ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

САЯКА МУРАТА «ЧЕЛОВЕК-КОМБИНИ» [18+]
13.10.2020

РАБОТА НЕ ВОЛК: 

САЯКА МУРАТА «ЧЕЛОВЕК-КОМБИНИ» [18+]

ПЕРЕВОД: Дмитрия Коваленина 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Popcorn Books, 2020

«Человек-комбини» — первый роман японки Саяки Мураты, который у нас перевели. И надо отметить, что перевод отменный. В книге очень тонко сохранен национальный колорит, но при этом читателю все понятно, и не возникает никаких трудностей. Во всех неясных местах и моментах есть сноски, так что не нужно бояться культурной разницы.
Главная героиня романа - Кэйко Фурукура работает в японском комбини-мини-маркете. Она типичный герой нашего времени – странная, одинокая. Кэйко живет одна, но ее все устраивает. Вот только общество предъявляет слишком много требований. И читатель вместе с героиней очень скоро сталкивается с этими, на первый взгляд, безобидными стереотипами: «Веди себя прилично», «Женщина в твоем возрасте», «Ты должна».
Стилистика романа очень простая. И в этой утилитарности кроется авторский замысел – оставить лишь главное, спрятать всю шелуху, все ложные смыслы. Удивительный мир Кэйко описан через звуки: разговоры продавцов, пикание сканера, треск упаковки. Это для нее и есть целый мир.
Продвинутый читатель уже на первых страницах понимает, что у героини расстройство социального поведения. Кэйко всегда была человеком, которому трудно соблюдать правила и условности. И скудный рассказ о ее детстве показывает нам, насколько буквально она понимала чужие слова и не умела проявлять гибкость. Например, разнять драку для нее – это ударить обоих участников лопатой.
Работа в комбини для – бегство от мира, возможность притвориться «нормальной», быть такой, какой быть безопаснее. Не собой, конечно. И вот за плечами инструктаж для продавцов. Теперь Кэйко знает, как нужно улыбаться, разговаривать и держать себя с людьми. Так она превращается в человека-комбини, человека эпохи потребления, цель которого – удовлетворять нужды социума.
Кэйко – человек-конструктор. У нее полностью отсутствует селф, и для меня она – пугающее олицетворение больного мира, в котором нам не разрешают быть собой. В котором мы просыпаемся в тридцать пять с желанием вышибить себе мозги или прыгнуть с моста, не понимая, кто мы и что здесь делаем.
Чтобы быть нормальной в глазах других, ей приходится буквально воссоздавать и дорисовывать себя. Она копирует манеру речи других продавщиц, покупает такую же одежду, косметику. Она поглощает их личности, мимикрирует. Но работа перестает устраивать семью: восемнадцать лет на полставки, без мужа и детей — вот это уж точно «ненормально». И тут в магазине появляется Сираха – мужская копия героини.
Конечно, роман – это очень жесткая история о границах, которые нам выстраивает общество и о том, на что мы идем, чтобы в этих границах оставаться. Кэйко начинает работу в магазине, чтобы спрятаться, но находит там свое место – ей комфортно. Но обществу всегда недостаточно. Ему всегда мало. Коллеги, супер-мамочки, родственники – никто не умолкает, все знают, как ты должен жить.
В качестве противоположности Кэйко выступает мужской персонаж – такой же неприкаянный и несчастный. Ему за тридцать и, когда он устраивается на работу в комбини, неприятно становится всем. Сираха пристает к продавщицам и вечно жалуется на жизнь. У него своя философия, приверженцев которой, на самом деле, можно сегодня встретить буквально везде. Он уверен, что мы все еще живем по законам племени: сильные самцы получают власть и самок, слабые – ничего. Так он и объясняет причины своей несостоятельности. И многие так делают. Ищут оправдания в обществе, в традиции, в других. Но в отличие от его паразитического существования, Кэйко обеспечивает себя сама. Она не озлоблена на мир. Она просто другая, и находит радость в чем-то своем. Просто никто ей этого не позволит.
«Человек-комбини» - это не просто очередная история о том, как общество всех ломает. В нынешнее время многие определяют себя лишь через профессию, избегая или полностью игнорируя другие грани. Профессия определяет современного человека больше, чем когда-либо. В профессии мы порой прячемся от необходимости выбора, от боли разочарования, от чувств.
Роман прекрасно ложится не только в реальность Японии, с плачевной статистикой самоубийств, но и в реальность каждого из нас – кто хоть однажды стоял лицом к лицу с социальным диктатом и не решался сделать по-своему.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы