ул. Пушкинская, 175А

Корифеи науки об искусствах

12+
15 сентября 2021 - 26 сентября 2021
Отдел искусств, 1 этаж
Свободный

Потребность осмыслять, анализировать различные искусства возникла ещё в древности. Во времена античности это были философы и зодчие. Философы размышляли, прежде всего, над этическими аспектами музыки и над идеей воплощенной в ней гармонии. Зодчих интересовала логика построения архитектурных форм и выработка архитектурных канонов. Поэтому выставка открывается культурологическими очерками Е. Францевой-Дроздовой «Философы и музыка» и хрестоматией «Классический архитектурный ордер в трудах зодчих античности и Ренессанса». Монография Францевой-Дроздовой посвящена осмыслению феномена музыки, ее воздействию на человека, становлению науки о ней в трудах великих ученых и философов прошлого со времен Древней Эллады до Кеплера. В процессе исторического развития музыкального искусства «серьезная, философская» музыка стала сферой, в которой человек подготавливает себя к жизни, стремится к постижению ее смысла и гармоничному поведению. В монографии впервые систематизирован богатый фактический материал цитируемых античных и средневековых авторов со ссылками на первоисточники. Выдержки из трактатов Августина «О музыке» и «Гармония мира» Кеплера даны в переводе автора.

В эпоху Возрождения в связи с бурным развитием пластических искусств и индивидуализацией творческих процессов появляется интерес к личности выдающихся творцов. Так возникает история искусства, пионером которой был живописец, архитектор и писатель Джорджио Вазари. Его знаменитые «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», представленные на выставке, явились основой современного искусствознания. Оконченная в 1550 году книга считается, возможно, самым известным и даже сегодня наиболее читаемым произведением старой художественной литературы, одним из самых влиятельных произведений итальянского Возрождения об искусстве и первым произведением, посвященным искусству. Как первый итальянский историк искусства Вазари положил начало жанру энциклопедии художественных биографий, которая продолжается и по сей день. Вазари не изучал архивы в поисках точных дат, как это делают современные искусствоведы, и, естественно, его биографии наиболее достоверны для художников его собственного поколения и непосредственно предшествующего. Современная критика со всеми новыми материалами и открытиями исправила многие из его ошибочных дат. Наиболее полный русский перевод сочинения Вазари был выполнен в середине XX века А. И. Венедиктовым и А. Г. Габричевским под общей редакцией А. Г. Габричевского и выпущен в 5 томах в издательстве «Искусство» в 1956-1971 годах.

XVIII век на выставке представлен легендарной книгой «История искусства древности» Иоганна Иоахима Винкельмана. Винкельман – немецкий историк искусства, основоположник научного изучения античного искусства и археологии, которого называли отцом искусствознания. Книга, опубликованная в 1764 году, вскоре стала весомым вкладом в европейскую литературу. В этой работе большим достижением Винкельмана является создание тщательного, всеобъемлющего и ясного хронологического описания всего античного искусства, включая искусство египтян и этрусков. Средневековый период в европейском искусстве и архитектуре нашёл отражение в трудах известного французского педагога, публициста, историка и основоположника архитектурной реставрации Эжена Эммануэла Виолле-ле-Дюка. Итогом его практической деятельности по реставрации архитектурных древностей Франции стал его главный научный труд – 10-томный «Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI веков (1854-1868), который вместе с вышедшим чуть позже 6-томным «Толковым словарем французской утвари от Каролингов до Ренессанса» (1858-1874) был призван составить энциклопедию средневекового искусства. На выставке представлен сборник избранных статей его словаря «Энциклопедия готической архитектуры». В своих работах Виолле-ле-Люка сосредоточился, в частности, на использовании железа и других новых материалов, а также на важности проектирования зданий, архитектура которых была адаптирована к их функциям, а не к определенному стилю. Его более поздние работы о взаимосвязи формы и функции в архитектуре оказали заметное влияние на новое поколение архитекторов, включая Виктора Орту, Гектора Гимара, Антони Гауди, Хендрика Петруса Берлаге, Луиса Салливана и Фрэнка Ллойда Райта. Другой величайший историк искусства англичанин Джон Рёскин оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX – начала XX веков. Сложный стиль, который характеризовал его ранние работы по искусству, со временем уступил место более простому языку, предназначенному для более эффективной передачи его идей. Во всех своих работах он подчеркивал связи между природой, искусством и обществом. Сегодня его идеи и проблемы широко признаны как предвосхищающие интерес к защите окружающей среды, устойчивому развитию и ремеслу. На выставке представлено два труда автора: «Лекции об искусстве» и «Семь светочей архитектуры». Последняя была опубликована в виде книги в мае 1849 года и состоит из восьми глав; введение и по одной главе для каждой из семи «Светочей». Они представляют собой требования, которым должна соответствовать хорошая архитектура. Изложенные идеи позже окончательно сформировались в его труде «Камни Венеции», в которых предложил «честную» архитектуру без облицовки, отделки, скрытой поддержки или обработанной лепнины, и что красота должна быть получена от природы и создана человеком. Также на выставке представлена книга другого мыслителя 19 века Иполлита Тэна. Он был главным теоретическим вдохновителем французского натурализма, крупным сторонником социологического позитивизма и основателем культурно-исторической школы в искусствознании. По его мнению, литературное произведение было продуктом авторского окружения, и анализ этого окружения мог бы дать полное понимание этого произведения; это противоречит мнению о том, что литературное произведение является спонтанным творением гения. Представленная на выставке «Философия искусства» была выпущена в 1880 г. на основе лекционных курсов, прочитанных им в 1864-1869 гг. в парижской Школе изящных искусств. Тэн увлекательно рассказывает о сущности, особенностях и характере процесса создания произведений искусства, творческой лаборатории видных итальянских и нидерландских живописцев, древнегреческих скульпторов.

Значительную часть выставки составляют труды крупнейших историков и теоретиков искусства 20 века стран Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Италии. Это труды Аби Варбурга, Эрвина Панофского, Генриха Фельфлина, Ганса Зедльмайра, Макса Дворжака, Теодора Адорно, Эрнста Гомбриха и других. Широкую известность Э. Гомбриху принесла его книга «История искусства» (1950). Она известна как одно из наиболее доступных введений в историю изобразительного искусства. Первоначально предназначенная для читателей-подростков, она разошлась миллионным тиражом и была переведена более чем на 30 языков. Было продано более семи миллионов экземпляров, что делает ее самой продаваемой книгой по искусству всех времен. Первые два предложения книги стали знаменитыми: «На самом деле такой вещи, как искусство, не существует. Есть только художники». В этом разделе также представлена интереснейшая книга французского писателя и культуролога Андре Мальро «Голоса безмолвия» (1951), в которой философия искусства излагается в форме свободного эссе. Книга предлагает объяснение философии искусства Мальро через историю западной живописи.

Труды европейских ученых занимают лишь третью часть экспозиции. Остальные две три представлены книгами отечественных философов, историков и искусствоведов. Этот раздел открывается Первым томом избранных трудов одного из столпов отечественного музыкознания академика Бориса Асафьева, целиком посвященных творчеству основоположника русской классической музыки Михаила Глинки. В этом разделе также представлен один из томов собрания сочинений ученика Асафьева, видного ленинградского музыковеда Михаила Друскина, посвященый европейской клавирной музыку 16-18 веков. Отечественное музыковедение продолжается книгами таких крупнейших теоретиков и историков музыки как Лев Мазель, Юрий Тюлин, Владимир Протоповов, Тамара Ливанова, Валентина Конен. В сборнике статей Инны Барсовой «Контуры столетия» рассматривается русская музыка 20 века в контексте истории и культуры. В исследовании Евгения Назайкинского «О психологии музыкального восприятия» закономерности музыкального восприятия рассматриваются в связи с особенностями строения и содержанием музыкальных произведений. Отечественное театроведение представлено книгами выдающихся ученых-филологов Стефана Мокульского («История западноевропейского театра») и Александра Аникста («Театр эпохи Шекспира»), а также заключительным томом фундаментального труда Виктора Березкина «Искусство сценографии мирового театра», который называется «Сценографы России в контексте истории и современной трактовки мирового театра». Это по-настоящему глубинное исследование рассматривает историю театральной декорации от зарождения (включая пра-театральные, зачаточные формы его) до периода, когда основные принципы современного театра сформировались практически полностью, во всем своем идейном и эстетическом многообразии. Березкин – автор около 30 книг и более 350 статей по вопросам истории и теории русского и мирового театра. Особое внимание уделял истории сценографии, «театру художника». Киноведение представлено книгами крупнейших культурологов и киноаналитиков Неи Зоркой и Кирилла Разлогова, в которых культура 20 века рассматривается как взаимосвязь художественных явлений, исторических событий и лиц. Кирилл Разлогов, директор Российского института культурологии (1989-2013), президент Гильдии киноведов и кинокритиков России представлен книгой «Не только о кино», которая дает читателям замечательную возможность подумать вместе с автором о парадоксах сложного спектра взаимоотношений человека и медиа. В основе книги – сотни статей, опубликованных в постсоветский период в различных изданиях и собранных под одной обложкой.

И всё же самый большой массив выставки составляют книги отечественных ученых, посвященные изобразительным искусствам и архитектуре. Самые различные теоретические и исторические аспекты искусств рассматриваются с философских, эстетических и искусствоведческих позиций. Это «Введение в историческое изучение искусства» Бориса Виппера, который соединяет в себе качества полноценного научного исследования и систематичность специального вузовского курса. Уникальность этой работы в русском и советском искусствоведении определяется тем, что она глубоко и обстоятельно освещает жанрово-технические проблемы, специфику технических основ каждого из жанров изобразительного искусства и их разновидностей, опираясь на обширнейший материал истории изобразительных искусств, на итоги длительных исторических исследований, проведенных автором. Также это книги «Морфология искусства» Александра Габричевского, «Статьи по семиотике искусства» Юрий Лотмана, «Эстетика Возрождение» Алексея Лосева, «Русское искусства от древности до авангарда» академика Дмитрия Лихачева. На выставке представлены труды Дмитрия Сарабьянова. Его научная деятельность была сосредоточена в области истории русского изобразительного искусства XIX-XX веков; также он занимался различными аспектами истории зарубежного искусства конца XIX – начала XX веков, взаимовлияния живописи и литературы, взаимодействия русского искусства с западноевропейским. Являлся крупным специалистом в области проблем внутренней традиции в русском искусстве, своеобразия стиля модерн и русского авангарда. Одну из важнейших задач Д. В. Сарабьянов видел в высвобождении из «опалы» ряда русских художников, считавшихся формалистами, и возвращении их имён в курсы истории искусства. В экспозиции представлена книга его книга «Модерн». Другим выдающимся отечественным ученым, труды которого представлены на выставке, стал крупнейший специалист по архитектурной науке Андрей Иконников. Им было опубликовано свыше 500 исследовательских работ, среди которых более 50 книг. Андрей Иконников писал не только фундаментальные труды, но и учебные пособия, путеводители, каталоги выставок. В исследованиях им рассматривал вопросы развития современного города, в том числе эстетической организации среды, архитектурного формообразования, сохранения и использования культурного наследия. Много внимания ученый уделял значению городской среды, изучая ее на всех уровнях: расселение, город, функции и структуры его центра, жилых комплексов и архитектурных доминант. Исследователя также интересовали проблемы взаимодействия архитектуры с дизайном и изобразительным искусством.

Завершает галерею имён корифеев наук об искусстве, труды которых представлены на выставке, Андрей Власов. Он первым в отечественном искусствоведении создал энциклопедический словарь изобразительного искусства. В этом словаре предмет искусства понимается много шире, чем принято в академической традиции. Термины философии, эстетики, всеобщей истории, истории и теории искусства разных эпох, видов и жанров трактуются не только этимологически, но и в широком культурологическом контексте: через имена мифологических персонажей и исторических лиц, литературные сюжеты, описания, цитаты, аллюзии. Власов сопоставляет в одной статье исторические сведения, суждения современников, мнения писателей, поэтов, философов. Словарь В. Власова «Стили в искусстве» до сих пор остается самой читаемой книгой отдела искусств и был выдан 1200 раз.

Уделить внимание всем авторам в рамках одной экспозиции не представляется возможным, поэтому на выставке представлены лишь некоторые работы столпов отечественной науки, всего 58 изданий.

Поделиться:
Подбор литературы