ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

САРА ВАЙНМАН «ПОДЛИННАЯ ЖИЗНЬ ЛОЛИТЫ» [18+]
15.07.2020

ОБРАТНАЯ СТОРОНА: 

САРА ВАЙНМАН «ПОДЛИННАЯ ЖИЗНЬ ЛОЛИТЫ» [18+]

ПЕРЕВОД: Ю. Полещук 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Индивидуум, 2019.

Наверное, нет такого человека, который не читал бы знаменитую «Лолиту» Владимира Набокова. Культовый роман, блестящий талантливый автор – один из лучших писателей, на мой взгляд. Как только не исследовали этот уникальный роман – и с точки зрения философии, и психологии, и лингвистики. И вот перед нами еще один взгляд. Но не на произведение Набокова, а на саму историю, которая могла стать его основой.
Сара Вайнман — профессиональный журналист-детектив. Ее эссе часто обсуждаются в тру-крайм-комьюнити – пабликах, посвященных реальным преступлениям.
Вайнман регулярно пишет о преступлениях, вытаскивая на свет дела минувших дней и заставляя общество вновь обратить на них внимание. Ее материалы выходят на крупнейших порталах Америки, а сама она, прежде чем заняться подобными расследованиями, защитила дипломную работу по криминалистике.
Как журналисту ей интересно разобраться в том, что именно заставляет людей совершать преступления.
Сама Вайнман в предисловии в книге:

 Я пишу о преступлениях и тем зарабатываю на жизнь. Это значит, что мне приходится много читать о том плохом, что случается с людьми — как хорошими, так и не очень, — и погружаться в эти истории с головой. Детективы пытаются ответить на вопрос, что заставляет нормальных, казалось бы, людей пускаться во все тяжкие: почему добропорядочные вдруг теряют голову, а любовь сменяется ненавистью? Такие истории вызывают у меня более чем обычный интерес: я становлюсь одержима ими. И если ощущение не проходит, я понимаю: да, это мое. За годы работы я осознала, что есть истории, которые только выигрывают от короткой формы. Другим же тесны искусственные рамки журнальной статьи.

Вначале небольшое эссе об одиннадцатилетней девочке, которую похитил педофил и двадцать один месяц возил с собой по Америке, вышло в ноябре 2014 года на портале Hazlitt. И сразу же имело умопомрачительный успех. Ввайнман сразу же поняла: историю нужно раскручивать, и принялась лихорадочно собирать материал.
И, надо сказать, такая скорость вряд ли случайна — в конце концов, Набоков, упомянутый в заголовке российским издателем (в оригинале книга называется просто — Real Lolita) остается в категории гениев, следовательно, все связанное с ним обращает на себя внимание.
На выход «Подлинной истории Лолиты» отреагировало большинство поклонников таланта Набокова, злобно ее осуждая и обвиняя Вайнман в попытке хайпа, напоминая, что сам Набоков отрицал, что списал свой образ с реальной девочки.
И, правда, автор будто утверждает, что если бы не реальная история, то великий писатель бы никогда не добился такого психологизма. Весьма сомнительный довод, тем более по отношению к Набокову.
Однако, если отвлечься от всех эмоций, то нужно признать, что Вайнман действительно дает необычный обзор истории. И следует сделать ей поблажку – ведь она не литературовед, а криминалист.
Она пишет историю Салли Хорнер, а вместе с этим и историю Америки 40-х и 50-х — маленьких городков, пыльных улиц и полицейских сводок. Педантичность Вайнман на самом деле поражает: на каждый свой тезис она приводит по ссылке на реальный источник, вплоть до некрологов о совсем уж второстепенных участниках этой истории. В исследовании же творчества Набокова у нее есть своя путеводная звезда — историк литературы Александр Долинин, на чьи работы о Набокове и предположение о взаимосвязи Салли и Лолиты она сразу же ссылается.
Для Вайнман такая последовательность действий привычна. Проследить связь художественного произведения и реальной жизни она решает не впервые: ее антологии о жизни писательниц, а также большое эссе, в котором она исследует взаимосвязь культового фильма «Ванда» с реальным преступлением.
Но все же вектор исследований Вайнман очевидно смещается. Она хоть и предполагает, что историю Набоков заимствовал, главный герой здесь – не он. Это, конечно, сама Салли Хорнер и ее похититель - Фрэнк Ласалль. Вайнман пристально изучает близких девочки, особенно ее мать, совсем немного на сцене появляются родственники Ласалля и детективы, расследующие похищение девочки.
В другой сюжетной арке — Набоков, путешествующий по Америке, писатель и — муж Веры Набоковой. И, кстати, именно личностью Веры Сара Вайнман очарована больше всего. В числе изученных ею литературных источников она упоминает книгу Стэйси Шифф о Вере, к которой постоянно обращается.
Кажется, что, несмотря на канву этой истории, главными героинями Вайнман видит здесь женщин. Журналистка очеловечивает свои истории, придает им смысл, логику и психологизм, который мы упускаем в жизни. Например, ее последняя публикация посвящена серийному маньяку Маттиасу Рейесу. Эта масштабная работа связывает в один тугой узел истории всех жертв, их близких, друзей. Вайнман пишет не о нем, а о тех, чьи жизни он покалечил и изменил. Так они обретают смысл.
Именно очеловечивание любой истории преступления путем рассказа о жертвах, а не об убийцах, о том, как сложилась или как не сложилась их судьба, является для Вайнман своеобразным восстановлением справедливости.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы