ул. Пушкинская, 175А

Подобный кораблю

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
1753
4 января 2022
Во второй половине девяностых в слободу Маньково-Берёзовскую Милютинского района – это северная часть Ростовской области, берег реки Берёзовой – приехал отец Андрей. О своих священнических буднях он впоследствии подробно рассказал в газете «Церковный вестник».
Итак, увидел он «полуразрушенный храм без крыши, утопающий в ядовитой сочной зелени сорняка»; пробрался к нему, «спотыкаясь о кочки, путаясь в репейнике… к еле угадываемым ступеням… Двери ворота из почерневших досок были заперты огромным ржавым навесным замком… старые деревянные полы с огромными щелями предательски провалились под ногами»
Дальше события разворачивались так. «Храм умирал на глазах. Но чтобы спасти его, нужны были средства. И немалые. Но где найти их, на что купить лес, строительные материалы, чем оплатить труд реставраторов?..
Администрация района отнеслась с пониманием, пригласили на собрание председателей колхозов и дали слово для выступлений. Некоторые обещали помочь после уборки урожая. Однако прошло время – и «прячут глаза председатели колхозов, обещавшие помочь, не скрывают неприязни и раздражения при встрече отказавшие в помощи.
Мы едем с главой районной администрации на приём к губернатору. Выслушал, пообещал помочь. И действительно, перечислил на счёт маньковского храма тридцать миллионов рублей. Бойко застучали молотки на церковной крыше, закипела работа… Крыша мало помалу была практически восстановлена». Но «деньги кончились, строители продолжали работы, но уже в долг. Нужно опять изыскивать средства. Опять идти с поклоном к руководителям обнищавших сельских хозяйств».
«Молчаливым укором Свято Никольский храм встречает меня каждое утро: завтра может быть поздно!» – сокрушается далее отец Андрей, признаваясь, что храм стал его болью, «раной, кровоточащей и не дающей покоя ни днём, ни ночью».
А что было потом? А потом в станице Милютинской помещение бывшего магазина перестроили в  Свято Вознесенскую церковь, куда и перешёл служить батюшка. В слободу с тех пор наведывался он только на большие праздники…
А теперь – с самого начала. В 1799 году в Маньково-Берёзовской возвели церковь из дуба на голышах вместо фундамента; половину денег за неё внёс основатель слободы, подполковник (впоследствии – генерал майор) Василий Иванович Маньков  пожелавший, чтобы храм носил имя покровительницы его дочери – преподобной мученицы Евдокии. А в мае 1875 года был освящён выстроенный в духе эклектики уже каменный храм.
Он был невысок и скуп экстерьером: слабо выраженные лопатки, подкарнизные дужки, редкие окна, удлинённые и узкие, громоздкий низкий восьмерик и тяжеловатая колокольня; однако своеобразен по конструкции – словно собран из нескольких объёмов.
Церкви часто уподобляют кораблям; Евдокиевской, пожалуй, больше всего подходит это сравнение. Внутри зал разделялся двумя рядами колонн.
В памяти слобожан надолго остался первый священник Яков Голубятников, искоренявший в слободе упомянутые выше «разгул, пьянство и разного рода безчиния» и сатанинскую ересь (а сектанты в отместку укоряли его за то, что он женат и ест мясо); почитался здесь и его сподвижник отец Иоанн Синельников (он, правда, однажды, по указу Донской духовной консистории, был оштрафован за табакокурение). Их молитвами побеждались разные напасти. Например, осенью 1877 года, как сообщали «Донские епархиальные ведомости», появилась «сильная мышь. Везде мышей было много, даже в воде, в особенности же в колодцах; а в домах так положительно ночью по головам бегали. Что касается до амбаров, так их там полным полно было в закромах… Нельзя было свободно печь пироги, мышей постоянно выкидывали из лотков… Прихожане в это время по всему приходу совершали молебствие об избавлении людей от мышей». В сентябре 1883 года слободу охватил пожар; по указанию отца Якова из церкви вынесли иконы и «с пением божественных стихов» обнесли их вокруг горящих домов. Огонь затих.
Храм закрыли перед Великой Отечественной войной. Разобрали только верх; вместительное помещение пригодилось для колхозного зернохранилища.
Но со временем колхоз обеднел, склад опустел. Искорёженная грузовиками земля поросла тальником. Евдокиевская церковь превратилась в развалины.
Судя по рассказу отца Андрея, именно таковой он её и увидел. Его старания достойны уважения, но… батюшка ни единым словом не обмолвился о своих предшественниках.
Первый настоятель, отец Николай, освятил центральный и левый престолы в честь Святителя Николая Чудотворца, правый в честь св. Евдокии; вместо иконостаса поставил картонный щит; заложил дыру в стене, через которую раньше проходили КАМАЗы. Прослужил он около года, и в 1992 году пришёл отец Георгий. На собрании председателей колхозов он попросил помочь церкви, и для начала ему выделили подсолнечное масло, которое он отвёз в областной центр. На поступивший из Ростова счёт нанял рабочих – они бетонировали потолок, освобождали от мусора подвалы, разворачивали деревообрабатывающий цех, делали иконостас. Однажды, когда к зданию амбулатории, что стоит повыше церкви, на самой верхушке холма, прокладывали асфальт, отец Георгий упросил водителя разровнять скрепером землю вокруг храма, тогда то из под земли проглянули ступеньки паперти. Со временем и батюшка, и матушка Ирина их привели в надлежащий вид…
Дело двигалось бы совсем медленно, если бы не денежная помощь владельца автопарка в Милютинской и председателя местного хозяйства. Колхозное зерно отец Георгий обменивал на лес из Нижегородской области, который шёл на полы, на крышу, на звонницу и купол.
В январе 1995 года отца Георгия перевели служить в Лакедемоновку, что в окрестностях Таганрога.  А в 1998 году в «Церковном вестнике» появляются откровения отца Андрея…
Как сейчас обстоят дела с храмом? Заботу о нём проявляет отец Александр, который служит в Милютинской. Благодаря спонсорам преобразилась крыша, проложен пол; местные жители принесли свои ковры; на стенах можно видеть новые, безыскусно написанные иконы… Есть трёхъярусный иконостас; обновляются росписи. В здании уютно, глазам и душе тепло. В дневные часы храм (основной престол, повторяю, теперь освящён во имя Николая Чудотворца) открыт.
Возможно, пока я собирался написать об этой маньковской святыне, она – снаружи и внутри – стала краше.

Фото

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы