ул. Пушкинская, 175А

Донской казачий хор имени Атамана Платова

1129

2 августа 1927 года концер­том на курорте Францебад (Австрия), прошед­шим с большим успехом, начал свой триумфальный творческий путь Донской казачий хор имени Атамана Платова.

За 47 лет деятельности Донской казачий хор имени Атамана Платова дал более 8 000 концертов в 65 странах во всех частях света. Хор удостоили своим вниманием самые титулованные и высокопоставленные особы: члены королевской фамилии Великобритании, король Италии, президент США Гарри Трумэн, Архиепископ Франции и др.

Кочуя по миру, хор выполнял миссию связующего звена между рассеянной по миру русской диаспорой. Песня объединяла людей в изгнании и заставляла их хотя бы на некоторое время чувствовать единым народом.

Создателем Донского казачьего хора имени Атамана Платова был Кострюков Николай Федорович (1898-1987), уроженец станицы Цимлянской Области Войска Донского. Не имевший специального му­зыкального образования, но обладавший прекрасным врожден­ным чувством мелодии и тонким слухом, с раннего детства выросший в обстановке станичного и полкового хорового пения, Н.Ф. Кострюков был дирижером-само­родком, дирижером, что убеди­тельно подтвердилось в последу­ющие десятилетия. В реальном училище, где он учился, у него проявились незаурядные способности управления училищным хором. Затем поступил в Донское Атаманское военное училище в г. Новочеркасске и был старшим портупей-юнкером первой сотни, самой молодецкой и певучей. По окончании был оставлен в учили­ще курсовым офицером. Во время Первой мировой войны служил добровольцем в казачьем полку. Участвовал в Гражданской войне - сражался в рядах Донской Армии в составе Калединского полка.

После Гражданской войны эвакуировался в Константинополь (Стамбул). Вместе с юнкерами Атаманского училища жил на кораблях на рейде Мода, ожидая решения, куда их направят - к кубанцам на остров Лемнос или в Чаталджу к донцам. Здесь Николай Кострюков устроил «плавучее кабаре» и дал на чужбине первые концерты со своими друзьями-юнкерами. Через пару недель было принято решение направить юнкеров на остров Лемнос (Греция). Николай Кострюков с юнкерами «певчей» сотни также стал давать небольшие концерты как для начальства на территории лагеря, так и в ближайших греческих селах.

После Лемноса Кострюков переехал в Болгарию, а в 1923 году - в Чехословакию учиться в Пшибрамской горной академии. В Чехословакию, в рамках гуманитарной программы, на работу и учебу приехала очень значительная часть русской эмиграции, среди которых было много и казаков.

Согласно интервью Николая Федоровича Кострюкова корреспонденту газеты «Харбинское Время» от 8 ноября 1938 года, хор был организован в 1926 году случайно. На практике в Моравии студенты-казаки давали бал и попросили Кострюкова организовать казачий хор. Хор этот произвел на слушателей огромное впечатление и присутствовавший на балу театральный антрепренер предложил Кострюкову организовать для хора концертные выступления.

В 1927 году Н. Кострюков окончил Академию с дипломом горного инженера. Ко времени окончания учебы уже существовал казачий хор из 35 — 37 человек, почти все они были земляки-донцы. Многие солисты хора получили музыкальное образование еще в дореволюционной России, так в первом концерте молодого хора с сольным номером выступил быв­ший солист Петроградской и Мос­ковской опер, донской казак В.А. Левицкий.

Была пошита и тщательно подготовлена форма для первого выступления. Большую помощь в создании хора оказал герцог Н.Н. Лейхтенбергский, генерал-майор, герой Первой мировой войны, активный участник Белого движения. На эта­пе становления хора большую по­мощь ему оказали донской ка­зак, генерал В.И. Сидорин и ми­нистр иностранных дел Чехосло­вакии Эдуард Венет, чиновник МИД доктор Завазал, выдавшие хористам вместо их эмигрантских (беженских), под­линные чешские заграничные паспорта, что существенно упрос­тило оформление необходимых документов во время многочис­ленных гастрольных поездок. Президент Чехословакии Т. Масарик стал покровителем хора.

Начались гастроли хора по странам Европы, Южной и Северной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, на Дальнем Востоке, на Гавайях и Мексике.

Журнал «Ро­димый край» (г. Париж) в 1929 году в 10 номере писал: «<...> Платовцы поют изумительно верно, в казачьем самобытном свойстве, буйно-смело и прекрас­но - казачью песню. Чистота пе­ния казачьей песни, без посто­ронних вариаций, ценна и изуми­тельно красива в ее сложно-бур­ных, бравурных и игривых моти­вах. Поража­ет безуко­ризненная дисциплини­рованность донцов. <...> Сам Н.Ф. Кострюков - святая скромность, на руке его в виде брас­летки красу­ется Георги­евский крест и сам он та­кой тихий, нежно-вежливый, стоя перед хором, дирижируя им, волшебны­ми жестами берет от каждого хо­риста все, что тот может дать для создания гармонии красивых созвучий».

В довоенный период репертуар концертов Донского казачьего хора имени Атамана Платова делился на три части:

1 отделение, духовная музыка: «Коль славен наш Господь в Сионе», «Тебе Бога хвалим, Тебе исповедуем», «Хвалите имя Господне» (П.И. Чайковский), «Многолетие», «Услыши мя Боже», «Иже херувимы» (Г.Я. Ломакин)

2 отделение, народные песни и классика: украинская народная песня «Бандура», деревенская свадебная «Сени, мои сени»; «Канавушка», русский романс «Астры осенние»; «Серенада» Маснера; «Эх ухнем»; русская песня «Маланья»; частушка «Моя милая»; «Не из тучки»; «Бандура» (Г.М. Давидовский); «Вечерний звон» (М. Фогель); «Вальс»; русский романс «Море» (Сакович); «Сугубая Ектения» (А.Т. Гречанинов); «Тоска по Родине» (С. Воробкевич); «Наказанные судьбой» (С. Воробкевич); популярная мексиканская песня «Адиос, Маркита Линда»; «Ушедшая молодость»; народная песня «Казбек»; веселая прибаутка «Старый дедушка Пахом»;
«Надгробное рыдание» (Бахметьевское)

3 отделение, военные и казачьи песни и танцы: «Кавалерийские сигналы» (муз. М. Колотилина); военная песня «Черные гусары»; английский гимн на русском языке «Боже, на долги дни нам Короля храни»; «Спите орлы боевые».

Хор также славился казачьими танцами - это была его визитная карточка. Танцами «платовцы» выделялись на фоне других хоров, особенно восхищали публику «Лезгинка» и «Казачок».

В конце 1938 года хор прибыл в США и 4 января 1939 года дал первый, из многих сотен последу­ющих, концерт в г. Сиэтле. С нетерпением все ждали концерта в знаменитом Карнеги-Холле Нью-Йорка. Избалованные ньюйоркцы, слышавшие казачьи хоры Б. Ледковского и С. Жарова, шли на концерт платовцев с настроением жителей столиц, которых трудно удивить и чем-либо тронуть. Слышались замечания: «Что же, собственно говоря, можно ожидать нового?.. Те же костюмы, красные лампасы, те же донские песни..». Но по окончании выступления четырехтысячный зал устроил такие овации, каких не слышали даже короли сцены - исполнители классической музыки и популярного джаза.

В 1939 году хор переехал в США и продолжал успешные выступления и перед американцами и русской аудиторией, включая президента Трумэна в Вашингтоне, пригласившего артистов в Белый дом.

В последующие 10 лет «платов­цы» объехали с концертами прак­тически все более или менее крупные города США; неоднок­ратно выступали в городах Кана­ды, Южной и Центральной Аме­рики.

В Сирии Платовский хор чествовала Бейрутская казачья станица с русской колонией, где «было отрадно отметить казачью энергию и предприимчивость».

Николай Кострюков на свой страх и риск привез хор в Палестину, хотя местные евреи заявили ультиматум: «Снимите лампасы — и мы все придем на концерт». Это сказывались отголоски ущемления прав евреев в царской России. Кострюков и хор отказались снять лампасы, и хор пел в Палестине только для арабов и англичан.

Из Тель-Авива Кострюков повез казаков в Иерусалим, где их восторженно встретили французы, англичане и арабы. Хор исполнял литургию в Русском соборе, переполненном православными арабами и иностранцами. Службу вел русский архиепископ Анастасий.

При посещении хором Святых мест, двух русских монастырей казаки с чувством исполняли религиозные песнопения. Престарелый патриарх Палестинский подарил хору свою фотографию, а каждому исполнителю икону. Верховный комиссар Палестины и высшие духовные лица горячо благодарили Кострюкова и хор за чудесное распевание, говоря, что они впервые слышат такое в граде Иерусалиме.

В США в 1952 году хор отметил свое 25-летие, объехав за эти годы 65 государств и дав 5 655 концертов.

Выступая по всему миру, платовцы часть заработанных денег тратили на благотворительность, за что постоянно получали благодарственные письма от русских организаций во Франции, и, прежде всего, от Союза русских военных инвалидов и Общества ревнителей памяти Императора Николая Второго.

Умер Николай Федорович Кострюков 9 ноября 1987 года в Нью-Йорке (США).

К сожалению, сейчас многим практически неизве­стны ни блестящее исполнительс­кое мастерство Донского казачьего хора имени Атамана Платова, ни имя Николая Федоровича Кострюкова, талантливого создателя и бессменного руководителя хора, который до последнего го­да жизни мечтал дать концерт «...в родной столице Всевеликого Войска Донского граде Новочеркасске, где опять перед Атаманским дворцом будет гордо стоять памятник Атаману графу Платову - верному сыну Дона и матери России».

Источники:

  1. Донской казачий хор Атамана Платова // Русский Париж и Франция: гид — путеводитель и справочник на русском языке. URL: https://paris1814.com/platov
  2. Острецов-Ванно. Донской «Платовский хор» Н. О. Кострюкова // Родимый край. 1929. № 10. С.18-20
  3. Каминский К. Платовский казачий хор Николая Кострюкова: по материалам Музея и архива Белого движения // Казачья музыка: записи песен, история хоров. URL: http://cossacksmusic.ru/platovskij-kazachij-xor-nikolaya-kostryukova.html
  4. Хохульников К. Донской Платовский хор // Приазовский край. 2004. 20 мая. С. 6

Публикации по теме в Донской электронной библиотеке:

Донской казачий хор имени Атамана Платова // Родимый край. 1930. № 12. С.34-35
https://vivaldi.dspl.ru/pm0000019/view/?#page=36

Донской казачий хор имени Платова // Родимый край. 1931. № 5. С.22-23
https://vivaldi.dspl.ru/pm0000024/view/?#page=24

Костриков Н. Памяти друга казака // Родимый край. 1930. № 12. С.35-36
https://vivaldi.dspl.ru/pm0000019/view/?#page=37

Острецов-Ванно. Донской «Платовский хор» Н. О. Кострюкова // Родимый край. 1929. № 10. С.18-20
https://vivaldi.dspl.ru/pm0000008/view/?#page=21


Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы