ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ЙОН АЙВИДЕ ЛИНДКВИСТ «ХИММЕЛЬСТРАНД» [18+]
28.03.2019

УЖАСЫ ПО-ШВЕДСКИ:

ЙОН АЙВИДЕ ЛИНДКВИСТ «ХИММЕЛЬСТРАНД» [18+]

Типичный хоррор – редкий гость в моих обзорах. Не могу себя причислить к любителям подобного жанра, но иногда полезно и интересно расширить свои горизонты. Многие современные тексты подобного рода, к большому сожалению, представляют собой литературу, прямо так скажем, невысокого качества. Обычно это истории, не брезгующие самыми предсказуемыми и заезженными эффектами: кровью, маньяками, призраками и прочим. Но Йон Линдквист – автор другого порядка, настоящий эстет страха, которому подвластны все его оттенки. На протяжении книги он  показывает свою удивительную способность удерживаться на тончайшей грани между страхом и отвращением, не впадая ни в какие крайности.
«Химмельстранд» имеет достаточно замкнутое внутреннее пространство, кажущееся на первый взгляд лишенным каких-либо событий вообще. Но потом Линдквист умело и мастерски начинает давить на болевые точки и вызывает поистине серьезное потрясение у читателя.
Сюжет довольно прост: четыре пары любителей кемпинга останавливаются на ночь посреди спокойного шведского пейзажа, лишенного ярких красок. Проснувшись утром, они обнаруживают, что оказались в каком-то непонятном месте – на равнине с идеально подстриженной травой и без единой души на мили вокруг. Восемь человек постепенно исследуют пространство: известный футболист, избалованная модель, пара фермеров, владелец магазина с женой и ворчливый старик со своей не в меру хозяйственной супругой. Они строят планы спасения, а в это время дети играют в странные игры, оставшись без внимания, а кот с собакой упорно делят территорию.
Что мне понравилось – сюжет ни в коей мере не затянут, и довольно скоро обнаруживается, что пустота исследуемого пространства – иллюзия. На самом же деле, оно наполнено тщательно подобранными под каждого участника кошмарами. Конечно, у всех есть тьма внутри, от этого не уйти. И здесь, на просторах этой равнины, в каждом человеке на поверхность выходит его личный мрак. Чтобы выбраться отсюда им всем придется понять, чего же он действительно хочет, и столкнуться со своими страхами лицом к лицу.
«Химмельстранд» - одна из немногих прочитанных недавно книг, которую довольно трудно втиснуть в какие-то жанровые рамки. Это очень размытое и таинственное полотно, в котором вопросов больше, чем ответов. Более того, автор намеренно не снабжает нас всеми необходимыми ключами, ведь «Химмельстранд» — только первая часть трилогии, так что загадок останется много. Ее можно определить как роман-сон, триллер, мистическую притчу: каждый определит для себя сам.
Несмотря на эту неопределенность, роман обладает массой достоинств. Все персонажи выписаны очень ярко и натурально, даже кот с собакой, и те запоминаются и становятся реальными. При помощи достаточно простого языка и сухой шведской стилистики в романе поддерживается огромное эмоциональное напряжение: холодный страх, мурашками поднимающийся по спине. И вот в какой-то момент ты и сам не замечаешь, что боишься встать с кровати и выключить свет. Ведь твои собственные страхи, как и страхи героев, вырываются наружу, пугают и потрясают до глубины души.
Для меня «Химмельстранд» стал тем редким случаем, когда мои ожидания вообще не оправдались. Я готовилась к второсортному ужастику, полному клише, а получила качественный нестандартный текст.
Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы