ул. Пушкинская, 175А

Пасха

982

Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения - центральное событие в духовной жизни христианина, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. «Праздником праздников и торжеством из торжеств» называют православные богословы Пасху.

Пасхе предшествовал семинедельный пост, называемый «Великим». В такие дни запрещалось употреблять скоромную пищу. Но это были дни не столько воздержания от пищи, сколько дни духовного поста. Иоанн Златоуст писал: "Провести пост значит не то, чтобы провести только время, но чтобы провести его в добрых делах... Это время, когда люди должны очиститься от грехов. Время Великого Поста - это дни духовной весны, время нашего пробуждения от греховного сна, нашего духовного обновления и украшения души христианскими добродетелями».

Неделя перед Пасхой называется страстной и посвящена воспоминаниям о страданиях Спасителя. В четверг вечером Иисус Христос совершал Пасху со своими учениками. После вкушения ветхозаветной Пасхи, Христос установил на этом вечере таинство Святого Причастия. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, ядите: сие есть Тело Мое". И, взяв чашу и, благодарив, подал им, и сказал: "Пейте из нее все! Ибо сие есть Кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Матфея. 26: 25-28).

В пятницу Христос был схвачен стражниками и предан суду, и принял крестную смерть. Великая суббота - день печали.

К празднику готовились заранее: убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом, на окна вешались накрахмаленные белые занавески, комоды покрывались вязанными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. Если в пост в интерьере дома преобладали темные и даже где-то мрачные тона, то накануне Пасхи дом преображался, блистая чистотой и белизной, наполнялся запахом испеченных куличей и пасок, сиянием и разноцветьем пасхальных яиц.

На Страстной неделе, «чистый четверг» являлся одним из важных дней предпасхального времени. В этот день совершалось множество разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. В чистый четверг купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца.

За водой отправлялись к ближайшему источнику — речке, ручью. Идти за водой нужно было до восхода солнца, как говорили, до того момента, как ворон искупает в реке своих воронят, иначе вода утратить свою силу. Другие топили бани на рассвете и купались.

Считалось, что в пасхальную ночь можно распознать нечистую силу. Если придешь в церковь в новой одежде, то увидишь колдунов, стоящих спиной к алтарю. Если принесешь в церковь специальным образом заговоренный творог или кусочек сыра, то среди прихожан распознаешь ведьм, у которых в этом случае будет заметен небольшой хвостик.

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда, в которую входили пасха, кулич и крашенные яйца.

Яйцо - символ зарождающейся жизни, занимает центральное место в пасхальном обряде. Как из яйца возникла новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Окрашенное яйцо стало своего рода символом и знаком праздника.

Есть предание о том, что обычай красить яйца появился благодаря разговору Марии Магдалины с римским императором Тиберием. Она подала ему яйцо с возгласом: «Христос Воскре-се!» Император засомневался, что смертный человек может воскреснуть из мертвых. «В это также трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!", - ответил император. И в этот же момент белое яйцо стало алым. Таким образом, красное яйцо стало символом Воскресения, символом Пасхи.

Красный цвет знаменует не только радость воскресения и возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

Крашеные яйца, «писанки» в старину представляли собой шедевры народного искусства. Первоначально их окрашивали только в красный цвет, позже стали использовать всевозможные цвета, рисовали на них картинки, пейзажи. Появляются коллекции сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных, серебряных и даже золотых яиц, с украшениями из драгоценных камней. Разрисовка яиц стала подлинным искусством, требующим большого навыка, терпения, тонкого вкуса.

Самый простой и доступный способ окрашивания яиц в красный цвет - луковичной шелухой. Заранее собранную шелуху положить в кастрюлю вместе с тщательно вымытыми яйцами, залить холодной водой и варить 10 минут. Окрашенные яйца извлечь из отвара, вытереть насухо и протереть растительным маслом, тряпочкой. Яйца будут иметь красивый блеск.

Другой способ окраски состоит в следующем: взять линяющие лоскутки, завернуть в них яйца и обвязать их нитками. Залить холодной водой и варить 15-20 минут. Яйца будут иметь мраморный рисунок.

Красить яйца можно акварельными красками или специальными красками и цветными лаками для яиц. Техника росписи такова: сваренные в течение 8 минут яйца оставить в горячей воде, одно яйцо вынуть, насухо вытереть, поставить в стеклянную рюмку и раскрасить с помощью кисточки верхнюю половину. На горячем яйце краска мгновенно высыхает. Затем яйцо перевернуть и окрасить оставшуюся половину.

Яйца, окрашенные любым способом называются «крашенками», а расписанные узорами – «писанками».

Кроме крашеных яиц к праздничному пасхальному столу готовили сырную пасху и пекли куличи. Обязательным кулинар­ным шедевром на пасхальном столе всегда был освященный в церкви кулич.

В куличное тесто кладут очень много яиц, взбитый в пену белок, много сливочного масла и сахара. Все это позволяет получить сдобное тесто.

Для выпечки куличей используют специальные металлические, высокие, цилиндрические формы из толстой жести.

Вот один из рецептов выпечки кулича:

1 кг муки, 600 грамм молока, 50-70 грамм свежих дрожжей, 20 яиц, 200 грамм сахара, 500 грамм сливочного масла, соль по вкусу и еще столько муки, сколько потребуется.

Смешать муку с теплым молоком и дрожжами, поставить в теплое место для брожения, прикрыв полотенцем. Когда тесто поднимется, прибавить 20 желтков, растертых с сахаром до бела, растопленное теплое масло, соль и тщательно перемешать. Затем ввести взбитые белки и добавить столько муки, чтобы тесто получилось достаточно густым.

Дать тесту подняться вторично. Затем его следует очень хорошо выбить (т.е. удалить скопившийся углекислый газ), положить в обильно смазанную размягченным маслом форму, заполнив ее до половины. Дать тесту подняться вровень с краями формы, выпекать при температуре + 180 градусов. Сверху готовый кулич обмазывают взбитым белком с сахаром и посыпают крашеным пшеном.

К числу ритуальных блюд пасхального стола относится и пасха — творожная масса в виде усеченной пирамиды - символ Гроба Господне.

Для приготовления этого блюда необходима пасочница - сборно-разборная форма, состоящая из 4 дощечек. Для того, чтобы приготовить пасху необходимо 2,5 кг творога, 200 грамм сливочного масла, 200 грамм сахара, 250 грамм сметаны, соль по вкусу. Творог дважды протереть через сито. Масло растереть с сахаром добела, добавить сметану и продолжить растирать массу до полного исчезновения кристаллов сахара. Полученную кремообразную массу присоединить к протертому творогу, посолить, перемешать, заполнить пасочницу, закрыть блюдцем, положить небольшой гнет, поставить на 12 часов в холодильник. Вся эта ритуальная еда готовилась заранее, начиная с четверга и до воскресенья.

И вот наступал сам праздник - Воскресение Христово. В Евангелиях рассказывается о том, что преданный Иудой Иисус Христос был приговорен к смертной казне за то, что назвал себя Христом — сыном Божьим. Две женщины, пришедшие с восходом солнца к гробу Иисуса, увидели ангела, возвестившего о том, что Христос воскрес. Это событие евангельской истории и составляет содержание христианского праздника Пасхи.

Своей смертью и воскресением Иисус Христос искупил первородный грех человечества. И своим воскресением Господь открыл путь к личному спасению каждого из верующих христиан.

В пасхальную ночь задолго до полуночи, верующие в светлых одеждах стекаются в храм и ожидают наступающего пасхального торжества. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного праздника Воскресения Христова. После пасхальной литургии совершается освящение куличей, пасок, сала, мака, соли и т.д.

Придя из церкви после литургии, вся семья садилась разговляться освященной в церкви обрядовой едой. Освящение придавало дополнительную святость ритуальным блюдам, усиливало заложенные в них магические свойства.

Трапеза обычно начиналась с яиц. Первое яйцо делилось на несколько частей, соответственно количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения и любовь друг другу.

Освященному в церкви красному яйцу приписывалось магические свойства: оно защищало домашних животных от болезней, оберегало от града, спасало дом от пожара. На Пасху катали яйца по земле, считалось, что это способствовало плодородию. Делали также специальные деревянные лоточки, представляющие собой наклонно поставленную доску с невысокими бортиками. Лоток устанавливался на земле. Игроки поочередно пускали крашеные яйца по лотку. Выигрывал тот, чье яйцо прокатывалось дальше. Если яйцо одного игрока при прокатывании заденет уже находящиеся внизу яйца, то их отдавали удачливому игроку.

Играли также в «битки». В игре участвовали двое, ударяли яйца «носиками». Чье яйцо сохранялось целым, тот считался удачливым в жизни, и в награду получал яйцо проигравшего.

Всю светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, угощали особенно тех, кто не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. Пасхальный стол отличался праздничным великолепием, был вкусным, обильным, красивым. В домах зажигали свечи, лампады, люстры, светильники. Любимым пасхальным развлечением были качели. Их строили на открытом месте, около которых молодежь играла в мяч или горелки. Девушки водили хоровод (танок) и пели песню:

Как посеяли девки лен (2 раза)

Ходи право, ходи право девки лен.

Как посеявши пололи (2 раза)

Пололи, пололи, ходи право пололи.

Да белы ручки кололи (2 раза)

Кололи, кололи, ходи право кололи.

Да златы кольца ломали (2 раза)

Ломали, ломали, ходи право ломали.

Да, в Дунай речку бросали (2 раза)

Бросали, бросали, ходи право бросали.

Да Дунай речка не примай (2 раза)

Не примай, не примай, ходи право не примай.

Да и к бережку прибивай (2 раза)

Прибивай, прибивай, ходи право прибивай.

В станице Калитвянской на Пасху девушки собирали яйца и муку, варили брагу. Потом устраивали из плетней изгородь, которую украшали зеленью и цветами и в помещении этом угощали брагой.

Много добрых дел совершалось в пасхальную неделю в пользу других, особенно обделенных судьбой людей. Люди состоятельные не скупились делать добро.

Первое воскресенье после Пасхи - Красная горка. В этот день устраивались массовые гуляния с хороводами, песнями, играми. Красная горка была также днем свадеб и сватовства. На Красную горку девушки надевали свои лучшие наряды.

Важным событием пасхальных торжеств было поминовение усопших. Оно начиналось еще с первого дня Пасхи, когда прихожане шли на кладбище. Здесь они «христосовались» «с умершими», поздравляя их с Воскресением Христовым, оставляли на могилах освященную пасхальную пищу.

Основным же поминальным днем была все же Радуница, отмечаемая во вторник на второй неделе после Пасхи. На Радуницу на кладбищах устраивали трапезу с вином и угощением, при­читаниями по умершим.

...Дон в низовьях сильно разливался, и станица Старочеркасская — бывшая столица донских казаков, почти полностью заливалась водой. Поэтому на Пасху весь православный люд добирался до церквей и главного храма - Войскового Воскресенского собора на лодках и по мостам, которые выстраивались по центральным улицам города. С раннего утра начинали звонить колокола всех четырех колоколен Черкасска, поддерживая радостное, праздничное настроение. На Пасху станичники шли поздравить друг друга с праздником. При встрече приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскре-се!», после чего трижды целовались, обменивались крашеными яйцами и пасхами.

Источники:
Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - XX вв. Ростов-на-Дону : Гефест, 2011.- С.163
Астапенко Г. Д. На тихом, на вольном, на славном Дону.... — Ростов-на-Дону : Тодикс: папир, 1998. – С.90-92

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы