ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ТОВА МИРВИС «ЖЕНСКИЙ КЛУБ» [18+]
17.07.2020

ГОВОРИ СО МНОЙ: 

ТОВА МИРВИС «ЖЕНСКИЙ КЛУБ» [18+] 

ПЕРЕВОД: М. Глезерова 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Книжники, 2020.

«Женский клуб» — дебютный роман американской писательницы Товы Мирвис, вышедший в далеком 1999 году и переведенный у нас только сейчас.
Роман всецело посвящен жизни ортодоксальной еврейской общины Мемфиса, частью которой долгое время была сама Мирвис. После того, как ее роман вышел в свет Мирвис покинула общину и вообще штат Теннеси, а в 2007 году написала мемуары с красноречивым названием - «Книга разделения».
История, рассказанная в «Женском клубе» посвящена банальному на первый взгляд нежеланию общины принимать некоторых людей, которое иногда граничит с безумием.
Сюжет разворачивается вокруг героини по имени Бат-Шева. Она не была рождена еврейкой, но приняла иудаизм во время замужества, ради будущего супруга. Когда Бат-Шева овдовела, она так и не смогла найти себе и своей маленькой дочери место в своем городе и переехала в общину мужа, надеясь обрести там помощь и поддержку.
Но для Мемфиса Бат-Шева оказывается слишком своеобразной. Она своевольная – одевается, как хочет; воспитывает дочь в атмосфере демократии, а не страха. Кроме того, она – художница. И если вам это кажется незначительным, то общине, в которую попадает героиня, этого достаточно, чтобы ее невзлюбить.
Община — а точнее, тот самый Женский клуб, он же Женский кружок, никак не может принять, что Бат-Шева выглядит не так, как все, и ведет себя по-другому —неподобающе. Она позволила себе не соблюдать правила кашрута после того, как погиб ее муж, и после его смерти у нее был роман с женатым мужчиной. Каждое из таких нарушений заповедей Бат-Шева объясняет собственным глубоким психологическим потрясением. Но у общины такого термина нет. Все уверены: это потому что женщина недостаточно верит.
И тут давайте отвлечемся от сюжета и перейдем в плоскость социальных проблем. Кто из нас, женщин, не сталкивался, с непринятием некоторым негласным «женским клубом»: на работе, в институте? С тем, что тебя обсуждают за каждое движение, за слишком короткое новое платье, за роман, за несогласие с остальными, нежелание быть в их числе? Тебя не принимают, и все. И женщины готовы пойти ради этого на многое. Объединяясь в злобные завистливые кластеры, они способны уничтожать и давить любую, кто будет от них отличаться. Неприятно? Да, неприятно, особенно в свете позитивной фемповестки нынешнего дня. Но женщинам по-прежнему придется вымаливать уважение у мужчин, пока они не научатся уважать друг друга и относиться с пониманием.
Книга написана уникальным способом, от лица общины - мы сказали, нам показалось, мы уверены - олицетворяя безликую массу, обладающую единственным правильным взглядом. По их мнению, человек, посмевший отойти от известных с детства установок, верит не истинно. В этой интерпретации вера сводится в первую очередь к соблюдению определенного порядка действий, выработанного тысячу лет назад. Например, в синагоге после службы положено дотрагиваться до Торы молитвенниками, а затем целовать их, но не Тору. Или в специальную комнату для сакрального омовения женщин – микву, положено ходить только замужним, но не вдовам. И уж, тем более, не тем, кто согрешил.
Бат-Шева отошла от заведенного порядка действий: соблюдая правила, она дала им новую интерпретацию. И община воспринимает это как ужасное нарушение.

 Но я хочу, даже если и не обязана. Когда надо мной смыкается вода, я чувствую, будто вся нечистота покидает мое тело. Если выполнять заповеди только потому, что так велено, из мицвы уйдет вся радость. А я думаю, нам нужно гораздо больше внимания уделять духовной стороне иудаизма. О ней так часто забывают, и в результате теряется столько важного, что составляет самую его суть.

Бат-Шева каждым своим действием пытается объяснить: она думает о Боге и пытается разобраться в его законах. Но при этом она не следует им по инерции, она осмысляет каждый свой шаг и просит у общины помощи, уверенная, что здесь этот путь прошел каждый. Но как же она ошибалась. Эти женщины не собирались ей помогать. И они никогда не задумывались о том, что значат их собственные механические действия. У них и так всегда было много дел: они учились готовить блюда для шабата, а повзрослев, тратили все свои силы на правильное воспитание детей. Появление Бат-Шевы вносит изменения в сложившийся уклад: это, конечно, не революция, но уже некоторые подвижки. Мысли о том, зачем нужна вера и что она такое, посещают героинь все чаще.

 Мы заметили, что тоже хотим получить ответы на вопросы, которые маячили где-то на задворках нашего сознания. Например, почему мы не должны исполнять все те же заповеди, что и мужчины? И правда ли Господь видит каждый наш мельчайший поступок? Разве Он не занят куда более важными вещами? Мы хотели знать больше, мы задавали вопросы в Женском домашнем кружке, мы требовали от рабби более подробного объяснения понятий, которых он касался лишь вскользь.

«Женский клуб» строится по достаточно отработанной и известной схеме: спокойную жизнь тихого района небольшого городка нарушает приезд необычного героя. Сначала персонажа не принимают, но выясняется, что человек он хороший и многому может научить местных. Вскоре новичок оступается, и вот уже все идут против него, чтобы вскорости восстановить хрупкий мир.
Особенность «Женского клуба» в том, что, все герои здесь гипертрофированы, а сама Мирвис пишет о них с иронией.
«Мы бы принесли целительного куриного бульона, и все встало бы на свои места» - так думает община, когда выясняется, что всеобщий любимец – сын раввина, отказывается от права занять это место и уезжает из города, отрекшись от веры и разочаровавшись во всем. Есть ли трагедия более ужасная?
Все конфликты романа крутятся вокруг вопроса веры. И он предстает по-новому, когда начинает пересекаться с проблемой преемственности поколений, актуальной в таких общинах. Молодые евреи даже не пытаются обрести веру, потому что родители не могут объяснить им, как, и только усиливают запреты. Так вера превращается в сплошные ограничения и страх. И никто не хочет жить в страхе.
Община Мемфиса оказывается на пороге катастрофы: она остается без молодого раввина и без молодежи вообще. Но спасение возможно через разговор. Например, с Бат-Шевой, для которой вообще нет запретных тем.

 Не знаю, достаточно ли мне этого. Мне правда необходимо прежде всего чувствовать. Я не хочу просто делать что-то на автомате.

Книга посвящена ортодоксальным иудеям и их вере — но, в сущности, так ли уж сильно в современном мире отличается жизнь людей светских от жизни людей религиозных? И те, и другие регулярно выполняют привычные действия, не задумываясь об их значении, не задаваясь лишними вопросами.
Роман Товы Мирвис не только о вере, но и об осознанности. И об одной из важных ее составляющих – осознанности коллективно й. В таком ракурсе «Женский клуб» и сегодня оказывается жгуче актуальным.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы