ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ВИРЖИНИ ДЕПАНТ «КИНГ-КОНГ ТЕОРИЯ» [18+]
13.12.2019

КИНГ-КОНГ ИЩЕТ ЧЕЛОВЕКА:

ВИРЖИНИ ДЕПАНТ «КИНГ-КОНГ ТЕОРИЯ» [18+] 

ПЕРЕВОД: Е. Шторн 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: No Kidding Press, 2019

Феминизм продолжает ударной волной накатывать на эклектичную российскую действительность, к такому натиску не готовую. И в то время как у нас воинственно противопоставляют «мужское» и «женское», сам перевод «Кинг-Конг теории» свидетельствует о нескольких важных вещах. Во-первых, что- то изменилось в информационном поле, в самой феминистической повестке, которая набила оскомину в навязчивой - и, по мне, весьма искусственной - попытке стать очередной модной тенденцией, меняющей времена и судьбы. Издательство No Kidding Press специализируется книгах, написанных женщинами и обретших статус «культовых». Политика издательства – акцентирование внимания человека читающего на проблеме гендера и половой идентификации. Благодаря работе его редакторов читателей обрели такие женские голоса эпохи как Айлин Майлз, Констанс ДеЖонг, Лив Стрёмквист с душераздирающими черно-белыми комиксами о женской природе и судьбе. Во-вторых, постепенно приходит понимание, что сам феминизм может и должен быть разным, но в целом он не против чего-то и не вопреки. Виржини Депант дает повод задуматься над сменой полярности в этом вопросе и пытается придать проблеме общечеловеческий масштаб.

«Кинг-Конг теория» - сборник эссе французской писательницы и режиссера, читая который я все время ловила себя на мысли: «Боже, я хочу уметь писать также». Депант, не стесняясь в выражениях, и довольно яростно дает отпор гламуру, устаревшей патриархальной модели, обществу потребления. Она призывает женщин освободить внутреннего Кинг-Конга, связанного с личной свободой, а не с гендером.  Она честно – до слез, до крови честно - рассказывает о личном опыте насилия, о том, как его преодолеть. И в своем экстремально интимном порыве формулирует довольно оригинальные идеи. Ее книга - опыт жертвы, сумевшей от этой навязанной обществом жертвенности освободиться и показавшей, что же находится там – за пределами наших установок. Автор осознает пережитый в подростковом возрасте эпизод насилия не как конец жизни, а как преодолимое обстоятельство, как основу собственной личности, ключевой момент биографии, не уродующий ее, а создающий.

«Мы всегда виноваты в том, что с нами сделали. На нас возлагают ответственность за желание, которое мы вызываем. Изнасилование – это прямая и простейшая модель применения власти, которая принадлежит только мужчинам. Не война, не охота, не насилие вообще и не варварство, а именно изнасилование – то, чем женщины до сих пор не смогли овладеть».

Центральное эссе посвящено теме изнасилования в истории и в современном мире. Вы когда-нибудь задумывались, что у любой травмы есть своя литература? Тюрьма, депортация, смерть близких, абьюз: все отработано в прозе и стихах. Депант говорит о том, что изнасилование как одна из базовых травм годами была окружена ореолом молчания. Ни одна женщина не прибегала к словам, чтобы сделать его сюжетом романа, дать руководство к действию. Но вот в 1990 году появилась Камилла Палья, и все изменилось. Она впервые сказала, что это неизбежный риск, который женщина должна принимать, если хочет свободно передвигаться. Если с тобой это случилось, встань, отряхнись и иди дальше. Впервые на изнасилование взглянули по-другому, перестав повторять это вечное «бедные девочки». Впервые кто-то возвысил способность оправиться от насилия и жить дальше, а не отращивать травму как смертельную опухоль. Палья свергла изнасилование с пьедестала, лишила власти, моментально сделавшись самой противоречивой фигурой среди движения феминизма. Ее критикуют за то, что она защищает мужчин, но она лишь предъявила миру опыт неслыханной свободы перестать делать из всего драму. Она помогла миллионам вернуть себе собственную жизнь, не отрицать, не впадать в депрессию, а выразить гнев и жить дальше. Сегодня Палью занимают проблемы конфронтации полов, но она также пишет о современной культуре, искусстве, политике. В 2017 году вышел сборник ее статей «Свободные женщины, свободные мужчины: Пол, гендер, феминизм», который достоин внимания каждого интересующегося проблематикой человека. Такие женщины формируют реальность, наполняют ее актуальными вопросами и дают на них ответы.

«Меня бесит общество, которое не научило меня, как ударить ножом ублюдка, который силой раздвигает мне ноги, зато внушило, что это преступление, от которого я не должна оправиться. А больше всего меня бесит то, что, оказавшись перед тремя мужиками с ружьем, в темном лесу, откуда не убежишь, я до сих пор чувствую себя виноватой, что мне не хватило смелости попытаться защититься моим перочинным ножичком».

«Кинг-Конг теория» не похожа на книги Наоми Вульф, Маргарет Этвуд, Чимаманды Нгози Адичи. Депант совсем другая, ее идеи выше идей современного феминизма, который сам замкнул себя в жесткие рамки. Она обращается не к мужчинам и женщинам, а к человеку внутри каждого из нас. Она говорит о том, что в современном обществе, претендующем на контроль над каждой сферой нашей жизни, никто не в безопасности. Социум, как и любая невротизированная система запускает механизм самоуничтожения, от которого страдают все. Когда коллективное бессознательное посредством СМИ придает сверхценность одному и обесценивает другое, у нас начинаются серьезные проблемы. Например, Депант уверенно заявляет, что культ материнства несет обществу непоправимый вред. Так отцы лишаются голоса, а ведь взгляд отца на ребенка несет в себе возможность перемен. Они могут научить дочерей тому, что у тех есть собственное существование вне рынка соблазнения и традиционной гендерной игры.  Они могут показать сыновьям, что навязчивая маскулинность – это ловушка из подавления собственных эмоций, потому что традиционная обязанность быть мужественным калечит  не меньше навязанной женственности.

Этот взгляд Депант противоречит многому из того, что я слышу сегодня о феминизме, потому что не сводится к отвратительной формуле «все мужчины – козлы». Он не сводится к обвинению мужчин в притеснении женщин, потому что – простите – не все так просто. Как вы думаете, что нужно, чтобы быть «настоящим мужчиной» в современном мире? Подавлять свои чувства, заглушать эмоциональность. Навсегда порвать с детством, переживать из-за размера гениталий, уметь доставить женщине удовольствие. Не просить о помощи, быть ответственным, всегда действовать первым. Не плакать, не чувствовать, и постоянно быть должным. Проявлять природную агрессивность и грубость, быть богатым, успешным, щедрым. Отказаться от своей женственности в любом ее проявлении, как женщины должны отказаться от мужественности. Не по своей воле, а по требованию общественного диктата. Мужчины чувствуют себя так же, как мы. Они загнаны в клетку нарочитой маскулинности, которую им запрещено покидать. Современное общество – глобальная западня для всех нас. Но вместо того, чтобы думать, как из нее выбраться, мы озлобленно грызем и унижаем друг друга, хотя это ничего не изменит.

«Чтобы все оставалось как есть: женщины рожают детей для войны, а мужчины идут погибать, защищая интересы кучки ублюдочных близоруких кретинов».

Виржини Депант пишет так, как будто для нее нет ни единого запрета, как будто самого этого понятия - запрет – вообще не существует. Она говорит живо, увлеченно, откровенно, с гневом, которого современной прозе не хватает. «Кинг-Конг теория» - это текст для женщин и мужчин, таких, какими их создала сама природа, а не общество. Она просит понять, что феминизм не сводится к увеличению женских зарплат или проблеме домашнего насилия, хотя все это бесспорно важно. Просто он еще и о главном. Это наша общая история, коллективное приключение: для мужчин, женщин, всех нас. Революция уже идет. На наших глазах рождается новая картина мира, новый выбор. Не нужно противопоставлять мелкие женские выгоды таким же мелким мужским приобретениям, автор предлагает попытаться быть выше этого и мыслить, выходя за границы условных категорий. Феминизм – не про борьбу, не про то, что у мужчин нужно отнять власть. Он о том, чтобы пересмотреть полярность этой власти и преодолеть те общечеловеческие ловушки, что мы сами себе выстроили.


Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы