ул. Пушкинская, 175А

Темерницкий, он же Камышевахский, он же Гниловской…

Автор статьи:
Оксана Мялова
1750
21 июня 2023
Путепровод, соединяющий западные районы Ростова с центром, вступил в строй в ноябре 1948 года. Разговоры о его необходимости велись ещё с начала 1930-х годов. В одном из июльских номеров газеты «Молот» за 1934 год напечатана небольшая заметка о том, что «по постановлению народного комиссара путей сообщения т. Андреева в Ростове начато строительство Гниловского путепровода. Путепровод начнётся с восточного конца Московской улицы и пройдёт над Темерницким проездом, рекою Темерник, и над железнодорожными путями и выйдет к дороге по Камышевахской балке». Но дело дальше не пошло. А мост нужен был как воздух. Жители станицы Гниловской в центр города могли попасть только по Портовой улице, которая начиналась крутым криволинейным подъёмом от железнодорожного переезда и как следствие ежедневная опасность перехода железнодорожных путей, простой автомашин и гужевого транспорта.



Через два года, в ноябрьском выпуске газеты «Молот», промелькнула статья в несколько строк о том, что «с весны 1937 года по распоряжению народного комиссара путей сообщения СССР тов. Л. М. Кагановича возобновляется строительство большого путепровода в Ростове через реку Темерничку и железнодорожное полотно гниловского переезда».

Работы по проектированию были поручены организации «Союзтранспроект». Стоимость строительства была определена в 3 млн. рублей (цены 1936 года). По проекту над железнодорожным полотном планировалось установить трёхпролётную металлическую ферму, а затем по дну Камышевахской балки должна была пройти широкая благоустроенная автомобильная дорога. Предполагалось и архитектурное оформление путепровода: литые чугунные столбы для подвески трамвайных проводов и фонарей, пьедесталы и художественные скульптуры, береговые устои облицованные камнем. Сдать мост планировалось к 7 ноября 1937 года.


Но строительство началось только в 1938 году и шло медленными темпами. В июльском номере «Молота» сообщали, что проект наконец-то утверждён (автор — Н. Н. Дорофеев), средств выделено уже 3,7 млн рублей. Ширина путепровода — 22,5 м, что позволит осуществлять двустороннее движение трамваев, автобусов и пешеходов.

К осени 1940 года была завершена установка опор — всего 11. Одновременно с этим шло сооружение пролётов «подмостей», бетонирование, устанавливалось арматурное железо. Для металлических пролётных строений начали поступать металлоконструкции. Металлические пролёты были полностью изготовлены в городе Сталино (ныне Донецк). Предполагалось, что сборка конструкций будет проводиться на западном подходе и после клёпки надвинуты на опоры.



Одновременно с этими работами шла очистка подъездных путей к путепроводу. Было переселено 45 семей из дома № 2 по Московской улице, дома № 3 — Станиславского и по Нижне-Гниловскому спуску из дома № 9. Снесены дома № 1 и № 1а по Станиславского и мелкие постройки по Нижне-Гниловскому.

Окончание строительства путепровода и ввод его в эксплуатацию был назначен на 1 января 1942 года. Но началась Великая Отечественная война и строительство прекратилось. На фотографиях времён войны можно увидеть разрушенный недостроенный мост.


1 сентября 1945 года Совет Народных Комиссров РСФСР утвердил генеральный план восстановления Ростова-на-Дону, разработанный Всесоюзной Академией архитектуры СССР под руководством В. Семёнова. «Молот» в эти дни писал: «Территория города увеличивается. Общая площадь его достигнет 12.490 гектаров. В черту города войдёт станица Гниловская. В городе будут созданы новые площади — Кировская и Вокзальная. Улицы расширятся до 40 метров в ширину. Некоторые, например, 2-я Советская (ныне Ереванская) до 60 метров. В городе создаются парки культуры и отдыха, два из них будут расположены на берегах Темерника и Дона. На одного жителя Ростова по новому плану придётся 21 кв. метр зелёных насаждений».

Если говорить о восточных и северо-западных районах Ростова, то они по плану должны были стать такими: «Озеленённые и асфальтированные улицы с невысокими, удобными для жилья домами, оборудованными всеми коммунальными удобствами. Три путепровода — Ворошиловский, Гниловской и Безымянный — соединяют между собой различные части города. Каждый район имеет свой центр, свою площадь и одна из красивейших — площадь Дружинников в Железнодорожном районе».

Вот такой должна была быть площадь 5-го Донского корпуса.


Осуществить проект в таком виде не удалось. Возведением моста занимался коллектив мостопоезда № 407. Работа шла трудно: сначала очищали территорию от обломков, демонтировали то, что восстановлению не подлежало. Практически все процессы были механизированы: многочисленные транспортные подъёмники, экскаваторы, бульдозеры и т. д. К маю 1948 года была решена труднейшая и технически сложная задача — надвижка главной фермы. Предстояла ещё укладка армированных железобетонных плит, изоляционные и работы по проезжей части путепровода, бетонировались опоры. Чтобы не нарушать строгие линии моста, электросеть и телефонные кабели прокладывались под бетонными плитами тротуаров.



Архитектурным украшением моста стали массивные чугунные перила, отлитые по рисунку главного архитектора Ростова Я. Ребайна. В отливке перил участвовали ростовские заводы имени Ворошилова, радиаторный, «Красный Дон», Лензавод и другие предприятия. Также были специально изготовлены массивные металлические фонарные столбы, увенчанные узорчатыми кронштейнами с большими матовыми шарами.

Мост был построен в кратчайшие сроки, и здесь была большая заслуга рядовых ростовчан. Тысячи жителей города принимали участие в субботниках, воскресниках. 6 ноября на торжественном собрании коллектива мостопоезда № 407 350 человек были отмечены грамотами за участие в строительстве путепровода.

7 ноября 1948 года состоялось торжественное открытие Темерницкого путепровода.


После ввода моста в строй начался второй этап строительных работ: расширение подходов к мосту с западной стороны, строительство лестницы для пешеходов, облицовка моста гранитом.

Этот же мостопоезд годом ранее, в 1947-м, при активной поддержке жителей станицы Верхне-Гниловской за три месяца построил пешеходной мост через Камышевахскую балку, разрушенный во время войны (остановка «Переходной мост» на проспекте Стачки). Переход соединил центр Ленгородка со станицей Верхне-Гниловской. На девяти устоях были установлены ажурные фермы, общая длина которых составила девяносто два метра. Торжественное открытие моста состоялось 9 мая в 6 вечера. На открытии присутствовало несколько тысяч человек.



Через девять лет, в канун 7 ноября 1957 года, по Темерницкому путепроводу открылось движение по двухпутной трамвайной линии протяжённостью около 4 километров, хотя трамвайный путь в конструкцию моста был вмонитрован изначально. Линия связала центр города с площадью Дружинников (правда, на тот момент площадь походила больше на пустырь). Чтобы подключить эту линию в общегородскую трамвайную сеть, пришлось уложить поворотный треугольник на перекрёстке проспекта Будённовского и улицы Станиславского, два рельсовых пути вдоль северо-западной части рынка и перенести сюда трамвайное движение обоих направлений с Московской улицы на участке между переулком Подбельского (Соборный) и Будённовским. Позже по путепроводу пошёл и троллейбус.



Путепровод продолжает служить ростовчанам до сих пор. Тысячи горожан утром и вечером пересекают мост, чтобы попасть на работу, учёбу. Уже не ходит трамвай — убрали его в 2003 году. В те же годы прошёл капитальный ремонт моста. Пока его ремонтировали, попасть домой и обратно по нему было большой проблемой. По утрам многие ростовчане, чтобы не опоздать на работу или учёбу, от остановки «Переходной мост» отправлялись своим ходом к месту назначения.

В настоящее время ведутся разговоры о восстановлении трамвайного сообщения. Планируется скоростной трамвай. Время покажет.
Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы