ул. Пушкинская, 175А

Искусство стран ислама

12+
6 августа 2022 - 21 августа 2022
Отдел искусств, 1 этаж
Свободный

Родиной ислама считается запад Аравийского полуострова, а временем его появления – VII век н.э., когда, согласно мусульманскому верованию, Пророк Мухаммад получил от Бога через ангела Джибраила (Гавриила) божественные откровения. К началу VIII века арабы распространили ислам на запад, вплоть до Испании, и на восток, до Самарканда и долины Инда. Усилиями следующих поколений он достиг пределов современной Турции и проник вглубь Индостана. Одна из мировых религий, ислам сегодня не ограничивается этими землями: его присутствие заметно и в других регионах.

Искусство ислама весьма многогранно. Для мусульман это выражение веры, запечатленное и в исполненных величественным письмом строках, и в простоте дворика мечети. Произведения исламского искусства не всегда имели сугубо религиозную функцию, а некоторые и вовсе не имели.

Представленные на выставке книги знакомят с особенностями развития искусства в разных регионах и в разные исторические периоды.

Термин «исламское искусство» предполагает единство стиля и цели, и эти работы на самом деле мгновенно узнаваемы по их тонкости линий и роскошным деталям. Исламский мир – от Аравии до Северной Африки и Испании, от Турции до Центральной Азии и Индии - обладает общим культурным наследием необычайного богатства. Тем не менее, это общая традиция, которая делится на множество стилей. Барбара Бренд в книге «Искусство ислама», рассказывает об искусстве от региона к региону, иллюстрируя свой текст великолепными примерами, взятыми из всех областей, в которых преуспели мусульманские художники и ремесленники: архитектура мечетей и дворцов, искусство книги (каллиграфия, живопись и переплеты), декоративно-прикладное искусство, включая изделия из металла, резьбу, мозаику, керамику, текстиль и ковры. Повсюду автор разъясняет формы, эстетические принципы, темы и образы. В художественном творчестве разных народов, исповедующих ислам, орнаментальные композиции состоят из чередующихся геометрических и стилизованных растительных мотивов. Архитектурные памятники, разнообразные бытовые предметы, книги украшались изумительными композициями и образами древности. Их создавали искусные художники, настоящие знатоки орнаментальной поэзии. Исламский орнамент в силу своей уникальности получил название, которое наиболее полно отражает его суть – арабеска. Состоящая из переплетения многочисленных мотивов, арабеска была призвана создать магический фантастический узор, бесконечный в своём многообразии. Образцы исламских орнаментов приводятся в книге В. Ивановской «Исламские орнаменты».

В последней книге серии «Большая история искусства» «Страны ислама» подробно рассматривается многообразная история исламского искусства на всей территории его распространения. Грандиозные мечети с массивными куполами, прорезающие небо минареты, книжные миниатюры, орнаменты и мозаики соседствуют на страницах книги с великолепными иллюстрациями. Хронологическая таблица, глоссарий, разбор отдельный произведений делают книгу важным источником информации.

Главным и самым известным видом мусульманского искусства является архитектура. Она начала стремительно развиваться только после смерти пророка Мухаммада. Когда арабский халифат начал расширять свои границы в результате завоевательных кампаний, арабы познакомились с другими, более высокоразвитыми культурами. В арабских городах стало больше приезжих из других стран, где опыт строительства насчитывал не один век, а в постройках ценились красота и практичность. Эти ценности были свойственны и мусульманскому мировоззрению, что нашло выражение в архитектуре. Об архитектуре ислама написано множество книг. На выставке представлено несколько из них: книга С.А. Сухорукова «Архитектура стран ислама: традиции и новации» и фундаментальное исследование Т. Стародуб_Еникеевой «Сокровища исламской архитектуры».

Продолжением мастерства архитекторов является искусство создания традиционного исламского сада. Основными элементами являются вода и тень; они также характеризуются чахар-багом: четырехкратным узором, построенным вокруг центрального бассейна или фонтана, с четырьмя потоками, текущими к четырем углам земли. С эстетической точки зрения этот дизайн сам по себе является поразительной особенностью; однако истинное понимание исламского сада возможно только при понимании духовной символики, проявляющейся в его дизайне и посадке. Книга садового дизайнера и преподавателя Эммы Кларк «Исламские сады» представляет собой как интеллектуальное руководство по символике исламского сада, так и практическое руководство по его составным частям, с рекомендациями по подходящим деревьям, кустарникам и цветам, а также советами по созданию исламского сада в более прохладном климате.

Книга Изабеллы Эолян «Очерки арабской музыки» стала одним из первых российских исследований о музыкальной культуре Арабского Востока. Автор рассматривает профессиональное и народное, вокальное и инструментальное творчество, изучает как традиции арабского музыкального искусства, так и музыку нового времени.

Основная часть выставки посвящена искусству отдельных стран, официальной религией которых является ислам.

Среди девяти книг представляющих иранское искусство можно выделить исследование Хабиба Аллах Айат Аллахи «История иранского искусства». Книга подготовлена в рамках объемного проекта – составления серии из 12 книг под названием «Китаб-и Иран» (Книга об Иране). В серию книг, подготовленную признанным ученым, вошла последняя научно взвешенная информация не только о прошедшей эпохе, но и о современном Иране с учетом культурной общности и интересов зарубежных читателей. Три главы представленной книги рассматривают все исторические периоды развития и все виды иранского искусства. Также представлены книги, знакомящие с иранской живописью, книжной миниатюрой и музыкальным искусством.

В истории культуры народов Ближнего Востока значительное место занимает Турция. В отличие от художественного творчества арабов или иранцев, имеющего многовековые традиции, искусство Турции сравнительно молодо. Тем не менее, за несколько столетий оно прошло большой и сложный путь развития, дав человечеству немало выдающихся творений, и внесло крупный вклад в сокровищницу мировой культуры. Турецкая художественная культура, как и всякая другая, переживала времена расцвета и упадка, зависевшие от конкретных социально-экономических условий. Воздействие ислама на культуру Ближнего Востока было сложным. Оно порождало каноничность приемов и навыков, условность средств выражения, вызывавшие одинаковые трактовку и стилистическое исполнение мотивов или сюжетов на протяжении длительного времени. Книга сотрудника Эрмитажа Ю. Миллера «Искусство Турции» об особенностях турецкого искусства конца XIV начала XIX веков.

Начиная с 705 года, из Ирака, наместником которого являлся ал-Хаджжадж, ежегодно совершались завоевательные походы Кутейбы ибн Муслима на восток, завершавшиеся присоединением новых территорий. В результате на территории Средней Азии ислам распространился в современные Казахстан, Таджикистан, Азербайджан и другие страны.

Творческое наследие Вадима Гиппенрейтера является общепризнанным национальным достоянием, а сам фотограф заслуженно носит негласный титул Патриарха российской пейзажной фотографии. Работы Гиппенрейтера сочетают в себе живописную художественность и академическую достоверность. Именно поэтому творчество Вадима Гиппенрейтера имеет большую историческую ценность. Альбом с фотографиями «Средняя Азия. Архитектурные памятники веков IX-XIX» знакомит с выдающимися архитектурными шедеврами стран Средней Азии. Фотографии сопровождаются небольшими комментариями.

Тадж-Махал едва ли не самое известное в мире архитектурное сооружение. Он является воплощением искусства Великих Моголов и одним из самых известных зданий в мире. Тем не менее, было проведено мало серьезных исследований и нет полного анализа его архитектуры и значения. Эбба Кох – единственный европейский ученый, которому было разрешено провести измерения комплекса. Она работала над дворцами и садами Шах-Джахана в течение тридцати лет, а над самим Тадж-Махалом – гробницей жены императора Мумтаз Махал – в течение десяти лет.

В своей книге автор показывает, как обстановка гробницы была основана на дворцовых садах знати, которые выстроились по обе стороны реки в Агре. Она проведет читателя по всему комплексу Тадж-Махала, объясняя каждое здание и рассказывая о городских условиях мавзолея, его дизайне и строительстве, его символическом значении и его истории до наших дней. В книге представлены сотни новых фотографий, а также рисунки индийского архитектора Ришарда Барро, которые включают планы и реконструкции Агры и комплекса Тадж, как они выглядели во времена Шах-Джахана.

Также представлены книги об отдельных городах исламского мира, и отдельных видах искусства – исламскую миниатюрную живопись, стекло или керамика, текстильное искусство, ковроткачество, вышивка и кинематограф.

За века своего существования искусство стран ислама стало неотъемлемой частью мировой культуры. А как оно устроено, какие бывают мечети, какая музыка звучит во время мусульманских богослужений, как понимать книжную миниатюру и о чем сообщают самые известные орнаменты и надписи в исламе можно узнать из представленной литературы.

Поделиться:
Подбор литературы