ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

МЭТТ РАФФ «СТРАНА ЛАВКРАФТА» [18+]
16.11.2021

А ГОВАРД ВЫЙДЕТ? 

МЭТТ РАФФ «СТРАНА ЛАВКРАФТА» [18+] 

ПЕРЕВОД: М. Молчанов 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: «Эксмо», 2018

Как человек, который любит Говарда Лавкрафта всем сердцем, хочу предупредить его поклонников сразу – это книга не по мотивам его произведений, это не спин-офф, не фанфик. Перед нами прекрасная постмодернистская игра с Лавкрафтом – уважительная, трогательная и забавная для тех, кто понимает тонкий подтекст.
Чернокожий ветеран Корейской войны Аттикус Тёрнер возвращается на родину и вскоре понимает, что страна, которая призывала его на фронт – уже не та, повсеместно действуют законы Джима Кроу о расовой сегрегации. Все изменилось, и в этом мире, ему заново придется искать свое место. Но внезапно Аттикусу и его семье начинает помогать некий Калеб Брейтуайт - очень дальний и очень загадочный родственник. Ничего хорошего из этой помощи, как вы уже поняли, не получится: герою придется встретиться и с тайными обществами, и с монстрами, и с древними проклятиями.
У нас не принято обращать внимание на расизм классика хоррора Г.Ф. Лавкрафта. Но его биография (письма, воспоминания друзей) совершенно ясно показывает, что он был убежденным и яростным ксенофобом, смягчив свои взгляды лишь к концу жизни. И Мэтт Рафф в этой книге играет не столько с миром мифов Ктулху, сколько с личностью самого писателя, пытаясь понять его как можно лучше.
Действие книги происходит на американском Юге, а главного героя зовут Аттикус, что уже настраивает на определённый лад и дает отсылки.

Истории – они как люди. Наша любовь не делает их безупречными. Мы склонны ценить в первую очередь достоинства, а на недостатки закрываем глаза. Вот только они – недостатки – никуда не деваются.

Аттикус признается в любви к научной фантастике и к самому Лавкрафту, и вскоре получает письмо со штампом всем известного нам Аркхема. Правда, здесь он звучит как Арпхем, но зато героя встречает таинственный персонаж с типичной для творчества Лавкрафта, помешанного на всем английском, фамилией - Брейтуайт.
И вот с этой минуты начинается мастерская литературная игра: со смыслами, словами, цитатами и образами. Тому, кто не читал Лавкрафта, она покажется несвязным бредом. Но вот подлинный ценитель найдет над чем подумать, посмеяться или взгрустнуть.
Типичный хоррор-сеттинг легкой рукой накручен на социальную драму о жизни чернокожего населения Америки в 1950-х. По сути эта история – смесь «Зеленой книги» и «Мрака над Инсмутом». Итак, что страшнее: шоггот или полицейский, которому не нравится цвет твоей кожи? И у Раффа есть оригинальный ответ.

В масоны его, по словам Монтроуза, затянула одноглазая пирамида с оборота долларовой банкноты. Да, сюда вступали по самым разным причинам, и не в последнюю очередь из-за романтических мифов, которые окружали вольных каменщиков. Кое-кто в итоге смирялся с тем, что масонские ложи – прежде всего клубы для общения, благотворительные организации и кассы взаимопомощи; другие же, с разочарованием узнав, что стать тайными властителями мира им не светит, уходили.

«Страна Лавкрафта» — это роман в рассказах. Он составлен из небольших обособленных новелл, связанных некоторыми персонажами. Каждая новелла написана в своем жанре и рассказывает о новом герое, проводя его через коридор сменяющих друг друга ужасов. Но не рассчитывайте, что встретите здесь Ктухлу, Ми-Го, мверзей, шоггтов и прчих красавцев. Мэтт Рафф изобрел своих, пусть и менее ярких.
Объём у новелл очень разный (первая занимает примерно четверть книги), качество тоже неодинаковое. Есть в романе и сквозная линия, описывающая личность и деяния темного мага Брейтуайта, который своей возмутительной белизной мешает всем героям сосредоточиться на важных проблемах этой бренной жизни.
Безусловно, для книги, цель которой – полемика с Лавкрафтом, идейное содержание намного важнее сюжетного. И иногда читателю это мешает, ему не достает событий, не хватает банального хоррора, раз уж он за ним пришел. Зачастую только слепая любовь героев к книгам и к фантастике не дает тексту уйти в морализаторский пафос, хотя и это могло бы стать отсылкой к Лавкрафту, обожающему пафос.

Уоррен Дэндридж утверждал, что покер – истинно христианская игра. Те, что играют праведно – просчитывают вероятности, не лезут на рожон, сдерживают эмоции, – процветают; тех же, кто предается пороку – закладывается на везение, позволяет азарту затмить рассудок, – ожидает участь нераскаявшихся грешников.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы