ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

КРИСТИНА ДАЛЧЕР «ГОЛОС» [18+]
14.03.2019

ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ – ИСПОЛЬЗУЙ ФЕМИНИЗМ:

КРИСТИНА ДАЛЧЕР «ГОЛОС» [18+]

Одна из самых ожидаемых книг 2019 года, разошедшаяся в мире миллионными тиражами. И если верить рекламе и многообещающей обложке, она должна была стать, по меньшей мере, новым «Рассказом служанки», современным гимном за права женщин. Но стала ужасным разочарованием, потому что ни в одной книге, изначально нацеленной на женские проблемы, я не видела столько стереотипов и штампов мышления. Но обо все по порядку.
Перед нами – попытка создать антиутопию. Я акцентирую внимание именно на том, что это всего лишь попытка, и, спойлер – она не получилась. Казалось бы, идея этой книги впитала в себя все страхи современного общества, не только США: ужасающее ущемление прав одной группы другими, насильное подавление женской природы, борьба. В принципе, могло бы получиться неплохо, если бы Кристина Далчер пошла своим путем, а не выбрала бы натоптанную дорожку, хватая по пути все, что попадется.
Главная героиня «Голоса» - Джин Макклеллан, домохозяйка и мать четверых детей, которая вынуждена вести незавидное существование в Америке времен президента Майерса (думаю, вы догадались, кого спрятали по этим псевдонимом) – сторонника антимиграционной политики и угнетателя меньшинств. Она – авторитетный специалист в нейролингвистике (конечно же, клише), которого принудительно лишили всех прав на основании ее биологического пола: пользоваться смартфоном, компьютером и, о ужас – даже книгами. Исключение составила Библия в розовой обложке, что является очень открытой, но не очень удачной отсылкой к тому же «Рассказу служанки», где теократическое общество было логически прорисовано. Но самое страшное, что на руке Джин и всех женщин теперь – браслеты-счетчики, отсчитывающие суточную норму слов. А она составляет 100 слов, что для любого современного человека окажется сущим мучением. При превышении нормы женщину ждет удар током, поначалу малозаметный, но с каждым следующим нарушением все более болезненный и опасный.
Первые главы героиня пребывает в сокрушительной апатии, скучая по прошлой жизни и пытаясь изъясняться со своей маленькой дочерью как можно удобнее. Но вдруг в ее жизни намечается перемена. Советник президента, катаясь на лыжах, получил серьезную травму головы. Конечно (снова – клише), как вы уже поняли – спасти его и избавить от речевого расстройства может только Джин. К ней приходят, чтобы забрать ее в лабораторию для работы, но спецслужбы не в курсе, что вакцина от афазии у нее уже давно готова. И вы не ослышались – именно вакцина. Я не знаю, в какой Вселенной неврологические заболевания лечатся вакциной, но оставим это на совести писательницы. И вот всю свободу героиня тратит на борьбу и действия, задуманные для подрыва такой системы.
Собственно, вся антиутопия тут и заканчивается. То тут, то там всплывают нравоучительные воспоминания, доносящие до нас весьма банальные и утрированные идеи из серии «она слишком мало ходила на митинги и слишком много работала, поэтому общество пришло к такому».
С того момента, как Джин вновь обретает дар речи, начинается какой-то шпионский триллер с агентами в черных очках и костюмах, перестрелками и сокрытием государственных тайн. Естественно, не обошлось и без личной драмы: в обществе, где за измену полагается пожизненное лишение права говорить, у нее роман с коллегой — итальянцем Лоренцо, словно сошедшим со страниц бульварного эротического романа. И вот эта линия испортила мое впечатление окончательно и бесповоротно.
В принципе, ограничься Кристина Далчер какой-то одной из этих половин, то книга бы подошла для сценария какого-нибудь средненького фильма. Но проблема «Голоса» в том, что изначально его позиционировали как смелый и актуальный текст. И это не очень красивый трюк. Не задумываясь особо, Кристина Далчер вместила в самый обычный штампованный продукт женоненавистническую историю социального кошмара. И вот уже, как по взмаху волшебной палочки, она попадает из раздела низкопробного одноразового чтива в круг серьезных книг о правах женщин. Но ей не место рядом с Маргарет Этвуд, Айрой Левин, Чимамандой Нгози Адичи. Это литература другого порядка и интеллектуального уровня, это та территория, на которой такие подделки долго не задерживаются.
В итоге, что мы видим? Даже капелька феминизма становится синонимом особенности, которая превращает любой мусор в «качественный продукт», а всех критиков этого продукта - в людей, выступающих против прав женщин. Это нехороший опыт для литературы, а также пример того негативного влияния «моды на взгляды» или «повестки дня» на сферу культуры в целом.

Хороших Вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы