ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

ЛУЧШИЕ КНИГИ ПО ПРИМАТОЛОГИИ
02.07.2021

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ: 

ЛУЧШИЕ КНИГИ ПО ПРИМАТОЛОГИИ

Вы когда-нибудь задумывались о том, чем занимается приматология и что делает эту дисциплину особенной? Наука эта относительно молодая. Например, человекообразных обезьян начали изучать с 1960-х. Сегодня приматология активно развивается, и до сих пор ученые открывают новые виды животных.
Я подобрала лучшие, на мой взгляд, книги об изучении приматов, которые познакомят вас с удивительным миром человекообразных обезьян и помогут по-новому посмотреть на современную науку в целом.

ДЖЕЙН ГУДОЛЛ «В ТЕНИ ЧЕЛОВЕКА», [12+]

Эта книга была опубликована в 1971 году и сейчас переведена на 48 языков. Именно с нее можно начинать свое знакомство с приматологией.
История первых женщин-приматологов вообще очень интересная. В середине XX века знаменитый палеонтолог Луис Лики вел раскопки в Олдувайском ущелье в Танзании. Именно там, вместе со своей не менее знаменитой женой Мэри Лики он нашел останки австралопитеков и homo habilis. Тогда об эволюции человека, а особенно о наших ближайших родственниках — человекообразных обезьянах, — было известно немного. Тогда Лики и пришла в голову гениальная идея: послать по одному исследователю к каждому виду больших человекообразных обезьян: к шимпанзе, бонобо, гориллам и орангутанам. Первой такой посланницей стала Джейн Гудолл – его секретарь. Она была молода, не имела специального образования, но страстно мечтала изучать приматов и уговорила Лики отправить ее в Танзанию к шимпанзе.
Надо сказать, до Джейн Гудолл шипанзе никто не изучал. И в принципе вся приматология началась с ее работы, а сегодня Гудолл – самый известный в мире полевой биолог. В своей книге она рассказывает, как терпеливо, многие месяцы подряд каждый день просыпалась и шла на поиски обезьян. Они прятались, и Гудолл бродила в одиночестве. Лишь постепенно шимпанзе начали подпускать ее ближе.
В своей работе Гудолл сделала ряд важнейших открытий, которые навсегда изменили приматологию. Она доказала, что шимпанзе пользуются инструментами и умеют их создавать. Это стало сенсацией, а Луис Лики призвал научное сообщество к пересмотру самого понятия «человек». Кроме того, Гудолл опровергла устоявшееся мнение, что шимпанзе — вегетарианцы. Она обнаружила, что приматы едят мясо, устраивая групповую охоту.
По мере своих масштабных и очень глубоких наблюдений Гудолл поняла, что у шимпанзе есть характеры, эмоции и чувства. Они радуются, грустят, обнимаются, и вообще похожи на людей больше, чем мы всегда считали. Потом исследовательница выяснила, что шимпанзе не сильно отличаются от нас – ни в своих лучших проявлениях, ни в худших. Например, у них практикуется инфантицид - убийство самцами детенышей от других самцов, убивают и престарелых альфа-особей. Обо всех таких тонкостях и рассказывает эта увлекательная книга.

ДАЙАН ФОССИ «ГОРИЛЛЫ В ТУМАНЕ», [12+]

Эту книгу, вышедшую впервые в 1983 году, написала Дайан Фосси – вторая из трех посланниц Луиса Лики (на изучение бонобо ему не хватило средств). Фосси познакомилась с Лики во время своего путешествия по Африке — она активно интересовалась человекообразными обезьянами и эволюцией человека, хотя, как и Гудолл не имела специального образования в этой области. Исследователи договорились, что Фосси отправится в Рувензори изучать горных горилл в вулканических горах Вирунга на стыке Руанды, Демократической Республики Конго и Уганды, прежде встретившись и переняв опыт наблюдения у Джейн Гудолл.
Как и она, Фосси очень долго пыталась заполучить доверие горилл. Исследовательница рассказывает, как долго ходила за ними, имитировала их действия: жевала листья, производила характерные звуки. И вскоре гориллы приняли ее в семью. Фрагмент, в котором одна из горилл протягивает, наконец, женщине руку, цитируется до сих пор. Фосси была популярна, она попала на обложку National Geographic, у нее появились покровители и поклонники. Но необходимость по условиям гранта хоть иногда выезжать на конференции и симпозиумы ее безмерно тяготила. Со временем Фосси замкнулась в своем мире и вообще перестала показываться на людях.
В отличие от работы Гудолл эта книга не только об обезьянах, но и взаимодействии с местным населением. Фосси – крупная, молчаливая, не умеющая контактировать с людьми – затеяла настоящую борьбу с браконьерами, разрушая их ловушки. Те в отместку стали убивать горилл, выкидывая их головы на дорожке перед хижиной Фосси. Тогда «неистовая Дайан», как ее прозвали, совсем обезумела – она металась по миру в поисках помощи, читала лекции, рассказывая о том, что гориллам нужна помощь. При этом она совершенно не учитывала особенности локальных сообществ, их экономическое положение, традиции и вела себя настолько непримиримо и воинственно, что поговаривали о ее психической нестабильности.
Благодаря Фосси был создан национальный парк. Когда она встретилась с горными гориллами, их было всего 240 особей. Сейчас – около 1000, во многом усилиями Фосси.
Ее карьера биолога была непродолжительной — всего 20 лет. Фосси убили – зарубили мачете в ее собственной хижине. Она похоронена там же – в Рухенгери, рядом с ее любимцами, которых сама хоронила по всем правилам. Сегодня в ее хижине расположен музей. А на надгробной плите высечены ее руандийское имя - Ньирамачабелли и эпитафия:
«Никто не любил горилл сильнее. Покойся с миром, дорогая подруга, навечно защищенная в этой святой земле, твоем доме, которому ты принадлежишь».

РОБЕРТ САПОЛЬСКИ «ЗАПИСКИ ПРИМАТА» [12+]

Автор — известнейший американский приматолог, нейроэндокринолог, профессор Стэндфордского университета и популяризатор науки. Как ученый он специализируется на стрессе: изучает физиологические ответы организма на стресс, а также его влияние на мозг животных и человека.
Сначала Сапольски изучал животных в неволе, но потом решил исполнить мечту детства – заняться полевыми исследованиями в Африке. Сапольски начал учить суахили еще в школе, потому что мечтал работать с гориллами. Буквально бредил гориллами. И в 1987 году отправился в Кению, правда, для изучения ему достались павианы.
Павианы, в отличие от шимпанзе, не являются нашими ближайшими родственниками, но при этом больше похожи на нас своей социальной организацией. Они живут большими группами, где много самцов и самок, при это павианы формируют временные моногамные пары, в которых самец защищает самку от других самцов.
В результате исследований Сапольски сделал ряд важных открытий. Он доказал, что источники стресса можно разделить на физические и психологические. Физические – это, например, нападение на стадо хищника, а вот психологические связаны с колебаниями в социальной иерархии.
Приматолог понял, что у человека в современном мире источник хронического стресса почти всегда психологический. У павианов та же история. Хищников в их местности мало, зато они постоянно донимают друг друга. Систематически измеряя уровень кортизола, Сапольски обнаружил, что у подчиненных особей он постоянно повышен, потому что им приходится бороться за еду и самок.
При этом его книга лишь наполовину о павианах. Она о людях: об ученых, которые работали рядом, о масаях, егерях заповедника, европейцах-колонизаторах, и вообще о буднях Африки – такой необычной, иногда пугающей и способной вызвать смущение. Пишет он увлекательно и весело. Всем своим павианам он дал ветхозаветные имена. Так вы встретитесь с Давидом, Ноеминь, Исааком, Деворой, Руфью, Иисусом Навином и любимчиком Сапольски – Вениамином. Повествование невозможно читать, не привязавшись к ним всем, не полюбив и не всплакнув в особо трогательные моменты.

ФРАНС ДЕ ВААЛЬ «ДОСТАТОЧНО ЛИ МЫ УМНЫ, ЧТОБЫ СУДИТЬ ОБ УМЕ ЖИВОТНЫХ?», [16+]

В течение большей части прошедшего столетия наука была чрезмерно осторожна и скептична в отношении интеллекта животных. Исследователи либо игнорировали интеллект животных, либо отвергали само понятие как таковое. Большинство просто обходило эту тему стороной. Но времена изменились. Буквально ежедневно ученые со всего мира получают все новые доказательства о сложности познавательных и когнитивных процессов у животных.
Какие способы коммуникации практикуют животные, и есть ли у них подобие речи? Могут ли животные узнавать себя в зеркале? Свойственны ли им дружба и душевная привязанность? Ведут ли они войны и мирные переговоры? В книге читатели найдут ответы на все эти вопросы, а также много удивительных фактов. Например, о том, что крысы могут сожалеть о принятых решениях, осьминоги узнают человеческие лица, а зеркальные нейроны помогают обезьянам учиться на ошибках друг друга. Сейчас ученые уже открыто говорят о культуре животных, их способности к сопереживанию и дружбе. Запретных тем больше не существует, в том числе и в области разума, который мы всегда считали собственной отличительной чертой.
Нидерландский приматолог и этолог рассказывает об истории этологии, о жестоких спорах с бихевиористами, а главное – о масштабной экспериментальной работе и наблюдениях за естественным поведением животных. Анализируя пути становления мыслительных процессов, де Вааль доказывает, что человек – лишь одно из многих мыслящих существ.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы