ул. Пушкинская, 175А

«Окна ТАСС: летопись Победы»

3 мая 2024 - 24 мая 2024
Выставочная зона (1 этаж)

Проект «Окна ТАСС» появился в июне 1941 и в течение 4 лет помогал солдатам и мирным жителям поддерживать веру в победу. Почитатели плакатного жанра и историки называют их поэтической и художественной летописью Великой Отечественной войны. По силе своего эмоционального воздействия их сравнивали с такими героическими и фундаментальными произведениями, как «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича и «Священная война» А. Александрова. А бойцы считали таким же грозным оружием, как и винтовки и автоматы. Михаил Калинин, член Политбюро ЦК (1926-1946) говорил: «Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС». И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу».

В «Окнах ТАСС» плакаты создавались не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет, поэтому по сравнению с печатным плакатом обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на события. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.

Ежедневно в создании агитационных советских плакатов и листовок принимало участие почти 208 человек. Художники и литераторы работали круглые сутки, в ночные смены.

Идейными художниками проекта стали знаменитые Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов); Михаил Михайлович Черемных, Пётр Митрофанович Шухмин, Николай Эрнестович Радлов, Пётр Иванович Котов. Тексты и стихотворения к плакатам создавали Демьян Бедный, Александр Алексеевич Жаров, Василий Иванович Лебедев-Кумач, Самуил Яковлевич Маршак, также использовались стихи В. Маяковского.

Впервые плакаты «Окон ТАСС» были напечатаны 27 июня 1941 года — на пятый день после начала Великой Отечественной войны. Их выставили в Москве в здании на Кузнецком мосту, где разместилась мастерская по их изготовлению. За первый военный месяц выпустили 119 плакатов, тираж составил 7200 экземпляров. Коллектив работал без выходных, в редакции работа не останавливалась ни на час.
На первый взгляд, задача была простая — выпустить плакат на актуальную новость или тему. Но сделать это нужно было срочно, чтобы уже через сутки, максимум через трое, на улицах городов и деревень висели яркие информационные листы. Учитывая, что типографии не справлялись с поточными заданиями, все плакаты «размножали» вручную.

Во время битвы за Москву в 1941–1942 годах, чтобы рассказать всем москвичам и бойцам на фронте, что в столице продолжают работать даже в сложившейся ситуации, на марке «Окон ТАСС» стали писать дату и слово «Москва».

Появление очередного плаката было одним из важнейших событий московского дня. Обычно к этому времени перед витринами редакции собирался народ, с нетерпением ожидавший информации о последних фронтовых событиях, которые освещались «Окнами ТАСС» не позднее чем через 12 часов после сообщения Совинформбюро. Как только по радио передавали сообщение Совинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях – не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвященные битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова.

Первоначально они выпускались либо в единственном экземпляре, либо маленьким тиражом. Силами творческого коллектива в первый год войны печаталось до 120 экземпляров, к концу 1942 года – 300 – 600 и более 1000 в 1943-1945гг.
Сотрудникам «Окон» приходилось работать в тяжелейших условиях. Из-за дефицита масляного растворителя художникам сначала пришлось перейти на работу со скипидаром, а затем и ацетоном. Из-за необходимости соблюдать условия светомаскировки проветривать помещения в ночное время не представлялось возможным. По воспоминаниям работников, из-за высокой концентрации токсичных паров за ночь скорая помощь могла увозить от трех до шести трафаретчиков в тяжелом состоянии. Солдаты, приезжавшие в столицу за новым тиражом плакатов, приводили слова пленных немцев, которые заявляли: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах», будут висеть на фонарных столбах».

Главными героями плакатов «Окна ТАСС» становились обычные советские граждане — военные, блокадники, работники заводов и фабрик, колхозники. Основными темами были новости фронта, агитационные призывы к труду и защите Отчизны.

Уже в первых плакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, напомнить о тех тяжелых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался – «Русский народ». На нем были изображены картины битв русских воинов с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками и войсками Наполеона. Все битвы закончились победой русского воинства.

Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Александр Суворов. Так же в плакатах часто использовались крылатые строки из произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского и других классиков. Написанные о событиях давно минувших дней, они в тревожное время приобретали современное звучание.

Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения Константина Симонова «Убей его!» был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей, оказывая мощнейшее моральное воздействие на солдат, сражающихся за Родину.

Большим успехом сатирические «Окна ТАСС» пользовались благодаря талантливости авторов плакатов. Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других фашистских главарей. Борис Ефимов вспоминал, что он где-то вычитал, «что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку “Микки Маус” по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать “мастера большой лжи” в соответствующем облике».

«Окна ТАСС» выпускали также информационные листовки, демонстрируя, например, принципы правильного гашения фугасов или грамотной эксплуатации противогазов.
По архивным данным в годы Великой Отечественной войны на территории СССР существовало 120 агитплакатных мастерских. «Окна ТАСС» выпускались в Ленинграде, Ашхабаде, Баку, Ташкенте, Свердловске (ныне Екатеринбург), Куйбышеве, Горьком (ныне Нижний Новгород), Перми, Кирове, Казани, Чебоксарах, Туле, Пензе, Саратове, Мурманске и других городах.

Плакаты рассылались в действующие армии, а в городах, как правило, размещались на досках объявлений, в витринах, на заборах и столбах.

Зимой 1942 года редакция «Окон ТАСС» начала выпуск плакатов специального формата размером 20х30 см для партизан. Они должны были быть понятны даже малограмотным. Их распространяли в деревнях, где не было ни телеграфа, ни телефона, ни радио.

Плакаты «Окон ТАСС» во время Великой Отечественной войны можно было увидеть не только на броне танков или фюзеляже самолета. Например, плакаты «На приеме у бесноватого фюрера» художников Кукрыниксы, приводили нацистов в бешенство. В Харькове партизаны полностью заклеили «Окнами ТАСС» здание местного гестапо. А в Туле и Витебске плакаты, наклеенные на дома и сильно прихваченные морозом, да так, что сорвать их не было никакой возможности, были яростно расстреляны нацистами.

Политуправление Красной армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки разбрасывали на оккупированных гитлеровцами территориях партизаны. В них указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

«Окна ТАСС» приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, в Хельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: «Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы!». И еще одна запись: «Пропаганда! Но надо сознаться, отвечает действительности!». И подпись: «Бывший эссесовец».
Эти отзывы по сути отражали профессионализм и искренний патриотизм сотрудников «Окон ТАСС». Плакаты-рисунки, безусловно, были пропагандой, но во имя и от имени народа, поднявшегося против своего уничтожения.

Также «Окна ТАСС» переводились на пленку, из них делали диафильмы, показывали солдатам в тылу и на фронте.
Редакция-мастерская прекратила свое существование 29 декабря 1946 года. За 1 418 военных дней работы в ней отпечатали 1 289 плакатов тиражом 842 550 экземпляров. Резчики вырезали 246 375 трафаретов рисунков и 669500 — для текстов. Изготовили 1 500 100 экземпляров литографических плакатов, 1 363174 экземпляра открыток, диафильмов и светобюллетеней, а также 30 000 экземпляров плакатов для распространения за рубежом.
Советское правительство высоко оценило работу коллектива «Окон ТАСС» и в 1942 году группе поэтов и художников были присуждены девять Государственных премий. Их получили С. Я. Маршак, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), П. П. Соколов-Скаля, Г.К.Савицкий, Н. Э. Радлов, П. М. Шухмин, М. М. Черемных.

Бессменным заведующим редакцией и организатором «Окон ТАСС» был Н. Ф. Денисовский, сплотивший в коллективе более 125 художников и 83 поэтов.
На выставке представлен каталог работ художника Николая Федоровича Денисовского:

Денисовский: выставка работ художника Николая Федоровича Денисовского. – Москва : Советский художник, 1956.
Николай Федорович Денисовский (1901-1981) - известный советский художник-живописец, график, сценограф, карикатурист, плакатист, член Союза художников СССР, Заслуженный художник РСФСР. Был знаком с Владимиром Маяковским и вместе с ним создал серию плакатов для Наркомздрава. Эта работа стала решающей в судьбе художника, определила его «основной жанр» – плакат. Много работал в станковой графике; рисовал для сатирических журналов и газет «Бегемот», «Бузотёр», «Бич», «Крокодил» и других; иллюстрировал немало книг, в том числе и первые издания произведений В. В. Маяковского. Автор военных «Окон ТАСС» - «Как ударила врага наша русская дуга» (1943), «Наше наступление будет беспощадным и нарастающим» (1943), «Наш тысячный удар» (1944), «Победа!» (1945) и др. Преподавал в художественных учебных заведениях Москвы и Ленинграда, был доцентом живописи, заведующим кафедрой в Московском государственном институте прикладного и декоративного искусства, деканом живописного факультета художественно-технического института в Ленинграде.

Экспонируется на выставке и политическая сатира Кукрыниксов.
Легендарные Кукрыниксы – трио графиков Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова

Каменский А. А. Кукрыниксы. Политическая сатира 1929-1946. – Москва: Советский художник, 1973.
В альбом включены 94 цветные и тоновые репродукции работ художников, а также фотографии мастерской Кукрыниксов.

Кукрыниксы : годы войны. – Москва : Изобразительное искусство, 1984.
Альбом издан к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и включает произведения, Созданные Кукрыниксами в 1941 - 1945 гг.  - карикатуры, плакаты, «Окна ТАСС», зарисовки, этюды. Репродуцируются также живописные полотна, посвященные военной теме: «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода», «Конец», «Обвинение».
Содержание альбома позволяет проследить этапы военных лет и заново оценить беспримерную в искусстве художественную боевую вахту Кукрыниксов.

Посетители выставки познакомятся и с другими создателями плакатов в «Окнах ТАСС»:
Маршак, С. Сатирические стихи. Эпиграммы. Плакаты. – Москва: Советский писатель, 1959.

В сборник вошли стихи лирические эпиграммы, экспромты, стихотворные послания, сатира военных лет - емкие, хлесткие стихи-плакаты, а также английские эпиграммы разных времен, эпиграммы зарубежных поэтов, сатирические и юмористические стихи для детей.

Николай Эрнестович Радлов. – Москва: Советский художник, 1976.
Радлов Николай Эрнестович (1889— 1942) - иллюстратор, карикатурист, теоретик графики, искусствовед. В 1920-х Радлов особенно увлекся сатирической графикой. Стал одним из известнейших карикатуристов страны, сотрудничая в юмористических и детских журналах Москвы и Ленинграда («Бегемот», «Смехач», «Еж», «Чиж», «Крокодил», «Литературный Ленинград», «Красная газета», «Мухомор», «Дрезина»). Тогда же выпустил свои самые веселые графические серии: дружеские шаржи на А. Н. Толстого, Д. Д. Шостаковича, В. Э. Мейерхольда, М. С. Шагинян, К. И. Чуковского и прочих деятелей искусства. Вышли сборники Радлова «Воображаемые портреты» (1933, юмористические портреты ленинградских писателей); «Веселые проекты» (1928) и «Счастливые идеи» (1931), которые художник выполнил вместе с М. Зощенко. Для карикатур Радлова характерно остроумное и доброжелательное отношение к моделям. С началом Великой Отечественной войны Радлов инициировал организацию «Окон ТАСС» и сам выполнил для них около 40 плакатов — «Плоды фашистского просвещения», «К вопросу о питании в фашистской Германии». Публиковался в журнале «Фронтовой юмор». Эти патриотические плакаты отличались остротой и ненавистью к врагу.

Разумовская С. Петр Шумихин. – Ленинград: Художник РСФСР, 1966.
Пётр Митрофанович Шухмин (1894-1955) — известный советский живописец и педагог, лауреат Сталинской премии второй степени. Родился в Воронеже. Учился в студии у В. Н.Мешкова в Москве (1912), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1912–1916) у И. И. Творожникова, А. В. Маковского, Д. Н. Кардовского. Был участником Первой мировой войны и Гражданской войны. С 1922 года жил и работал в Москве. Наиболее известен как один из активных художников-плакатистов «Окон ТАСС». Долгое время работал в сфере иллюстрирования периодических изданий. В живописи Петра Шухмина преобладали батальные полотна и портреты. С 1948 по 1952 год Пётр Шухмин работал преподавателем в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское).

Свиридова И. А. Виктор Николаевич Дени. – Москва: Изобразительное искусство, 1978.
Творчество В. Н. Дени, выдающегося советского графика, впервые столь полно освещается в искусствоведческой литературе. Автор подробно анализирует яркое и искусство художника, рассматривая его на фоне общего развития советской политической сатиры, показывает вклад художника в советскую политическую графику. В книге 85 цветных и тоновых репродукций с рисунков и плакатов.

Свиридова И. А. Дмитрий Моор: альбом сатирических рисунков. – Москва: Советский художник, 1987.
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов, 1883-1946) – советский художник-график, основоположник политического плаката, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился в городе Новочеркасске. Псевдоним Моор взял из драмы Фридриха Шиллера «Разбойники». В 1920-х был в авангарде революционного агитплаката, выставлялся в «Окнах РОСТа», публиковался вместе с Маяковским в журнале «Новый Сатирикон». Его работу «Ты записался добровольцем?» 1920 года знают многие. В годы Великой Отечественной войны рисовал «остросаркастические» плакаты. В 1941 году создал широко известный плакат «Все на «Г» — на чёрном фоне четыре желтушного отлива лица, одно над другим — Гиммлер, Геринг, Гитлер, Геббельс. Четыре «Г», от черепа к черепу складывающиеся в свастику.
В графической серии «История Фрица» Моор разоблачал звериный облик немецкого нацизма. В собирательном образе фрица он показал всё ничтожество гитлеровцев, их самодовольство и жестокость. Затем были плакаты «Зверь ранен. Добьём фашистского зверя!», «Он этого не любит», «Школа Геббельса», «Людоед Гитлер» (все — 1943), «Часы пробили» (1945).

Ястребов И. И. Павел Петрович Соколов-Скаля. – Москва: Советский художник, 1959.
Павел Петрович Соколов - Скаля (1899-1961)— известный советский живописец и график, педагог, профессор. В 1922 году началась его педагогическая деятельность: с 1922 по 1930 год преподавал на Центральных художественных курсах АХРР, а с 1933 по 1941год — в Студии военных художников имени М.Б. Грекова в Москве. Начало Великой Отечественной войны художник встретил в столице. Война полностью изменила художественную жизнь страны, наполнив ее новым содержанием. П. П. Соколов-Скаля стал одним из наиболее активных организаторов и автором «Окон ТАСС», создал более 300 плакатов.
Павел Петрович регулярно выезжал и в действующую армию, создавая впоследствии на основе полученных впечатлений монументальные батальные композиции, посвященные героизму советского народа — «Освобождение Калуги», «Доватор в бою» и другие. Среди большого количества полотен о войне, созданных художником, наибольшую известность получила картина «Краснодонцы» (1948), повествующая о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия».

На выставке представлена монография о старейшем мастере политической сатиры, одном из основоположников советской политической карикатуры и плаката Михаиле Михайловиче Черемных:
Костин В. И. Михаил Михайлович Черемных. – Москва: Советский художник, 1957.
В издании дается характеристика творческого пути художника, начиная с его ранних произведений, родившихся в годы гражданской войны, заканчивая работами, экспонированными на академической выставке 1957 года. В монографии отражается деятельность в «Окнах РОСТА» в годы гражданской войны, а также в «Крокодиле» и других популярных сатирических журналах 20-30-х годов, описывается плодотворное сотрудничество художника в «Окнах ТАСС». Существенное внимание в монографии уделяется характеристике творческого метода Черемных, своеобразию его художественного мастерства, способности остро раскрыть тему, использовать смелое преувеличение, выразительность цвета и рисунка, мастерски передать психологическое состояние человека через конкретное и индивидуальное выразить его социальную типическую сущность.

Одним из последних «Окон ТАСС» стал плакат № 1252 «Весенняя уборка» художника П. Саркисяна и поэта В. Лебедева-Кумача:
Стараясь бить не в бровь, а в глаз,
Четыре года в «Окнах ТАСС»
Мы выставляли напоказ
Врагов озлобленные лица.
И вот великая война
С победою завершена.
И, словно мусор, из окна
Летят и фюреры и фрицы.
Мы промываем «Окна ТАСС»…
Друзья! С весной, с Победой вас!

Об агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны можно прочитать в книгах, находящихся в фонде Донской государственной публичной библиотеки:

Демосфенова Г. Л. Советский политический плакат. — Москва: Искусство, 1962.
Демосфенова Г. Л. Кукрыниксы - иллюстраторы. — Москва: Искусство, 1956.
Иоффе М. Л. Десять очерков о художниках сатириках. – Москва: Советский художник, 1971.
Наша Победа: плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. – Москва: Изд-во «КОНТАКТ-КУЛЬТУРА», 2010.
Плакатная летопись Великой Отечественной войны. — Краснодар: Традиция, 2009.
Сысоев П. М. Советские мастера сатиры. 1941-1945. – Москва, Ленинград: Искусство, 1946.

Поделиться:
Подбор литературы