ул. Пушкинская, 175А

Бытовая культура казачества Верхнего Дона конца XIX - начала XX века

457

Важным для формирования системы знаний о бытовой культуре казаков является изучение жилища. Как форма народного творчества жилище каза­ков включает множество компонентов - материал и способ постройки, планировку дома, назначение помещений, виды отопления, особенность интерьера.

Главным типом построек Верхнего Дона в конце XIX -начале XX века были курени, флигели, хаты.

Жилища казачьих поселений Верхнего Дона этого периода имели свои особенности. Жилища не были похо­жи ни на русскую избу, ни на малороссийскую хату. Казаки и сейчас называют свои дома «куренями».

Курень - слово монголо-татарского происхождения. Значение слова персидский историк XIV век Рашид ад Дин определяет как «кольцо». «В старинное время, ког­да какое-либо племя останавливалось в каком-нибудь ме­сте наподобие кольца, старейший из них был подобен точке в середине круга... В нынешнее время, когда приблизится неприятельское войско, располагаются на той же фигуре, дабы не вошел в середину чужой неприятель».

По словарю турецко-татарских наречий: «Курень - тол­па, племя, отряд, корпус, полк».

Сборник «Казачий курень» (Л.А. Новак, Н.Г. Фрадкина) утверждает, что «курень» - очень рас­пространенное в те времена на Дону название: большой дом для группы казаков. Впоследствии это название распрост­ранилось и на семейные жилища. А автор статьи «Казачий курень» С. Пьявченко предполагает, что слово «курень» про­изошло, по-видимому, от курной избы.

Наблюдая постройки куреней ст. Вёшенской конца XIX -начала XX века, следует сказать, что жилище строилось бли­же к улице, фасадом к дороге, у края ограды. Естественно, что вид жилищ зависел от состоятельности хозяина. «Курени были разными - большими и добротными, малыми и худы­ми. На фоне невзрачных домишек, а то и просто мазанок-«завалюшек», красовались богатые «домины». Очень долго строения ст. Вёшенской были деревянными. Каменные дома стали появляться с середины XIX в. в единичных экземпля­рах. Сооружение дома было большим событием в жизни каза­ка и сопровождалось определенными обрядами. При строи­тельстве дома было принято подкладывать под углы в основа­нии дома медные, серебряные, золотые монеты (в зависимости от достатка). Считалось, что это принесет долголетие дому, достаток и счастье хозяину.

Курень представлял собой квадратный дом, как правило, на высоком фундаменте, с шатровой четырехскатной кры­шей. Крыша была одним из самых главных элементов жили­ща. Форма и материал крыш связаны с природно-климати­ческими условиями местности. Крыша делалась четырехскат­ной, была покрыта камышом (тростником) или «чаканом» (рогозом). Пучки сухого камыша закрепляли и укладывали в несколько рядов, ярусов. Чтобы крыша не давала течь, верх её (у трубы) плотно наполняли соломой и мелом. Такой природный материал как чакан, камыш, имел свои достоин­ства: зимой сохранял тепло в доме, а летом - прохладу. И по сей день в станице можно встретить дома, крыша которых покрыта камышом.

Площадь лесов в окрестностях станицы и хуторов способ­ствовала распространению форм жилища деревянного исполнения. Строили дома из деревянных наборных пластин, в заборку и из деревянного бруса, для чего использовали мест­ный лес: дуб, вяз, вербу, часто срубленные в собственной леваде. Наружные и внутренние стены обивались дранкой. В промежутках между ними набивалась глина, перемешан­ная с соломой. После высыхания стены куреня смазыва­лись глиной с песком повторно, потом покрывались раство­ром мела. Верхний слой белой глины предохранял от распа­да нижний слой красной глины. Иногда делали срубы со стенами гладко оструганными изнутри и тщательно подо­гнанными между собой. Такие срубы обмазывали глиной только с внешней стороны.

Существовало несколько вариантов куреня - традицион­ного народного жилища донских казаков. Остановимся на двух из них. Между собой подобные курени разнятся в ос­новном внутренней планировкой, характером входа и гале­реями.

Первый вид имеет все классические объемно-планировоч­ные элементы казачьего куреня, которые относятся к донс­кому «северному» варианту постройки.

В плане это квадратный дом, обычно четырехскатный, включающий в свой объем идущий по двум или трем вне­шним сторонам стен узкий помост, балкончик - «баляс­ник», шириной около 70 см, огражденной или нет. Он был очень удобен для закрывания ставен, отдыха. Именно он придавал куреню неповторимый вид. Эти круглые дома име­ют каменные «низы» и деревянные «верхи». В нижней час­ти дома со стороны крыльца - хозяйственный вход в «низы». Здесь помещалась кухня.

Дом «ошалёван» (обит тёсом или пластинами) и покрашен в ярко-синий цвет. Неотъемлемой частью дома-куреня было небольшое крыльцо с двухскат­ной крышей. На всем протяжении фасада - веранда. Окна снаружи закрывались двухстворчатыми ставнями. Крыша крылась жестью. Характерная особенность внутренней пла­нировки - дверные проемы, соединяющие комнаты вкруго­вую. Строили круглые дома люди состоятельные. Такой дом сохранился по ул. Шолохова, 103 в ст. Вешенской. Построен он в конце XIX века начальником Вёшенского почтового отделения Никанором Георгиевичем Каргиным. Куреней такого вида сохранилось очень мало.

К другому виду казачьего куреня относятся дома, строившиеся преимущественно в начале XX века, вплоть до 40-х годов. Такие курени строили люди в основном с небольшим материальным достатком. Стесненные в материальных сред­ствах казаки стали отказываться от некоторых традиций постройки дома. Перестали возводить высокие каменные «низы». Как следствие - отпала необходимость в устрой­стве балясника.

Что касается архитектурных деталей куреней, то укра­шения орнаментом в станице было частыми. Дома зажиточ­ных казаков украшала резьба по дереву на карнизах, фрон­тонах, крыльце, ставнях.

Среди построек Верхнего Дона часто встречается фли­гель. В словаре русского языка С. Ожегова читаем: «Фли­гель - пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания». Более точным для построек Верхнего Дона будет второе толкование, т.к. флигелем могла назы­ваться постройка, в которой на усадьбе богатого казака раз­мещалась кухня или летняя «стряпка». А для казака сред­него достатка флигель служил жилым домом. Внутренняя стена делила его на две жилые комнаты. Сени располагались вдоль всей продольной стены строения. Крыша - дву­скатная. Покрыта камышом, жестью, позднее шифером. Флигели строились из дерева или самана.

Много было жилищ, которые назывались хатами. Они состояли из одной комнаты с сенцами и ступеньками без крыльца. Такое жилье строили в основном бедные люди. Внешних стен было четыре, пятая, внутренняя, разделяла строение на две части: комнату и сенцы. Источником тепла, кроме русской печи, была печка-подземка», которая разме­щалась обычно под кроватью. Подземка и печь соединялись дымоходом, скрытым под полом. Хаты строились из сама­на. Такие строения принадлежали, как правило, украинс­ким переселенцам, которые переносили на новые земли и образ привычного им жилища.

Рядом с домом строили летнюю кухню «стряпку». Тща­тельной отделки она не имела. Использовали летнюю кухню как столовую в теплое время года с весны до осени. Зимой - это подсобное или складское помещение. Строительным ма­териалом служил камень, мел, саман или плетни.

Кроме летней кухни, во дворе была и летняя печь, а рядом с печью - «поветка» (навес). На печке готовили корм скоту, а также отвары с резким запахом. На «поветке» су­шили фрукты. Она представляет собой небольших размеров плетень, положенный горизонтально на столбы высотой до двух метров. Для сельскохозяйственных орудий, дров, хво­роста навесы делались отдельно.

Кроме жилищ, на усадьбе возводили различные подсоб­ные сооружения. Большая часть их была связана с хозяй­ственной деятельностью казаков. Постройки у казаков уст­раивались в глубине двора, ближе к внутренней ограде. Для размещения животных отводилось отдельное место, баз с различными постройками. Сооружение не требовало боль­ших материальных затрат. Строили сараи из местного под­ручного материала. В сарае могло быть несколько отделе­ний. Отделение для коров, телят, быков, овец. Если хозяе­ва держали свиней, то свинарники делались отдельно, так же, как и сарай для водоплавающей птицы. Перед сараем делали выгульный баз, ориентируемый обязательно на юг, Над частью база с наветренной стороны сооружали навес, чтобы в непогоду животные могли найти укрытие.

Рядом с базами располагалось гумно. Гумно всегда обно­силось добротной изгородью. На гумне размещали несколь­ко стогов сена, соломы, а также скошенный, но не обмоло­ченный хлеб. Здесь же располагался ток, на котором ка­менными катками или цепами обмолачивали хлеб. Солому складывали в скирды, а полову (остатки колосьев, стеблей и другие отходы при молотьбе) в специальное помещение, т.е. «половню». Половня представляла собой небольшой сарай с легкими стенами, но очень надежной крышей. На­ходилась половня рядом с гумном и базами для скота.

У большинства казаков строился подъездной сарай со сквозным проездом. Через такой сарай можно было заехать на подворье и выехать из него. В нем оставляли сани на лето, брички на зиму, хранили другие полевые орудия: ло­богрейки, косилки, конные грабли.

Своеобразной постройкой на подворье казака был амбар, где хранились зерно, мука, припасы. Строились амбары, как правило, на столбчатом фундаменте с рундуком (погру­зочная площадка на уровне фундамента, которая примыка­ет к дверям амбара, шириной 1 м, длиной 3 м). Высота фундаментных столбов 50-70 см, чтобы было удобно раз­гружать повозку. Полы и несколько рядов (нижних) сруба делались обязательно из дуба. Кровля чаще всего - камы­шовая, шатровая. Под амбаром - инвентарь: лопаты, граб­ли, вилы.

Конюшни представляли собой вытянутые прямоугольные постройки с плавно закругленными углами. Конюшня дела­лась для нескольких лошадей. Кроме строевого коня, кото­рого использовали только под седлом, в хозяйстве держали рабочих лошадей. Базы с лошадьми были непременно отде­лены от базов с коровами и быками. Для сооружения ко­нюшни использовался самый добротный материал, т.к. стро­евой конь должен содержаться в хороших условиях. В ко­нюшне обязательно утеплялся потолок, настилался пол,

Другой необходимой постройкой в хозяйстве казаков ста­ницы был ледник. Рыли котлован. Стены обкладывали кам­нем. Дно ледника засыпали крупнозернистым песком. Зи­мой котлован забивали колотым льдом, засыпали снегом и сверху укрывали опилками или соломой. На лед обычно ставили молоко, квас и другие скоропортящиеся продукты,

Для получения ранних овощей казаки у себя на усадьбе сооружали «рассадню» — своеобразный парник. Из хвороста плели круглой формы плетень диаметром до двух метров и высотой до 1 метра. Вниз рассадни насыпали свежий конс­кий навоз, а сверху - слой хорошо удобренной земли. Бла­годаря теплу от перегнивающего конского навоза, хорошей освещенности (сверху клали оконные рамы), к наступлению устойчиво теплых дней обычно вырастала рассада овощных культур.

В большинстве хозяйств держали кур. Курятник распо­лагался в глубине двора. Он представлял собой поставлен­ный вкруговую, обмазанный глиной с двух сторон и побе­ленный мелом плетень. Сверху курятник крыли камышом, чаканом (рогозом) или соломой.

При устройстве усадьбы казаки большое внимание уде­ляли возведению изгороди и оформлению въезда. Внешний вид того и другого находился в прямой зависимости от бла­госостояния семьи, её трудолюбия и находчивости. Дом, двор, гумно обносились изгородью.

В хуторах и станицах Верхнего Дона в конце XIX - нача­ле XX века чаще всего для изгороди применялись плетни. Выбор материала для плетней зависел оттого, какие ивы росли в данном населенном пункте. Обилие зарослей «белотала» (ива корзиночная), «чернотала» (ива козья и серая) в пой­ме степных речек и реки Дон, а также «краснотала» (ива красная) на песчаных увалах левобережья позволяло каза­кам использовать гибкие прутья для изготовления изгоро­дей - плетней,

Плетни из краснотала шли на ограждение гумна и дво­ра. Парадная сторона усадьбы часто ограждалась плетнями из белотала. Его прутья - гибкие, ровные и не имеют отро­стков, поэтому плетни получались более изящными, свет­лого оттенка, что придавало изгороди нарядный вид. Бытовали плетни из чернотала. Но их вид не так радовал глаз, т.к. сам хворост темного цвета, с изгибами, большим коли­чеством отростков, для удаления которых требовались до­полнительное время и силы.

До сих пор ограда из плетня встречается в хуторе Пигаревском, Лльшанском, Меркуловском, станицах Вёшенской, Еланской, Базковской и других населенных пунктах.

Технология изготовления плетня несложная, но требует определенного навыка и больших физических усилий. Зара­нее затесанные и высушенные колья забивают в землю на расстоянии 20-25 см друг от друга. Чем толще хворост (прутья ивы), тем реже и толще колья. Прутья обвивают колья в виде восьмерки. Дойдя до крайнего кола, мастер начинает плетение в обратном направлении.

После каждого цикла плетения («шара») полотно плет­ня «осаживают», уплотняют, ударяя деревянным брусом, обухом топора. Плетут изгородь весной в теплую погоду. В холодную погоду прутья гнутся хуже.

Более зажиточные казаки в редких случаях использова­ли штакет. В ст. Вёшенской были сплошные дощатые забо­ры, но не у многих. Въезд и вход на усадьбу оформляли воротами с калиткой, с выгнутой поперечиной над ней.

В хуторах, где зарослей хвороста не было, а близко зале­гали выходы камня, изгородь делали из него. Высота ка­менной ограды составляла 60-70 см. из хорошо подобран­ных камней. Базы, левады, огороды ограждались попроще. Для сооружения изгороди использовали подручный матери­ал - хворост, камень, жерди, ветки, землю. Часто изгоро­дью левад и садов по межевой грани служила водоотводная канава, по брустверу которой укладывали и втыкали в зем­лю ветки от обрезки и прочистки садов.

Источник:

Попова М. Бытовая культура казачества   Верхнего Дона конца XIX - начала XX века // Вешенский вестник. № 3. – Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2004. – С.134-141

Смотреть фотографии по теме в Донской электронной библиотеке

Казачий дом [1875-1876] : фотография И. В. Болдырева.

https:/

Двор бедного казака [1875-1876] : фотография И. В. Болдырева.

Казачка чинит окно [1875-1876] : фотография И. В. Болдырева.

Улица в Кумшацкой станице [1875-1876]: фотография И. В. Болдырева.


Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы