ул. Пушкинская, 175А

Николаевская железная дорога

1149

13 ноября 1851 года введена в эксплуатацию Николаевская железная дорога.
Октябрьская (Николаевская, как она стала называться после смерти императора Николая I) железная дорога – старейшая в России. Ее история началась в 1837 году с открытия железнодорожной линии Санкт-Петербург – Царское Село. Идея строительства железной дороги между двумя столицами обсуждалась на протяжении многих лет. Интересен тот факт, что в 1842 году венцом этих обсуждений стало заключение комитета министров, что строить железную дорогу между С.-Петербургом и Москвой невозможно и бесполезно. Но несмотря на это, в последнем заседании 13 февраля 1842 года Николая I подписал указ о строительстве железной дороги, между Петербургом и Москвой, а в 1843 году стартовало строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Николай Первый принимал личное участие в создании данного проекта. Для работ по возведению дороги были задействованы крепостные и государственные крестьяне, а строительные материалы были отечественные.

Стоимость строительства железной дороги составила 1,3 трлн. рублей (67 млн. имперских рублей).

За свою работу рабочие получали заработную плату и бесплатное питание. Однако, условия труда были довольно тяжёлыми.

Начиная с 1847 года начало открываться движение на различных участках магистрали. Дорога прошла по территориям семи губерний, а её общая длина составила 604 версты (645 км). Позже к железной дороге присоединили другие линии.

13 ноября 1851 года дорога соединила две российские столицы: в 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра.
В пути он пробыл 21 час 45 минут. Расстояние между Петербургом и Москвой составляет 598 верст (634 километра), длину дороги определили в 604 версты (644 километра).

В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей.

В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный – из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 км/ч. Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось.

Для безопасного следования поездов и безопасности пассажиров, находящихся вблизи станций, на Николаевской железной дороге использовались звуковые сигналы: колокольчики, свистки, музыкальные шарманки. В качестве визуальных сигналов применялись оптический телеграф, ручные флажки, красные и зеленые диски, однокрылые и двукрылые семафоры.

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы