ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

М. ДЖОН ГАРРИСОН «СВЕТ» [18+]
01.04.2021

ХАОС КАК ОСНОВА БЫТИЯ:

М. ДЖОН ГАРРИСОН «СВЕТ» [18+] 

ПЕРЕВОД: К. Фальков

ИЗДАТЕЛЬСТВО: «Азбука», 2015


События, которые мы описываем в терминах случайности, случайными не являются, — говорил он, глядя, как ее руки тасуют и сдают колоду, тасуют и сдают. — Они всего лишь непредсказуемы.


В узких кругах любителей хардкорного Sci-Fi давно знают и любят М. Джона Гаррисона и его культовый роман. Если вам хочется настоящей качественной фантастики, которая просто взорвет вас изнутри, обязательно возьмитесь за его прочтение.
Читать этот роман непросто – он напичкан научными концептами и сложен для восприятия. Но это та самая фантастика, знакомясь с которой нужно читать что-то еще, разбираться с философскими и технологическими моделями. Автор эпатирует, экспериментирует, но при этом пишет настоящую литературу.
В романе три героя и три линии, которые мы видим в разных временных отрезках, локациях и жанрах. Три героя до самого финала никак не будут связаны, и читателя, ожидающего боевика или динамичной легкости, ждет неприятный сюрприз. Кроме того, все герои настолько нетипичны, странны и непонятны, что никто их них не вызовет у вас эмпатии или теплых чувств.
Первый герой – Майкл Кирни, физик, который буднично совершает убийство, а потом идёт в свою лабораторию, где проводит исследования в области квантовой физики. По жанру – это чистейший нуар, по стилистике тоже. Кирни – социопат, который совершенно не умеет строить какие-то адекватные социальные взаимодействия.
Второй герой – пилот К-корабля «Белая кошка» Серия Мау Генлишер. Это женщина, чье тело модифицировано таким образом, чтобы общаться с материнской платой корабля – искусственным интеллектом, который занимается математикой перемещений. Эта часть написана в жанре «новой» космооперы.
Глава третья — история бывшего пилота Эда Читайца, а текст — гибрид боевика и киберпанка.
Космос Эда Читайца и Мау Генлишер — это мир, в котором экспансия человечества остановилась, когда был обнаружен объект неясного происхождения – Тракт Кефаучи. Подобные завязки уже не раз встречались в произведениях жанра Sci-Fi – «Свидание с Рамой» А. Кларка, «Ложная слепота» П. Уоттса. Но Гаррисон ничего не говорит об истории Тракта или его значении. Все, что читатель знает о нем – лишь скупые догадки и предположения центральных персонажей.

Сон ему облегчения не приносил. Во сне верхняя губа его отдергивалась в загнанном оскале; по утрам он искоса поглядывал на себя в зеркало. Что он там хотел увидеть? Какими внутренними ресурсами может он располагать, раз так безразличен к жизни? Его разработали и запустили как ходячее продолжение собственного отца, и он швырнул себя в пустоту, полагая это способом самовалидации.

Неотъемлемая черта всех книг Гаррисона — сложный язык и необычный стиль повествования, связанный с чрезвычайной плотностью текста, насыщенного нестандартными образами и конструкциями. Постоянное помешательство Эда и явная не-человечность Мау Генлишер не дает читателю никакого шанса на их понимание. О Майкле Кирни и говорить нечего: Гаррисон сделал образ безумного ученого поистине отвратительным. Кроме того, автор не пожалел времени, чтобы описать протагонистов с самых неприглядных сторон. Но каждый из них важен и игнорируя хотя бы одного, замысел Гаррисона не понять.
Зачем же вся эта сложность? И зачем герои, которым так сложно сопереживать? Персонажи здесь – всего лишь функции, на которых читатель должен выехать к центральной концепции романа. Не более. Их жизнь – иллюстрация идеи, которую символизирует Тракт Кефаучи, который и является здесь самым главным героем. Непознаваемость и сложность Тракта Кефаучи – это то, что объединяет все линии и сводит в одну точку.
Тракт Кефаучи – это сингулярность без горизонта событий. То место, в котором не работают известные нам законы физики. В отличие от обычной черной дыры, сингулярность без горизонта событий можно наблюдать извне. Это точка, в которой прошлое и будущее существует одновременно.
Само существование такого объекта как Тракт Кефаучи нарушает и обесценивает любой смысл, который люди могут когда-либо найти или создать. Это непостижимое место – символ того, что мы можем обрести какие-то ответы, только отказавшись от привычных способов оценки и анализа Вселенной.
В романе Гаррисона читателю будет холодно, ибо опереться на героев или сродниться с ними не получится. Но автор отменный стилист, и текст как шикарное искрящееся полотно, доставит вам массу удовольствия. Гаррисон берет за основу не очень популярную мысль о том, что все вокруг представляет собой лишь хаос, поэтому любой линейный нарратив в присутствии объектов, которые могут его обнулить, не имеет никакого смысла.

Причиной всех этих дурных выходок была величественных масштабов и метафизической природы неуверенность в себе. Космос огромен, и ребят с Земли, как бы те ни храбрились, потрясало найденное там; но, что еще хуже, с наукой началась полная неразбериха. Каждая раса, встреченная людьми на пути через Ядро, располагала звездным двигателем, работавшим по своему принципу. Все теории работали, хотя противоречили друг другу даже в основах. Казалось, что путешествовать в межзвездном пространстве можно как угодно.

Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы