Александр Михайлович Листопадов (1873—1949) — русский, советский фольклорист, музыковед, композитор, хоровой деятель и этнограф. Вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся собиратель и исследователь донского фольклора. Песенная культура, окружавшая казаков в станицах и хуторах, дошла до нас во многом благодаря его исследованиям. С юношеских лет А. М. Листопадов занимался сбором и изучением народных песен. Тексты и их напевы он записывал одновременно и это было особенностью его метода. Многоголосие в донской казачьей песне стало предметом особого внимания А. М. Листопадова. Ученый уловил самобытность, своеобразие мелодических ходов и гармоничных сочетаний казачьей песни. Творчество летописца донского фольклора вошло в золотой фонд музыкальной культуры XX века.
Родился Александр Михайлович Листопадов 6 (18) сентября 1873 года на Северском Донце (правый приток Дона) в казачьей станице Екатерининской Первого Донского округа Области войска Донского (ныне станица Краснодонецкая Белокалитвинского района). По другим данным, не в самой станице, а в близлежащем хуторе Нижние Серебряки, в семье станичного священника. Его отец преподавал в станичном духовном училище. Удивительной мастерицей и певуньей была мать Александра Михайловича. Мальчик рос и воспитывался в окружении истинных любителей и почитателей донских казачьих песен. С ранних лет в нем проявился талант музыканта. Маленький Саша хорошо играл на балалайке, гитаре, скрипке, фортепьяно. С увлечением участвовал в домашних концертах. Первоначальное музыкальное образование Листопадов получил в Новочеркасской духовной семинарии, куда он поступил после окончания духовного училища. В годы учебы юный Александр был певчим и дирижером ученического хора. В программе выступлений музыкального коллектива наряду с церковной и классической музыкой были и казачьи песни. Именно тогда у будущего этнографа родилась мысль о собирании донского песенного фольклора.
Окончив Новочеркасскую духовную семинарию, девятнадцатилетний Александр стал работать учителем в музыкальной школе имени П. И. Чайковского (г. Новочеркасск). Именно в это время он начинал собирать, систематизировать и комментировать донские казачьи песни, которых к началу 1900-х годов фольклорист сумел записать уже несколько сот. О первых итогах своей собирательской работы А. М. Листопадов сделал доклад на заседании музыкально-этнографической комиссии при Московском университете. Представленные им записи песенного творчества донцов получили высокую оценку специалистов.
Со временем А. М. Листопадов понимает – для того чтобы профессионально заниматься фольклористикой, нужно овладеть серьезными знаниями, литературными и музыкальными. В 1903 году 30-летний Александр едет в Москву, там в Московской консерватории занимается изучением истории и теории музыки, слушает лекции на филологическом факультете Московского университета. Но не оставляет любимого дела – часто бывает на Дону, приводит в порядок свои записи.
В этот период деятельность Листопадова заинтересовала не только музыкальные круги, но и Донское правительство. По распоряжению военного министра на средства Областного статистического комитета была снаряжена экспедиция по сбору казачьего фольклора в хутора и станицы Первого Донского округа. Экспедиция под руководством А. М. Листопадова продолжалась 9 месяцев, было сделано более 700 записей, которые всесторонне отразили культуру народного пения казаков. Для записи песен применялся фонограф. В итоге войсковому правлению, специалистам и широкой публике стало известно не только то, что поют донцы, но и то, как они это делают.
В 1905 году выходит в свет первый печатный труд А. М. Листопадова «Донская казачья песня», включавший около 1200 казачьих песен, многие из которых ранее не были известны исследователям. Еще не изданная – в рукописном варианте – эта работа была награждена серебряной медалью Общества естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.
Закончить консерваторию и университет Александру Михайловичу не удалось. В 1907 году за участие в студенческих волнениях он был выслан в Саратов без права проживания на Дону. В Саратове донской собиратель прожил вплоть до 1920 года. Там он преподавал пение и географию в женских гимназиях, работал в Саратовской консерватории, где вел дирижирование и народное творчество. При этом А. М. Листопадов не прерывал своей исследовательской деятельности по казачьему фольклору, публиковался в различных периодических изданиях.
В 1911 году вышел из печати первый сборник А. М. Листопадова «Песни донских казаков», в который вошло 107 казачьих песен. Эта работа вызвала многочисленные восторженные отклики, а фольклорист был награждён золотой медалью и премией «В память международных конгрессов по антропологии и доисторической археологии 1892 года».
На следующий год издаются работы: «1812 год в народных песнях» и «Народные песни – донские казачьи, малорусские и великорусские», с приложением 30 песен. Позже сборники песен А. М. Листопадова выходили в Ростове-на-Дону, Москве и Ленинграде.
Сложности начались после 1917 года, когда песни стали классифицироваться по политическим мотивам. Советской цензуре не нравились старинные казачьи песни, да и к самому казачеству у тогдашних властей было неприязненное отношение. Лишь после Гражданской войны и вошедшего в широкий обиход термина «красное казачество» стало возможным говорить о «некотором этнографическом интересе» к песням казаков.
После гражданской войны А. М. Листопадов возвращается на Дон и поселяется в Новочеркасске, где преподает в местном музыкальном техникуме и одновременно руководит певческой капеллой, созданной из расформированного Войскового казачьего хора. Кроме того, Листопадов становится дирижёром-хормейстером музыкального драматического коллектива – ставит оперы «Аида» Д. Верди и «Князь Игорь» А. Бородина. В 1924 году фольклорист переехал в Ростов, где прожил до самой кончины. Сначала работал «по музыкальной линии» в Донском педагогическом институте. В 1934 году талантливого фольклориста командировали в Таджикистан для помощи местным этнографам. Результатом их совместной работы стала запись 350 песен Средней Азии. Вернувшись в Ростов Листопадов руководил хором донских казаков, который сам же и создал.
Великая Отечественная война нанесла тяжкий удар по деятельности фольклориста. Когда фронт приблизился к Ростову-на-Дону, Александр Михайлович с женой ушли пешком в станицу Кумшацкую (ныне Цимлянский район Ростовской обл.). В Ростове-на-Дону все восковые валики фонографа с казачьими песнями были уничтожены немцами. Это была невосполнимая потеря, но, к счастью, сохранились тетради, взятые фольклористом с собой, и Листопадов продолжал неутомимо работать над песенными записями даже в страшные месяцы оккупации.
После войны Листопадов возобновил свои этнографические поездки по родному краю и собирание казачьих песен. По подсчётам самого Александра Михайловича, он посетил более сотни казачьих станиц, прошёл пешком около двух с половиной тысяч километров. Особенно плодотворно работал в станице Мелиховской и хуторе Пухляковском, а «настоящий творческий прилив сил» испытывал во время работы над песенным циклом, посвящённом знаменитому донскому атаману Матвею Ивановичу Платову. В конце 40-х годов фольклорист издал целый ряд сборников: «Донские былины», «Донские исторические песни», «Старинная казачья свадьба», «Былинно-песенное творчество Дона».
А. М. Листопадов привлекал и развивал всеобщее внимание к народной художественной культуре Дона. Его труды — это энциклопедия народного творчества донцов, а песенное собрание – это живое искусство донского казачества. Труды донского фольклориста признаны классическими, так как включают тексты практически всех фольклорных песенных жанров, бытовавших на Дону. Листопадовым записаны былины, исторические, военно-бытовые, бытовые протяжные, семейные, любовные, бытовые «частные» – хороводные, плясовые песни. Уникальным считается зафиксированный цикл песен старинной казачьей свадьбы со всеми свадебными обрядами.
В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены прижизненные издания произведений А. М. Листопадова, а также труд всей его жизни – пятитомник «Песни донских казаков», опубликованный уже после смерти ученого.
1. Листопадов А. М. Песни донских казаков. Т. 1, ч. 1. Москва, 1949
2. Листопадов А. М. Песни донских казаков. Т. 2. Москва, 1950
На сегодняшний день этот труд остается самым крупным собранием русских народных песен с нотами. Отечественная музыкальная фольклористика не знает другого издания, столь же широко представившего местную песенную культуру. В исследовании представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, отражены особенности исполнительской манеры. Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность. И все же это песенное собрание все еще недостаточно изучено как с текстологической стороны, так и со стороны музыкально-песенного и, в целом, историко-культурологического анализа.
А. М. Листопадов закончил и отдал в печать свой труд в 1939 году. В него вошло 1204 казачьи песни. Издание собрания песен осуществилось лишь в 1949 – 1954 годах, уже после смерти фольклориста.
3. Листопадов А. М. Донские былины. Ростов-на-Дону, 1945
В 1945 году Ростовское книжное издательство (Ростиздат) выпускает из печати интереснейшие самобытные былинные материалы, записанные А. М. Листопадовым. Издание объединило - 64 текста, записанные непосредственно на Дону в первой половине ХХ века. Книгу открывает вводная статья известного ученого-этнографа и языковеда Г. П. Сердюченко: «О донских былинах». Все тексты сгруппированы по разделам: Илья Муромец, Добрыня Никитич (Дончак), Алеша Попович, Тугарин Змей и другие.
По подсчетам ростовского фольклориста Я. П. Лепилина, на Дону записано всего около 100 вариантов былин, из них 64 записи с напевами, принадлежат А. М. Листопадову. Выпускаемый Ростиздатом сборник донских былин в записи А. М. Листопадова значительно пополнили немногочисленные существовавшие к тому времени в печати и подчас ставшие библиографической редкостью записи донских былин. Анализ нового материала позволил исследователям по-новому осветить ряд вопросов общерусского былиноведения.
4. Листопадов А. М. Донские исторические песни. Ростов-на-Дону, 1946
Вслед за «Донскими былинами» Ростиздат выпустил сборник «Донские исторические песни». В отличие от былин, исторические песни более ясно и ближе к реальным фактам прошлого передают сохранившиеся в памяти народа различные исторические эпизоды. Часть записей, собранных А. М. Листопадовым в течение жизни, в сборнике опубликована впервые. Материал книги объединен посюжетно в отдельные циклы, причем в каждом цикле материал размещен в хронологическом порядке. Автор отобрал редкие текстовые записи песен о казачьем атамане Ермаке, о Степане Разине и о Петре I.
5. Листопадов А. М. Старинная казачья свадьба: обряды и словесные тексты. Ростов-на-Дону, 1947
Представленный в книге материал дает богатую красками картину казачьей жизни на Дону в далеком прошлом. Публикуемые тексты песен и реплик по возможности сохранены с особенностями синтаксиса, морфологии, лексики и фразеологии донской казачьей речи.
6. Листопадов А. М. Былинно-песенное творчество Дона. Ростов-на-Дону, 1948
Издание воспроизводит, в основном, тексты записей А. М. Листопадова, опубликованных Ростиздатом в 1945 (сборник «Донские былины») и в 1946 годах (сборник «Донские исторические песни») с некоторыми изменениями. Так в исторических песнях опущен раздел «Казак и конь» и несколько других песен; уточнены и дополнены комментарии и, в целях большей популяризации текстов, фонетика казачьего говора значительно смягчена и приближена к литературной при сохранении в неприкосновенности как морфологии и синтаксиса, так и лексики и фразеологии казачьей речи.