ул. Пушкинская, 175А

«Говорит и показывает…!»

19 марта 2022 - 12 апреля 2022
Зал новых поступлений (1 этаж)

Наверное, ни одно открытие двадцатого века не изменило бытовую жизнь человечества так, как телевидение. В 1895 году независимо друг от друга Александр Степанович Попов в России и Гульельмо Маркони в Италии создали беспроволочный телеграф – радио. В том же году немецкий учёный Пауль Нипков запатентовал вращающийся перфорированный «развёртывающий диск», производивший разложение изображения на элементы. Явление внешнего фотоэффекта, открытое А.Г. Столетовым, и создание фотоэлемента доказывали возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. В том же году братья Люмьер во Франции изобрели кинематограф. Все эти открытия - это был огромный прорыв, но мало кто осознавал масштабность этих открытий, весь мир был увлечён радио и телефоном, услышать человека, который мог находиться в другом городе – воспринималось как чудо. Радио и телефон –открытия, которые изменили нашу жизнь. Но телевидение относится к тем гениальным изобретениям, которые не только изменили жизнь, но и изменили мир.

Универсальный читальный зал представляет выставку «Говорит и показывает…», подготовленную к 100 –летию начала вещания Шаболовского телерадиоцентра в Москве. Выставка, поможет понять и разобраться в сути технологии телевидения, удивительной истории открытия этого чуда, расскажет об «отце телевидения», уроженце города Мурома, о Владимире Козьмиче Зворыкине. Но на этом чудеса не закончатся, потому что на выставке будет представлено гиперболоидное чудо – Шуховская башня (Шаболовский телецентр), созданная гениальным российским инженером   Шуховым Владимиром Григорьевичем. С помощью такого явления, как телепортация,   мы сможем с вами шаг за шагом воссоздать и раскрыть всю цепочку экспериментов и открытий в изобретении электронного телевидения, будем с главными героями принимать важные судьбоносные решения, будем и учёными, и строителями. Телепортация (от греческого «далеко» и латинского «нести») – это гипотетическое мгновенное перемещение объекта на любое расстояние со скоростью быстрее света. Ведь именно это сделали со всем человечеством «отцы телевидения» и устроили телепортацию, откуда угодно и куда угодно всему человечеству. И мы с помощью, представленных на выставке документов, телепортируемся во времени и в пространстве.

Первый пункт телепортации столица Российской империи – Санкт –Петербург, а если точнее, Петербургский технологический институт, где работами по «электрической телескопии» Борис Львович Розинг занимался более 30 лет, он был против термина «телевидение» и не пользовался им. Профессор Розинг Б.Л.(1869-1933г.) - физик, учёный, преподаватель, именно он разработал концепцию передачи видеоизображения на расстоянии и воспроизведения телеизображения на экране ЭЛТ - кинескопа. В 1907 году он получил патент на "способ электрической передачи изображений" (электронно-лучевая трубка - как приёмник данных, основа всех телевизоров). Патенты на изобретение выданы - Англия (1908г.); Германия (1909); Россия (1910г.). С 1907 года по 1911 год, профессор проводил эксперименты по усовершенствованию работы трубки. К 1912 году Розинг разработал основные элементы чёрно- белого телевидения, включая систему развёртки на 12 строк (в современных системах - 800 строк).

В книге Горохова П. К. "Розинг Б.Л. - основоположник электронного телевидения", вышедшей в издательстве " Наука" в 1964 году, подробно описана жизнь, многосторонняя научно-исследовательская работа учёного, его интересный творческий путь, его нелёгкая человеческая судьба с тяготами Гражданской войны, голодом и разрухой, арестом по сфабрикованному делу, ссылкой в Архангельск и безвременная смерть вдали от семьи.

В 1991 году в серии "Люди науки"- вышла книга Блинова В.И. и Урвалова В.А. "Розинг Борис Львович" - книга для учащихся общеобразовательных школ. Интересна история создания этой книги – молодой учитель физики случайно оказался на Кузнечевском кладбище г. Архангельска. На одной из могил лежал венок с надписью золотыми буквами по чёрной ленте: «Основоположнику электронного телевидения Борису Львовичу Розингу от коллектива Архангельского телецентра». Учитель был поражён. Учёного с таким именем он просто не знал. Любопытство заставило его разыскать всё, что можно было прочитать об истории зарождения телевидения и о Б.Л. Розинге, ознакомиться с его трудами, встретиться с людьми, которые его знали, проконсультироваться у историков науки и техники. В результате накопился большой материал, который лёг в основу книги.

Следующим пунктом нашей с Вами телепортации, как поётся в песне «В заповедных и дремучих страшных муромских лесах» стоит сам Муром – один из древнейших русских городов. Здесь в известной городской семье купца 1 гильдии родился 30 июля 1889 года седьмой ребёнок – Владимир Козьмич Зворыкин. Человек с одной из самых невероятных биографий XX века. «Отец электронного телевидения», изобретатель иконоскопа и кинескопа, обладатель 120 патентов (последние в области управляемых ракет, компьютеров для предсказания погоды, электронных микроскопов и т.д.). В 1912 году он с отличием окончил Петербургский технологический институт, где судьба свела его с профессором Розингом Б.Л., который увлёк студента идеей создания электронной системы ТВ, они вместе экспериментировали с катодно-лучевой трубкой.

Книга Леонида Парфёнова «Зворыкин Муромец» ярко и красочно рассказывает об удивительной жизни и работе гениального инженера в России и Америке, изменившего всю цивилизацию XX века. 93-летняя жизнь Зворыкина вбирает весь русский XX век. Чуть ли не самый счастливый случай в его поколении и при его происхождении: «первогильдийский» купеческий сын, выученный в Петербурге и Париже, воевал в Первую мировую, во время революции, спасаясь от ареста, он на ходу выпрыгнул из поезда; потом добравшись до Екатеринбурга, был схвачен большевиками, но освобождён чехословаками; доехал до Омска, был отправлен Колчаком в «командировку» по Иртышу, Оби и Ледовитому океану до Архангельска, оттуда в Англию, потом в США. Поразительным образом вернулся в 1919 году в Омск, доложил о результатах командировки и лишь, затем уехал в Америку навсегда. Получил работу в фирме «Вестингауз электрик корпорейшн», стал там «основоположником». Со своим чёрным поваром готовил русские блюда, по книге Елены Молоховец, особенно удавалась настойка из рябиновки, его английский язык был грамматически правилен, но из–за сильного акцента трудно понимаем, жил по соседству с Опенгеймером, Эйнштейном, плохо водил машину, но полицейские его не останавливали – это же месье Зворыкин! Связи своей с Родиной не терял никогда, регулярно навещал родных в Москве и Ленинграде, сумел побывать в закрытом городе Муроме, и спокойно возвратиться в Америку. В книге Леонида Парфёнова впервые на русском языке опубликованы мемуары Владимира Зворыкина. Леонидом Парфёновым снят документальный фильм "Зворыкин Муромец", где Зворыкина играет Сергей Шакуров, это реконструкция всей жизни талантливого изобретателя, начиная с муромского детства и подробно о жизни и работе в Америке.

В серии «Жизнь замечательных людей» - в 2012 году вышла книга доктора технических наук Василия Борисова «Зворыкин», где подчёркивается, что в нашей стране биографические материалы о выдающемся русском учёном   изобретателе – эмигранте долгое время не публиковались. Автор, по существу, «открыл» российскому обществу Зворыкина, опубликовав в 1990-2000-х годах ряд статей и биографическую книгу, посвящённых В.К. Зворыкину. На выставке представлена новая книга автора, более полно освещающая жизнь и деятельность В.К. Зворыкина, она написана на основе материалов, с которыми Василий Борисов ознакомился в американских фирмах, где работал учёный, в архивах и библиотеках г. Москвы, Мурома, Санкт-Петербурга.

Следующим пунктом нашей телепортации будет город Москва, Кремль, Совнарком, июль 1919 года, где решается вопрос о строительстве радиобашни в Москве, чтобы вещать всему мировому пролетариату о победах молодой Советской республики. Создаёт проект и отвечает за строительство первый инженер Российской империи, его называли «русским Эдиссоном» Шухов Владимир Григорьевич.   Шухов В.Г. – автор множества выдающихся технических изобретений, которые используются в мире до сих пор, был включен в список ста самых выдающихся инженеров всех времён и народов. Но это было потом, а в 1919 году он получил самый значимый в своей жизни заказ.

Книга академика архитектуры, доктора искусствоведения С.О. Хан- Магомедова "Владимир Шухов" вышла в 2010 году в серии "Творцы авангарда". В этой книге вся жизнь и творчество выдающегося инженера, архитектора и изобретателя. Но мы рассмотрим полную драматизма и нешуточных страстей историю сооружения башни на Шаболовке, 37. В июле 1919 года вышло постановление, подписанное Владимиром Лениным, о всяческом содействии строительству башни. В ноябре 1919 года был предоставлен Владимиром Шуховым проект башни высотой 350 метров, она должна была иметь девять гиперболоидных секций (ярусов), что превышало Эйфелеву башню. В стране был острый дефицит металла, и чтобы построить главную башню страны потребовались чрезвычайные меры. Учитывая нехватку металла, башню построили в 150 метров и шести гиперболоидных секций. Поставленные друг на друга гиперболоиды образовали изящную коническую башенную конструкцию. Во время строительства башни Владимир Шухов, за саботаж был приговорён к расстрелу. Но высшая мера была заменена просто арестом. 19 марта 1922 года начал действовать телеграфный радиопередатчик. Передачи принимались за рубежом и на окраинах страны. Шуховская башня была много лет самым высоким сооружением в Москве и даже в стране.

На этом наши опыты с телепортацией завершены, перемещений в пространстве больше не будет, т.к. разговор пойдёт о нашем времени, о современном телевидении.

«Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения о себе и своей работе»: Сборник интервью. Составитель сборника декан факультета телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова А. Третьяков. В этом сборнике 22 интервью, взятых у звёзд отечественного телевидения. Только звёзды эти особого рода. Они и новые, и старые, то есть те, что возникли, задолго до новых. С экранов телевизоров им внимали миллионы зрителей. При этом роль телевизионных менеджеров, тех, кого зрители никогда не видели, не менее важна… Всем им есть, что рассказать. Об особенностях постсоветской эпохи ТВ рассказывают Татьяна Миткова и Александр Пономарёв, о советской эпохе ТВ – Сергей Капица, Ангелина Вовк. Телевизионные будни из первых уст.

Продолжает разговор о телевизионной современности книга известного кино – телекритика Юрия Богомолова «Медиазвёзды во взаимных отражениях. Субъективная история отечественного телевидения». Здесь дан анализ всех изменений ТВ, которые произошли с конца 80-х годов XX века до нашего времени. Очень интересна подача материала в книге. В книге представлены парные портреты телевизионных деятелей разных эпох: Сергей Лапин и Константин Эрнст, Владимир Познер и Леонид Парфёнов, Ксения Собчак и Тина Канделаки и т.д. Кроме того вся книга погружена в страстно интерпретируемый контекст социальных и политических изменений в нашем обществе. Смело поднимаются современные проблемы тележурналистики: мракобесие, вернувшееся на наши каналы, малаховщина (сплетни, домыслы, пересуды), торжество развлекательной индустрии на федеральных каналах и т.д.

Поделиться:
Подбор литературы