ул. Пушкинская, 175А

Первый подземный пешеходный переход

517

16 октября 1959 года в Москве был открыт первый подземный пешеходный переход.

Только представьте - подземные переходы в Москве - то, к чему все так привыкли, отсутствовали каких-то пятьдесят с небольшим лет назад. Строительство подземных пешеходных переходов стало необходимостью, когда возросло движение автотранспорта.

Самый же первый московский подземный пешеходный переход был сооружен под Садовым кольцом на станции метрополитена - Смоленская в 1935 году. Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-1939 годах, второй вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал использоваться для служебных нужд.

Строительство подземных пешеходных переходов возобновилось в конце 1950-х годов. Именно метростроевцы осуществляли строительство подземных пешеходных переходов. Первый московский подземный пешеходный переход открылся 16 октября 1959 года у площади Маяковского, под улицей Горького (Тверской). В том же году открыты подземные пешеходные переходы на пересечении проспекта Карла Маркса (Моховая, Охотный ряд, Театральный проезд) с улицей Горького, а также, у Детского мира, и, у начала Ленинского проспекта под Октябрьской площадью.

На открытии первого подземного пешеходного перехода был Никита Хрущев. После чего, он дал добро на развернутое строительство подземных пешеходных переходов во всех крупных городах СССР.

Вот как описывает открытие одних из первых подземных переходов от улице Горького к гостинице Москва и перехода у Детского мира Борис Надежин в книге «Пешеходные и транспортные тоннели Москвы»: летом 1961 года, люди, за много лет привыкшие переходить проспект Маркса между «Стереокино» и выходом из метро на площадь Свердлова, вдруг обнаружили, что переход закрыт. Закрытыми оказались переход у гостиницы «Метрополь» и все другие наземные переходы. Работники ОРУДа оградили проезжую часть улицы от пешеходов, скопившихся на тротуарах, и по радио разъясняли, что ближайшие переходы находятся у «Детского мира» и напротив улицы Горького. Однако количество людей не уменьшалось, так как на смену тем, кто ушел, приходили все новые и новые, которые еще не успели узнать, в чем дело. Так продолжалось несколько дней, после чего, несмотря на все неудобство пешеходных переходов через проезжую часть улиц, их все же пришлось вновь временно разрешить.

К концу 1961 года в городе Москва было сооружено уже более 20 пешеходных тоннелей. Подземные пешеходные переходы имеют ряд преимуществ перед надземными: они не нарушают архитектурного облика улицы и прилегающей застройки, а также могут использоваться под размещение сопутствующей инфраструктуры. Кроме того, они более удобны для пешеходов.

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы