ул. Пушкинская, 175А

Русский мыслитель и натуралист Николай Яковлевич Данилевский (к 200-летию со дня рождения)

16 декабря 2022 - 18 января 2023
Универсальный читальный зал (3 этаж)

Николай Яковлевич Данилевский родился 16 декабря 1822 года в селе Остров Орловской губернии в семье генерала. Учеба его прошла в Царскосельском лицее. В то время лицейское образование приравнивалось к университетскому курсу, но имело гуманитарно-юридический уклон, а так как главным увлечением Николая Яковлевича было естествознание, то он продолжил свое обучение вольнослушателем на естественном факультете Санкт-Петербургского университета. Успешно закончил обучение в 1849 году, защитив диссертацию на степень магистра ботаники.

Николай Яковлевич был очень эрудированным, много знающим ученым в области естественных наук. Будучи в ссылке, (он был осужден за участие в кружке петрашевцев и выслан из Санкт-Петербурга), в Вологодскую губернию, он не прекращал заниматься научной работой. В 1853 году выходит в свет его книга «Климат Вологодской губернии». Изучая рыболовство на Волге и в Каспийском море, он был командирован на Белое море и Северный ледовитый океан. Эти исследования послужили базой для выработки законодательства по части рыболовства во всех водах европейской части России. За всю свою жизнь Данилевский участвовал в девяти трудоемких экспедициях. За эти и последующие исследования Николай Яковлевич был награжден Константиновской медалью Русского географического общества.

В середине и во второй половине девятнадцатого века в центре внимания русских историков, публицистов и философов оставались вопросы о месте России в мировой истории, ее прошлом и будущем, ее миссии и предназначении, об особенностях исторического процесса, взаимоотношениях стран и народов. Свое оригинальное решение этих вопросов предложил Николай Яковлевич Данилевский.

Самый главный научный труд знаменитого ученого – «Россия и Европа». В нем Николай Яковлевич изложил свою концепцию культурно-исторического процесса. Книга вышла отдельным изданием в 1871 году. В ней ученый подверг критике евроцентризм, в частности, общепринятую схему деления мировой истории на периоды древней, средней и новой истории. По мнению Данилевского никакой общечеловеческой цивилизации нет и быть не может в принципе. Существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций, которые оказываются обособленными, локальными. Подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Так же как и биологически виды, они проходят стадии возмужания, расцвета, дряхления и неизбежной гибели. Николай Яковлевич выделил пятнадцать культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, американский, перуанский, аравийский и германо-романский (европейский). В ближайшем будущем, считал Данилевский, огромная роль будет принадлежать России и славянскому миру, как новому культурно-историческому типу. По его мнению, русско-славянский культурно-исторический тип может развиваться и достичь каких - то выдающихся результатов, а может и не достичь.

Ученый выделял четыре основных направления исторической жизнедеятельности народов: религиозное, культурное, политическое и социально-экономическое. Они присущи каждому культурно-историческому типу, но развиты в разной степени. Формы воздействия одного культурно-исторического типа возможны и даже неизбежны. Далее Николай Яковлевич в своей работе утверждает мысль о том, что Россия и Европа принадлежат к совершенно различным культурно-историческим типам, и поэтому подлинной гармонии в отношениях с Западом достичь невозможно. Далее он пишет: «В продолжение этой книги, мы постоянно проводим мысль, что Европа не только нечто нам чуждое, но даже и враждебное… Из этого, однако, еще не следует, что мы могли или должны были прервать всякие отношения с Европой, оградить себя от нее Китайской стеной: это не только невозможно, но было бы даже вредно, если бы и было возможно…Но если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то…необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой, русской точки зрения». Ученый предлагал создать всеславянскую федерацию с Константинополем в качестве столицы.

Не меньший интерес представляют политические статьи ученого, которые вышли в 1890 году. Переиздание этого сборника произошло только в 1998 году под названием «Горе победителям». Политическая публицистика великого философа продолжает и развивает основные темы «России и Европы»: геополитическое будущее России, Россия и славянский мир, Запад как главный противник русско-славянского культурно-исторического типа. Кроме того, Данилевский касается крайне актуальных тогда и сейчас проблем внутренней жизни России, исследуя феномен русского нигилизма.

В 1885 году была опубликована еще одна фундаментальная работа Данилевского Н. Я. «Дарвинизм. Критическое мышление», в которой он на обширном материале естественных наук опровергает все существеннейшие постулаты Дарвинова учения. Он показывает, в чём ошибался теоретик естественного отбора и борьбы за существование, на умозаключениях которого как на «неопровержимых научных» основаниях покоится всё новейшее секулярное сознание. На базе дарвинизма выросли многие разрушительные политические системы, такие как социализм, коммунизм, анархизм, национал-социализм, глобализм и т.д.
Книга была плодом двадцатилетних размышлений, в результате которых «всё здание теории» Дарвина, — как пишет Н.Я. Данилевский, — «развалилось в моих глазах в бессвязную кучу мусора».
Исследование было написано для «читателей с общим образованием», но автор стремился сделать его «ясным и общепонятным».

Труд Данилевского Н. Я. подвергся жесточайшей критике современников, и до сих пор является спорным.

О жизни и научной деятельности ученого рассказывает книга Кожурина А. Я. «Н. Я. Данилевский: жизнь и творчество». В ней можно найти интересные сведения о жизни великого ученого, его практической деятельности в многочисленных экспедиция по России. Интересен такой факт из его биографии. Николай Яковлевич, еще будучи лицеистом, подружился с братьями Семеновыми Николаем и Петром. Эта дружба длилась почти полвека. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский - знаменитый путешественник, исследователь Тянь-Шаня. Так вот, летом 1948 года он с Петром пешком путешествовал из Петербурга в Москву, составляя ботаническую коллекцию. В это время свирепствовала эпидемия холеры и крестьяне, приняв натуралистов за распространителей этой болезни, решили с ними расправиться. Только благодаря решительным действиям Данилевского, его способности убеждать, спасли молодых людей от самосуда. Этот случай показывает недоверие крестьян к представителям привилегированного сословия, к «чужакам», и то, что Николай Яковлевич знал жизнь простого народа не только по книгам.

Монография «Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» Балуева Бориса Петровича рассказывает нам о судьбе ученого, составленная на архивных источниках, периодической печати того времени, мемуарах, переписке людей, знавших и любивших Николая Яковлевича. Автор монографии впервые наиболее полно показал историософское значение самой известной книги Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» для отечественной исторической науки, раскрыл объективные и субъективные предпосылки ее создания. В ней прослеживается жизненный и творческий путь ученого, описывается та среда, в которой ученый пришел к своему открытию цивилизованного метода исследования исторического процесса.

Николай Яковлевич Данилевский был незаслуженно забыт как ученый, его научные труды не переиздавались более 150 лет, и только начиная с 90-х годов прошлого века проявился интерес к этому выдающемуся мыслителю. В мае 1996 года местные энтузиасты восстановили могилу в Крыму, там, где он много лет жил, и которая в 30-е годы была залита асфальтом под пионерскую площадку. Через год, в мае 1997 года около его могилы был заложен камень и фундамент будущей часовни в знак увековечения памяти великого русского мыслителя. В день 175-летия со дня рождения в Крыму были проведены различные мероприятия и учреждена премия имени Н. Я. Данилевского, которую получили первые энтузиасты возрождения его памяти.

Поделиться:
Подбор литературы