ул. Пушкинская, 175А

Архив рецензий

НАОМИ АЛДЕРМАН «СИЛА» [18+]
11.09.2020

УМА НЕ НАДО: 

НАОМИ АЛДЕРМАН «СИЛА» [18+] 

ПЕРЕВОД: А. Грызуновой 

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Фантом Пресс, 2020.

Одна из самых ожидаемых переводных новинок года. О ней говорили, ее обсуждали. Что в ней хотели увидеть? Не знаю. Ожидания – это всегда о нас самих. Лично мне хотелось антиутопии в духе «Рассказа служанки» с интеллектуальным пластом в стиле Виржини Депант. Но, увы. Передо мной – обычная жанровая фантастика, сдобренная хайповой темой с идеями радикального феминизма. Главная мысль – как омерзитилен и ужасен патриархат, и что будет, если равновесие вдруг сместится.
Роман британки Наоми Алдерман «Сила» занял четвертое место в списке десяти лучших книг 2017 года по версии The New York Times. В том же году Барак Обама назвал роман одним из своих любимых, а права на экранизацию выкупил Amazon.
Конечно, этот роман как нельзя лучше подходит для актуальной гендерной повестки, когда призывы к равенству полов стали нормой. В книге самые обыкновенные женщины совершают кровавые перевороты и приходят к власти. И все благодаря тому, что у новорожденных девочек появляется вдоль ключицы орган под названием «пасма» (что за бред?): вот так, необъяснимым образом, наплевав на эволюционную теорию. С его помощью женщины могут по желанию бить током.
Такое допущение, хоть и сделано специально и весьма утрировано, тем не менее, кажется мне очень обидным. Отказать женщинам в праве решать свою судьбу собственными силами, наделив их опасным органом, как будто только в его отсутствии все дело.
Сначала пасма работает не у всех. Но потом (о, чудо!) девушки могут одним прикосновением пробуждать силу и у женщин старшего возраста. Своей силой каждая распоряжается сама. Кто-то использует ее в спальне, а кто-то совершает восстания и выходит на путь отмщения мужчинам за все прегрешения.
Мир меняется. Теперь «слабый пол» - это мужчины. Это они должны брать псевдонимы, чтобы публиковаться в журналах, они боятся ходить по темным улицам. Гендерные чаши равновесия сменили свои позиции.
Сюжет развивается в четырех линиях. Это четыре героя, которые первыми испытали на себе действие непонятной пасмы и оказались в самом эпицентре новой парадигмы. Первая - девочка из приюта, которая становится проповедницей новой религии, убив приемного отца-насильника. Вторая - американская чиновница с большими политическими амбициями. Третий - нигерийский журналист становится самым востребованным стрингером, который вещает из самых горячих точек женских восстаний. Четвертая - дочь лондонского бандита, у которой на глазах убивают ее мать и которая становится криминальным авторитетом, перевозя через границу «блеск» — наркотик, влияющий на работу пасмы.
Алдерман очень похожа на Этвуд, и ее в этом трудно обвинять, ведь «Рассказ служанки» - до сих пор непревзойденная классика. Как и Этвуд в своих «Заветах», она описывает будущее, вкрапляя в него псевдоисторические записи об археологических находках, подтверждающих, что и раньше на Земле царил матриархат, а женщины управляли электричеством. Внезапно статуэтка «Мальчик-прислужник», обнаружена в той же сокровищнице, что и «Королева-жрица».
Лично мне наблюдать за этим новым миром неинтересно, но любопытно с точки зрения социологии и культурологии. Да, описанный мир - антипод нашего. Там больше нет насилия, женского обрезания и дискриминации женщин. Зато есть унижения и дискриминация мужчин, от которой мне тоже становится неприятно.
Неужели в XXI веке нам все еще нужно напоминать, что любая дискриминация по полу – это плохо? Что матриархат такой же уродливый, как патриархат, если и там и там унижают человеческое достоинство.
Например, популярный канадский клинический психолог и профессор психологии в Университете Торонто Джордан Питерсон считает, что радикальная теория феминизма хочет переписать всю историю.

«Такое толкование истории вы можете дать, только если вы ничего не знаете об истории или если у вас нарушена способность строить отношения с противоположным полом. Это деструктивное и пугающее учение».

Но если вы окунетесь в гендерную теорию, то увидите рассказ не о том, какие мужчины деспоты и тираны, а о том, что женщины часто считались хуже мужчин и вообще другими, и это имело серьезные последствия для обоих полов.
Если не воспринимать книгу буквально, ее идея сводится к тому, что добродетель наша не зависит от гендера, а крайности всегда опасны. Ближе к середине книги писательница наглядно демонстрирует, что пол не важен, когда в твоих руках власть и безграничная сила. Любой, дорвавшийся до верхушки, неминуемо становится тираном, калеча общество и развращая его. Например, по сюжету, даже добившись абсолютной победы, президент созданного ею же государства Бессарабия не готова помиловать врагов — она собирается уничтожить противника с помощью химического оружия.
«Сила» - это очень вольная фантазия о том, что все могло бы быть по-другому. Несмотря на потенциал и кажущуюся многослойность замысла, герои «Силы» зачастую выглядят плоскими, их речь не убеждает. Центральный конфликт очень категоричен и прост - женщины против мужчин - и предполагает только однобокое развитие, при котором мотивы персонажей не всегда ясны.
Главное послание романа не исчерпывается порицанием угнетения любого пола. Алдерман уверяет, что любая сила приводит к дисбалансу и достичь гармонии нельзя. Патриархат, матриархат – это просто череда случайностей. И в этом я вижу главную проблему. В отказе верить в человечество, которое однажды будет способно перешагнуть рамки пола и начать взаимодействовать, уважая друг друга и не угнетая.
Хороших вам книг.
VashaDasha

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Подбор литературы