ул. Пушкинская, 175А

Фольклор горняков

973

Материалы устного творчества шахтеров были собраны литературной группой при редак­ции газеты „Красный шахтер" города Шахты, а затем опубликованы в 1940 году в Ростовском книжном издательстве Алексеем Васильевичем Ионовым в сборнике «Песни и сказы шахтеров: фольклор горняков Шахтинского района».

Алексей Васильевич Ионов (1911-1976), писатель, журналист, собственный корреспондент «Правды» и «Литературной газеты» по Донбассу. С 1926 по 1942 год жил в городе Шахты Ростовской области. Трудовой путь начинал на шахте «Пролетарская диктатура». С 1933 года работал в редакции газеты «Красный шахтер», где прошёл путь от корреспондента до заместителя редактора.

В сборник «Песни и сказы шахтеров» (Ростов-на-Дону, 1940) включен фольклор, записанный в городе Шахты Ростовской области и ближайших к нему рудничных поселках - на шахтах Грушевской группы, но рассказы, песни, частушки, сказы, поговорки из сборника можно слышать также на шахтах Коминтерновской, Богураевской, Краснодонецкой групп и в других районах Донбасса. В сборник не вошла обря­довая поэзия, а также многие распространенные русские песни, подвергшиеся на шахтах частичной   обработке.

Шахтинский угольный район – часть Донецкого угольного бассейна. Разработка Грушевского антрацита ведет свою историю с 1820 года. Грушевский антрацит своим качеством славился на всю Россию и даже на весь мир. Сюда были устремлены взоры всех крупных предпринимателей. Ростовский предприниматель Николай Елпидифорович Парамонов был владельцем нескольких крупных угольных шахт, одна из которых — «Елпидифор» (построена в 1910 году и названа в честь отца), глубиною в 500 метров, считалась одной из лучшей в России по показателям безопасности труда. В советское время шахта была названа «Имени Артёма». Свои шахты заложили также донские предприниматели Шушпанов, Кошкин, Вильяно, Мороховец, Максимовы и другие.

Рабочими на шахтах были выходцы из Воронежской, Тамбовской, Орловской и других губерний. Условия работы и быта шахтеров были тяжелыми: 10-12 часов работы в каторжных условиях под землей, взрывы гремучего газа, обвалы породы, подземные пожары и затопления шахт, низкий заработок и бесконечные штрафы. Отправляясь на работу, шахтер зачастую прощался с семьей, так как был не уверен, что благополучно вернется домой. Поэтому условия труда шахтеров, взаимоотношения с администрацией, неприглядный семейный быт, уличные нравы рабочего поселка – все это нашло отражение в фольклоре шахтеров.

В ранних песнях, сложившихся в крестьянской среде, жизнь шахтера рисуется в неприглядных красках. В отдельных песнях относительно верно передавались черты шахтерского быта, но его широкую и точную картину в разных жанрах фольклора могли дать лишь те, кто сами испытали всю тяжесть шахтерского труда.

В последней четверти XIX века основным жанром фольклора на шахте стали частушки. Краткость, строгость лексического и ритмического строя частушек позволяли быстрее откликаться ею на все многообразные явления общественной жизни

Приведем отдельные примеры истории создания шахтерских песен и частушек, сведения об их авторах и собирателях, а также их полные тексты из сборника «Песни и сказы шахтеров».

Дореволюционный шахтерский фольклор

Песня «До свиданья, белый свет!» имеет несколько вариантов. Записана была в 1936 году в г. Шахты со слов ста­рого горняка В. Кирилкина. Опубликована в газете «Правда» (1937, 14 ноября, № 261). Этот же вариант, но без последней строфы, напечатан в сборнике «Фоль­клор Дона и Кубани» (Ростиздат, 1938, стр. 157). Слова из песни «шахтер рубит со свечами» говорят о том, что в старое время, когда в шахтах не было электрического освещения и ламп «Вольф», шахтеры работали при свете стеариновых свечей или с лампами, которые на­зывались «бахмутками», «козловками» и «бог помощь». Эти лампы заправлялись олеонафтом или раститель­ным маслом.

«Песню о коногоне» записал В. Субботин со слов рабочего шахты им. Красина Кузьмы Ивановича Шев­ченко. Сюжет песни использован Б. Ласкиным, ав­тором песенных текстов для фильма «Большая жизнь» (выпуск 1940 г.).

Песню «Ох, что-то сердцу больно стало…» записал В. Суб­ботин со слов Георгия Говоркова, старого горняка шахты им. Артема.

«Снова в шахту темную спустился» записал В. Субботин со слов рабочего шахты им. Красина— К. И. Шевченко.

«Посылают шахтеры и свет и тепло» записана в 1936 году на шахте им. Артема. Напечатана в сбор­нике «Фольклор Дона и Кубани» (Ростиздат, 1938, стр. 158).

Легенда «Шубин» была была рассказана старым шахтером Бо­рисом Степановичем Мишечкиным—кочегаром бывшей шахты РОПИТ, а записана С.П. Каменевым на шахте «Петров­ка». Легенда почти забыта. По словам С.П. Каменева, изредка, в шутку, горняки говорят: «Не ходи в старые выработки, Шубин поймает». Откуда взя­лось это выражение? Это было давно на шахтах Французского общества в Донбассе. Шахтовладельцы в то время мало заботи­лись об охране жизни рабочих. В шахтах часто бы­вали несчастья. Несчастье случилось и с Иваном Шу­биным, который приехал из деревни и поступил на шахту. Запасные ходы и старые выработки в этой шахте не закрывались крестами, написанными мелом и обозначающими, что ходить в эти хода нельзя. Спустился Иван Шубин со своей артелью в шахту, дошел до забоя. Во время работы ему ушибло породой руку, дальше работать он не мог. Он вылез из забоя и хо­тел идти на-гора, но ходов не знал. На площадке он спросил, как пройти к стволу, но какой-то шутник на­правил его в старые выработки. Там Иван Шубин бродил до тех пор, пока у него потухла лампа. Спичек в этой шахте носить не разрешалось, потому что шахта была газовая. Без огня Шубин не мог найти выхода. В шахте никогда не проверяли, все ли рабо­чие выехали на-гора. Товарищи по казарме сообщили десятнику, что новый рабочий Иван Шубин с утра не приходил в казарму. Десятник особого значения этому сообщению не придал. Он лишь заявил штейгеру, что рабочий Шубин ушел неизвестно куда, оставив в ка­зарме свои вещи. Прошло дней десять. О Шубине уже забыли. Два крепильщика по распоряжению админи­страции должны были выбрать лес из старых вырабо­ток. Когда они прошли по ходу метров 150, то услы­шали стон. Сначала крепильщики немного оторопели, но потом один из них подошел ближе, увидел лежа­щего человека, позвал своего товарища Они стали спрашивать, но человек ничего не отвечал. Крепиль­щики направились на откаточную, чтобы сообщить начальству. Старые шахтеры, услышав, что в старых выработках лежит человек, пошли в забой, не дожи­даясь распоряжения начальства. И полумертвый чело­век был поднесен к откаточному ходу. Это оказался Иван Шубин. По требованию шахтеров он был направ­лен в больницу. Там его привели в сознание, но через некоторое время он все-таки умер. При вскрытии в желудке у него нашли платок, тряпки, камешки. По всей вероятности, будучи голодным, он ел их в полу­бессознательном состоянии.

Рассказ «Святая» получка» сообщил С.П. Каменев. Подоб­ных рассказов на шахтах бытует очень много.

Рассказ «Как гусь зарубщиков из шахты выгнал» сооб­щил С.П. Каменев. Старый рабочий бывшего Парамоновского рудника А.А. Бабкин рассказал случай, как в 1910 году из шахты Рудухина шахтеры убежали, испугавшись слу­чайно попавшего в нее козла.

Частушки «Провались ты, шахта-яма» (1, 2, 3 и 4) записал В. Субботин со слов студентки Шахтинской фельдшерско-акушерской школы Екатерины Агуреевой. Частушки 5, 6 и 7 записаны в 1936—37 гг. на шахте им. Артема. Опубликованы в сборнике «Фольклор Дона и Кубани» (Ростиздат, 1938, стр. 158—159).

Частушку «С неба звездочка упала» записали К. Агафонов и Н. Низовцев на шахте «Октябрьская революция» и в г. Шахты со слов работниц М. Славинской, М. Анищенко и М. Горбатовой.

Шахтерский фольклор советского периода

Песня «Мы—шахтеры» записана на шахте им. Артема в 1930 году, опубликована в сборнике «Фольклор Дона и Кубани» (Ростиздат, 1938, стр. 161).

Рассказ «Сказ о Сталине» записан со слов старого шахтера, инвалида труда Дмит­рия Фроловича Губина (поселок шахты «Старо Азов­ская»).

Легенда «Черный бык» записана в 1936 году со слов старого шахтера Алексея Андриановича Баб­кина, работавшего с 1896 года на шахте Парамонова, переименованной после революции в шахту им. Ар­тема.

Рассказ «Пулеметное вино» записан со слов горного техника Г.А. Ткачева (г. Шахты).

Рассказ «Сапоги» записан в 1936 году на шахте им. Артема со слов шахтера-орденоносца Е. В. Демичева.

Рассказ «Братья» записан со слов М.Н. Хауновой (г. Шахты).

ПЕСНИ ГОРНЯКОВ

ЭХ, НЕ СЛАДКО ШАХТЕРУ ЖИВЕТСЯ!

Текст песни «Эх, не сладко шахтеру живется!» сообщил учи­тель средней школы шахты Петровка, в прошлом  шахтер, Сергей Петрович Каменев. Эту заунывную песню, как говорил С.П. Каменев, он услышал впервые в 1910—1911 гг. от коногона Тимофея Ивановича Ионова и не раз пел ее с другими шахтерами.

Света лишенный, от мира оторванный

Труженик в черной  пыли,

В недрах земли, преклонясь в три

                                                    погибели,

Силы кладет он свои.

Смело глядит в глаза страшной

                                               опасности,

Роется кротом в земле,

Эх, и не жаль ему моченьки,

Все для семейки не жаль.

Много вас гибнет под взрывами,

Вечная память о вас.

Много вас, жен, без мужей остается,

Много детей—без отцов.

Эх, не сладко шахтеру живется,

Но для семьи он на все готов.

СМЕНА

Загудел гудок на пять —

На работу мне вставать.

Загудел гудок на шесть —

А на зданье негде сесть.

Я на клеточку садился,

С белым светом распростился.

Клетку дернуло, качнуло,

 Меня в сердце колонуло.

Клетка в шахту понеслась,

Вся постройка затряслась.

Клетка к камере подходит,

Там народ стоит толпой.

Там народ стоит толпой,

Весь оборванный, худой,

Зубы ясны, глаза красны,

 А рубашка, как смола.

ЧАСТУШКИ

ГРУШЕВСКИЕ „СТРАДАНИЯ"

«Грушевские „страдания» записаны, главным об­разом, со слов старых горняков Ф.В. Стародубцева, А.А. Бабкина, С.П. Каменева и художника К.Ф. Фи­липпова. Местные краеведы считают, что родиной «страдания», как песенного жанра, является город Александровск-Грушевский (ныне –Шахты). В некоторых дерев­нях бывшей Орловской, Курской, Тамбовской, а отчасти и Рязанской губерний мотив Гру­шевского «страдания» сохранился и до сих пор. В те места «страдание» занесено отходниками (сезонными рабочими).

Вон он, вон он — Парамонов,

Вон он — Петропавловский,

Посередочке стоит

Рудничек Макарьевский.

                 2

Все подрядчики, как черти,

Шкуру тянут с нас живых,

Но они дождутся смерти

От шахтеров от лихих.

                 3

Едет черная карета,

Управляющий сидит.

Вдруг шахтеры подбежали—

Управляющий летит.

                4

На горе собаки лают,

Месяц медленно идет.

Забурунного шахтера

С кабака жена ведет.

               5

Ах, чья это хижиночка

И чья это вишня,

И чья это девочка

На улицу вышла?

              6

Ой, кто ж то идет,

Луна раздается?

Это Грушевский зубец

Идет задается.

              7

Было б боле не гордиться,

По-зубцовски не ходить:

На три месяца осудят

В Аксай рыбочку ловить.

             8

На горе стоит дуб,

Распустил коренья.

Стой, ребята, не робей,

Набирай каменья.

               9

На Бандовочку ходил,

Меня угощали.

На моей спине не раз

Палочки трещали.

            10

Сколько раз я зарекался

На Бандовочку ходить.

Полюбил одну девчонку,

Не могу ее забыть.

            11

Был товарищ задушевный,

Без меня не ел, не пил.

А теперь он поскандалил,

Мою болечку отбил.

            12

Вот побили гармошечку,

Вот побили баски,

Вот побили миленочку

— Голубые глазки.

           13

За что мальчика побили,

Чем он, мальчик, виноват?

Всю рубашечку порвали,

Да и плакать не велят.

            14

За что мальчика побили?

Вся рубашка у крове.

Вся рубашка у крове,

Девять ран на голове.

           15

Дайте с горочки спуститься,

Ключи маменьке отдать.

Дайте с болечкой проститься,

Боля едет воевать.

          16

Сливочка-наливочка,

Полная бутылочка.

Меня в службицу возьмут,

— Чья ты будешь, милочка?

         17

Как по улице по нашей

Мне нельзя пройти с милашей.

Через твои кари глазки

Надоели перевязки.

        20

Все гудочки прогудели

Парамона черти съели.

        22

По чугунке ходить колко,

Присушил меня Николка.

        23

Вы возьмите шаль мою, пропейте,

Только милого мово не бейте.

ЧАСТУШКИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

ОТКРОВЕННО ВАМ СКАЖУ: ЖИЗНЬ МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ

Растянись во всю, гармошка,

Планочки еловые.

Мы сейчас споем немножко

Вам частушки новые.

                    2

Старый дед слезает с печки:

«Ну-ка, внучек-пионер,

Прочитай-ка мне газету,

Как живется в СССР».

                  3        

Напишу письмо в Москву

Клименту Ефремычу,

Что я весело живу

В радостное времечко.

                 4

У нас фабрики растут,

Страна развивается.

Твердолобым господам

План такой не нравится.

                 5

С обушком мы раньше были,

А теперь с машиною.

Права равные добыли

Женщины с мужчиною.

                 6

Всех артемовских девчат

Можно издали узнать:

С книгами, газетами,

Чистенько одетые.

                7

Комсомольца любить —

Надо чисто ходить,

А растрепой быть такой —

Не полюбит никакой.

               8

Ходит ловко, не фасонит,

Ходит, улыбается.

Сразу видно — он помногу

Спортом занимается.

              9

Я не мамкина

И не папкина—

В комсомоле я росла,

Комсомол — моя семья.

           10

Мой сыночек в школу ходит,

Он давно  уж пионер,

А пойдет учиться дальше,—

Будет горный инженер.

            11

Молодеют старики,

Юные и бодрые.

Носят галстук горняки

И костюмы модные.

             12  

Мой миленок крепит лаву,

Я на приводе сижу.

Дорогой мой, крепи лучше,

Я в театр с тобой схожу.

              13

Как по руднику горят

Лампочки цветистые.

Хорошо вперед шагать

Вместе с коммунистами.

             14

Я работаю на шахте

Знатною лебедчицей

И мечтаю: буду скоро

Знаменитой летчицей.

            15

Откровенно вам скажу:

Жизнь мне очень нравится.

Я, подружки, выхожу

Замуж за стахановца.

Угля больше

Дать нам нужно,

По-стахановски, и дружно!

Чтобы Сталин

Нам сказал:

«Горняки, спасибо вам!»


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Шахтер Богу не родня,- его бойся как огня

У шахтера душа в теле, рубашонку воши съели

Хлеб да вода — шахтёрская еда

Над копрами звезда горит, о шахтёрской славе говорит

От жарких речей, шахтёру не станет теплей.


Заказать издания по теме из фонда Донской государственной публичной библиотеки:

Ионов А. В. Песни и сказы шахтеров : фольклор горняков Шахтинского района. – Ростов-на- Дону : Ростиздат, 1940 (инвентарный номер ОФ 61 339).

Материалы международных студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Донецкого национального университета на Верхний Дон (Волгоградская и Ростовская области: 2001, 2003, 2005-2007, 2010-2012 гг.). — Донецк : Юго-Восток, 2013.

Протекших дней очарованье.... — Донецк : Донбасс, 2008. — 219 с. : ил., ноты ; 30 см. — (Фольклор Донбасса).

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы