателю буквально физически станет тяжело дышать. Кровь испачкает руки, затопит все вокруг. Но здесь же творится удивительная магия – одновременное отпевание всех убитых и страстный молебен о прощении выживших.

Главная сила героини – в ее искреннем, ничем не выпачканном милосердии. Том самом, которое, пусть и без христианского смирения, но в тысячу раз мощнее.

Включение в сюжет Уоррена Пека позволяет расширить тему покаяния и перейти от частных судеб к исторической перспективе и коллективной травме Америки. Авторы упоминают войну Севера и Юга, испано-американскую войну 1898 года и, конечно же, геноцид коренного населения Америки, на крови которых взросла «американская мечта».

Уничтожая другого, человек разрушает себя. И каждый выстрел Уоррена, каждое убийство, совершенное им, рикошетом било по его собственному сознанию. И один из рабочих в доме Винчестеров все время повторяет простую фразу: «убийство есть убийство», вызывая читателя на откровенность о том, что никакому насилию нет оправдания. Ни в исторической перспективе, ни в личной.

Человеческая жестокость наглядно воплощена в комиксе в виде красных лавкрафтианских щупалец, ползающих повсюду. И когда основной сюжет будет разыгран, а герои исчезнут, эти щупальца останутся на последних страницах, нацелившись на читателя и вопрошая: а какой выбор делаешь ты? Ведь как бы ни пряталась от душ мертвецов в своем лабиринте Сара Винчестер, мечтающая о светлом будущем, эти щупальца дотянулись и до наших дней, сдавливая, удушая и умерщвляя все живое.

Хороших вам книг.

VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы