ул. Пушкинская, 175А

Кондитерская династия Абрикосовых

В начале ХХ века компания Абрикосовых была одной из пяти ведущих кондитерских компаний в России, производя 50% всех конфет в стране. Ассортимент фабрики был огромен — более 450 наименований.
Абрикосовы первые в России освоили технологию консервирования фруктов, ягод и овощей, начали производство глазированных фруктов, зефира, конфет от кашля. Производительность фабрики, качество продукции и ее реклама были уникальны для того времени.

Над созданием бренда трудились четыре поколения семьи. История династии началась в 1804 году в селе Троицкое Чембарского уезда Пензенской губернии, где любимым занятием помещиков были походы к друг другу в гости – на обед и чай с пирогами. Особая слава шла о сластях, которыми угощала гостей помещица Анна Петровна Левашова. Варенье, джемы, пастила из разных фруктов и ягод, растущих в барском саду, воздушные пирожные и пирожки были отменного качества и вкуса. Мастером  всех этих кондитерских изысков был ее дворовый крепостной Степан Николаев. Узнав, что в соседних селах помещики отправляли своих крестьян на заработок, Степан стал проситься у барыни «походить по оброку в Москву». Помещица согласилась, но семью Степана оставила при себе. К этому времени Степану было 67 лет.
В Москве он работал кустарем-одиночкой и торговал с лотка. Скоро московские покупатели оценили его товар - купцы и богатые чиновники стали делать ему заказы для званых обедов, вечеров, именин, свадеб. Накопив достаточно денег, он смог выкупить у помещицы вольную для себя и своей семьи. А став свободным, решил обосноваться вместе с семьей в Москве. Работали всей семьей – Степан, его жена Фекла, дочь Дарья и сыновья Иван и Василий. Готовили пастилу,  делали мармелад, варили варенье, пекли пряники, катали конфеты. Степан придумывал рецепты, следил за ассортиментом, покупал сырье, торговал и искал новых клиентов. Женщины готовили, а сыновья помогали отцу. В 1811 году Степан получил купеческое звание и стал купцом третьей гильдии.

После смерти Степана в 1812 году дело весьма  успешно  продолжил его сын Иван, которому тогда исполнилось 22 года. Он значительно увеличил выпуск продукции и расширил ассортимент изделий. Мастерская переросла в «торговый дом». По требованию законодательства Российской империи владелец отвечал всем своим имуществом по обязательствам своей компании, поэтому в названии должна была находиться его фамилия. Степана в деревне звали Обрикосовым, потому что его самым успешным продуктом был абрикосовый пат, рецепт которого он держал в секрете. Это прозвище перешло затем и к сыновьям – Ивану и Василию. Когда встал вопрос  официальной регистрации торгового дома, на семейном совете было принято решение взять фамилию  Абрикосовы.
В 1820 году Иван Абрикосов получил права купца второй гильдии. Однако в 1838 году доходы от семейного бизнеса сильно  упали, а в 1841 году оба брата разорились.  

К 1849 году торговый дом Абрикосовых вновь встал на ноги под руководством сына Ивана — Алексея, который начал свою торговую службу в торговой  комиссионерской конторе Гофмана, занимавшегося в основном продажей сахара. Начинал как «мальчик на побегушках» - открывал дверь клиентам, бегал на почту, выполнял мелкие хозяйские поручения. За время работы на требовательного, пунктуального и крайне аккуратного немца Алексей постиг премудрости счетоводства, бухгалтерии, делопроизводства, в совершенстве выучил немецкий язык, приобрел определенный коммерческий опыт и подсмотрел некоторые коммерческие секреты. Он считал, что для ведения успешного бизнеса необходимы четыре компонента: знания, капитал, связи и техническое оснащение. Знания у Алексея Ивановича Абрикосова были. Вопрос с капиталом был решен сбережениями, кредитом и удачной свадьбой. А для решения проблемы связей (поставщиков и покупателей), он стал участвовать в ярмарках, которые были  главными центрами торговли  и налаживания коммерческих контактов. Здесь он нашел постоянных покупателей и выгодных продавцов сырья, а со временем открыл на Нижегородской ярмарке свою оптовую лавку.
В первые годы открытия производство было построено на ручном труде, что делало бизнес малорентабельным. Чуть позже предприниматель купил станки для терки миндаля и прессовки монпансье, наняв для работы на них 24 человека. Однако за упаковку товара продолжали отвечать жена и старшие дети. Все процессы, а также рецептуры в те годы Алексей Иванович контролировал лично.
Оборот предприятия к 1850 году достиг 20 тысяч рублей, что в условиях жесткой конкуренции того времени — немало (в конце XIX века в Москве было около 200 шоколадных производств, в Санкт-Петербурге — более 260).
В 1871 году кондитерским предприятием Абрикосова было выпущено 445 тонн продукции на  275 тысяч рублей, а в 1872 году — уже 512 тонн на 325 тысяч рублей. В 1873 году на фабрике установлена паровая машина, что позволило механизировать ряд процессов и существенно повысить производительность труда.
В 1877 году «кондитерское заведение» было преобразовано в «Фабричное торговое товарищество А.И. Абрикосова Сыновей». В 1880 году, в связи с присоединением к товариществу младших детей Алексея Ивановича, предприятие получило новое название «Фабрично-торговое товарищество на паях А.И. Абрикосова Сыновей». В семье Абрикосовых было установлено, что отцовское наследство неделимо. Все паи товарищества были распределены между членами семьи. Посторонние лица к прямому управлению не допускались. Благодаря этому в семье не возникали имущественные споры.

Алексей Иванович Абрикосов был убежден, что для поддержания высокого статуса и сохранения конкурентных преимуществ необходимо постоянно совершенствовать производство каждые 10 лет. Следуя этому правилу, в начале XX века он инициирует реконструкцию московской фабрики. После реконструкции существенно выросла производительность, что отразилось на финансовых показателях компании. Работа его предприятий планировалась с перспективой на будущее. Алексей Иванович составлял трехгодичный план по обороту фирмы: доход за первый год замораживался на случай непредвиденных обстоятельств, и только через три года эти средства становились чистой прибылью. Убежденный в значимости технологического оснащения для развития предприятия Алексей Абрикосов в 1879 году построил в  Сокольниках новое здание фабрики.  Производство было оснащено современным оборудованием, в том числе шведским и английским, электричеством и газом. Подведена отдельная ветка Ярославской железной дороги.
В 1884 году фабрика становится самым крупным кондитерским предприятием страны.
В 1880–1890 годы фабрика Абрикосовых входит в пятерку производств, поставляющих около 50% всей сладкой продукции на внутренний рынок.
Активно развивалась торговая сеть. Оптовые склады товарищества расположились в Москве, Петербурге, Одессе и на Нижегородской ярмарке. Продукция фабрики продавалась в фирменных магазинах  в Москве,  Петербурге,  Одессе,  Киеве, Иркутске, Ростове-на-Дону (магазин был расположен на ул. Садовой в доме Волжско-Камского банка). По расположению, богатству отделки, культуре обслуживания и выучке продавцов и приказчиков магазины Абрикосовых были в ряду лучших в стране.

Фрукты были основным сырьем для производства кондитерских изделий Абрикосовых, поэтому вопрос их сохранения был очень важен. Решений было несколько: создать перерабатывающее производство в непосредственной близости к сырьевой базе, в идеале — на месте выращивания фруктов и ягод, и разработать технологии консервации скоропортящихся продуктов. Обе задачи были решены с покупкой участка земли и открытием филиала фабрики товарищества в Симферополе. Фабрика включала обширные садовые территории и три корпуса. В первом находились фруктовый, томатный и паровой цеха, контора и магазины.  Во втором — шоколадный и карамельный цеха, цех по термообработке фруктов, жестяной цех и паросиловые установки. В третьем — цех фасовки и погрузочно-разгрузочный блок. Здесь же была открыта специализированная лаборатория по консервации и глазированию фруктов, руководил которой французский эксперт по паровому нагреванию продуктов. В этой лаборатории была отработана технология производства нового для России продукта, сделавшего Абрикосовых самыми популярными кондитерами России - глазированные фрукты, рецепт которых до этого был известен лишь европейским мастерам. Тайну заморских кондитеров Абрикосов раскрыл самостоятельно. Путешествуя по Европе, он непременно посещал многочисленные кондитерские, витрины которых украшали фрукты в глазури. Заводил знакомства с местными кондитерами и напрашивался на кухню на экскурсию.

К началу XX века товарищество Абрикосовых выпускает в год 400 тонн кондитерских изделий. В штате было 2 000 рабочих. Годовой оборот превышал 2,5 миллиона рублей. При всем этом качество продукции продолжает оставаться на высоте, что подтверждалось наградами всероссийских торгово-промышленных выставок в 1882, 1896 и 1899 годах.
Однако показателем высочайшего признания заслуг любой компании был титул «Поставщик двора Его Императорского Величества». На выставке 1899 года «Товариществу Абрикосовых» было присвоено это  звание.
Стать поставщиком императорского двора было непросто. На протяжении минимум восьми лет необходимо было участвовать в выставках, которые устраивал император, представлять товар высочайшего качества. За малейшую ошибку или недовольство клиента приходилось заново вести счет годам. Титул «Поставщик двора Его Императорского Величества» присваивал сам император собственнику, а не фирме. Передавать звание от одного фабриканта к другому категорически запрещалось; переход титула к наследникам или новым владельцам был возможен исключительно «с высочайшего соизволения». Владение титутлом поставщика Императорского двора было чрезвычайно важно для имиджа компании, а также давало серьезные льготы – семья владельца титула могла оформить бесплатную ренту, дети получали возможность учиться в престижных учебных заведениях. Но самое главное – компания могла расчитывать на серьезные налоговые льготы, на выгодные государственные контракты. Государство было заинтересовано в экспорте высоко качественной продукции за рубеж в целях повышения престижа страны. До революции значилось 105 компаний, из их только 30 работали активно, включая «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей».

 Грамотный подход к организации производства проявлялся также в отношении к работникам. Для Алексея Ивановича Абрикосова было вопросом чести создать достойные условия труда. Помимо основной зарплаты, работники могли расчитывать на поощрительные выплаты – за каждый последующий год работы полагалась обязательная прибавка к жалованью, а ветеранам, которые проработали на фабрике более 25 лет, Алексей Иванович Абрикосов вручал специальные медали. Помимо денежного вознаграждения для работников предусматривались также сладкие подарки к праздникам (до 30 в год), скидки на сладкую продукцию. Работники жили в благоустроенных общежитиях при фабрике, где предоставлялась отдельная комната на две персоны или семью. В общежитии было электричество. При общежитиях две столовые – для мужчин и для женщин. Работникам-мужчинам полагался обед из трех блюд, причем в меню обязательно было мясо, а женщины должны были заботиться о питании сами – им выдавали только кусок хлеба и чашку чая.
Для детей 150 работниц был открыт бесплатный детский сад и школа. Рабочие могли бесплатно обращаться в больницу общего профиля, ходить в библиотеку и фабричную церковь. В воскресенье столовая превращалась в бесплатный кинотеатр.
Качество продукции Алексей Иванович считал главным ингредиентом успеха своих сладостей. Того же он требовал и от работников. Это выражалось в строгих правилах гигиены и дисциплины. Все рабочие должны опрятно одеваться, содержать фартуки в идеальной чистоте, тщательно мыть руки. В рабочие помещения запрещалась проносить посторонние предметы. Употребление спиртных напитков допускалось в небольшом количестве по праздникам. Пьянство было запрещено. За нарушение всех этих требований полагался штраф или увольнение.

Абрикосов понимал, что широкий ассортимент и качество продукции — далеко не все слагаемые успеха. Важно правильно продать товар. На рекламу и продвижение продукции денег не жалели, например, в 1891 году на рекламу было потрачено 300,0  тыс. руб. Название фабрики было у всех на слуху. Яркие объявления в газетах и статьи в журналах, плакаты и росписи на фасадах домов, открытки.  Чтобы выделить свою продукцию в ряду конкурентов, Абрикосов сделал ставку на упаковку. Он открыл на фабрике в Сокольниках упаковочное производство, а также цех упаковки в Хамовниках. Возглавил  это направление известный художник Федор Шемякин. Вместе с ним над упаковкой трудилось более 30 художников, среди которых был и Виктор Васнецов.
Коробочки для конфет, мармелада, пастилы, леденцов были самых разнообразных форм и размеров. Они изготавливались из картона, жести, дерева, стекла, дорогих тканей. Эксклюзивные подарочные наборы упаковывали в обтянутые шелком или парчой ларцы, а ассорти «Ералаши» и глазированные фрукты сортировали в специальные желатиновые формочки.
Упаковка была настолько красива, что ее было жалко выбрасывать, нередко она становилась предметом коллекционирования и передавалась из поколения в поколение как память об удивительных сладостях из магазина Абрикосовых. Дамы хранили бутоньерки для шоколада, корзиночки и ларцы для конфет, школьники собирали коллекции фантиков по сериям: «Бабочки», «Рыбы», «Спорт», «Сказки», «Народы мира», «Военные баталии», «Таблица умножения», «Загадки». На обертках конфет размещались поговорки, частушки, гороскоп. Также в продукции Абрикосовых привлекали неожиданные сюрпризы, прячущиеся под крышкой коробки или банки со сладостями. Например, фрагменты мозаики, из которых впоследствии складывалась интересная картинка, этикетки и карточки с изображением кошечек, собачек, птичек, цветные литографии пейзажей, исторических памятников, серии открыток и вкладышей, посвященных знаменитым артистам, музыкантам, ученым.
Однажды с помощью карточек Абрикосовы очень тонко напомнили покупателям (чтобы закрепить в памяти бренд «А.И. Абрикосов и сыновья») о своих заслугах — победах на Всероссийских художественно-промышленных выставках в 1882 и 1896 годах. Желая запечатлеть памятные даты, они выпустили две открытки с изображением детей — мальчика и девочки. Поскольку дети — главные потребители сладкой продукции, то радость, излучаемая их лицами, заставляла взрослых вспоминать о своих счастливых моментах жизни и поневоле связывать их с абрикосовской продукцией. Но навязывать ее никто не стремился, на открытках отсутствовало изображение конфет. Зато акцентировалось внимание на детях, на родительских чувствах, на самых главных жизненных ценностях, в том числе и для самих Абрикосовых
Проводились многочисленные рекламные кампании, благотворительные акции. Например, к 100-летию А.С. Пушкина была задумана интересная акция — бесплатная раздача всем московским гимназистам шоколадных медальонов, на одной стороне которых отпечатали портрет поэта, на другой — название фабрики. А в придачу еще давали карманные календарики с указанием праздничных дней.
К значимым праздникам, например к Пасхе или юбилею династии Романовых, выпускались лимитированные наборы в праздничной упаковке. К Рождеству традиционно продавались шоколадные зайцы, деды-морозы, шишки, шары и сосульки в разноцветной фольге. Ими часто украшали новогоднюю елку.
Среди самых известных PR-акций Абрикосовых была новость-утка о том, что продавщицы в магазинах Абрикосовых отбираются исключительно по цвету волос. В одних теперь работают только блондинки, в других – брюнетки, в третьих – рыжие. Народ тут стал проверять достоверность информации, заодно покупая кондитерские изыски Абрикосовых.
Роскошно оформленные фирменные магазины с вышколенными продавцами и управляющими были неотъемлемыми атрибутами торговой политики Абрикосовых. Их коммерческой находкой стала продажа изделий в кредит. До 1913 года около 50% товара реализовывалось в рамках кредитной линии. Так удавалось привлечь и удержать покупателей с невысоким достатком.

В семье Абрикосовых считалось долгом помогать нуждающимся. Первыми благотворительными акциями были ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению во время Крымской войны 1853—1856 годов. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов, став членом Комитета помощи семьям убитых и раненых в ходе военных действий, Алексей Иванович переводил значительные суммы на нужды вдов, сирот, инвалидов войны. Будучи членом Московского купеческого общества, он жертвовал на строительство больницы и бесплатных квартир для участников той войны. За свою благотворительную деятельность в 1896 году Абрикосов был удостоен чина действительного статского советника.
Абрикосовы были попечителями нескольких московских больниц, включая детскую Морозовскую, шести емесленных училищ, организовали и оборудовали несколько приютов для бездомных, передали 100 тысяч рублей на перестройку здания Московской консерватории.
По инициативе жены Алексея Ивановича Абрикосова Агриппины Александровны при кондитерской фабрике на Малой Красносельской улице для детей работниц фабрики был открыт первый в Москве бесплатный детский сад, а в 1889 году она организовала первый в Москве бесплатный родильный приют и женскую больницу. Приют был рассчитан всего на шесть мест, но там проводили операции высококвалифицированные врачи.

Несмотря на важность бизнеса в жизни Алексея Ивановича Абрикосова, его главной ценностью была семья. У него и его жены Агриппины было 22 ребенка: 10 мальчиков и 12 девочек. Он считал детей даром божьим.
Необходимость хорошего образования внушалась детям с рождения. Молодое поколение Абрикосовых получало начальное образование дома, затем девочки и мальчики продолжали образование в престижных городских школах. По окончании учебы в школе, Алексей Иванович отправлял своих детей за границу – «ума набраться», освоить иностранный язык и приобщиться к культуре страны, где они учились, и всегда требовал писать об увиденном отчет.
Алексей Иванович любил своих детей и внуков, уважал их мнение и признавал за ними право самим выбирать какой деятельностью заниматься и чем зарабатывать на жизнь. Он говорил: «Я вам, своим сыновьям, выделить никаких капиталов не могу, я вам предоставляю дела и поскольку вы будете прилагать свой труд, постольку вы будете иметь средства на жизнь».
Пятеро из детей Абрикосовых — Иван, Николай, Владимир, Георгий и Алексей — стали заниматься семейным кондитерским делом. Они интересовались им с ранней юности, старались помогать отцу. В 1874 году Алексей Иванович передал управление своим сыновьям Николаю и Ивану. Вначале  Алексей Иванович следил за тем, как сыновья ведут дела, давал советы, пока не удостоверился, что они хорошо справляются сами.
Во многом дети продолжали начинания отца. Например, так же, как он, отправляли мастеров учиться в другие страны, чтобы перенимать лучший опыт зарубежных коллег, занялись расширением производства, запатентовали машину, которая упрощала изготовление мармелада.
Интересы его сыновей были разносторонними. Николай Алексеевич входил в Московское психологическое общество, писал статьи для журнала «Вопросы философии и психологии». Владимир Алексеевич избирался гласным Московской городской Думы и занимал должность директора московского отделения Русского музыкального общества, члена комиссии по постройке нового здания консерватории (материально это начинание поддержали все братья). Георгий Алексеевич был гласным гордумы, а также директором правления Товарищества паровой столярной фабрики «Ф.М.Шемякин и К°» вместе с братом Алексеем Алексеевичем.
Дочь Алексея Ивановича, Глафира Алексеевна Абрикосова (1860-1940), была известным невропатологом. Училась на Высших женских (Бестужевских) курсах в Санкт-Петербурге, затем продолжила образование в Дрездене. Жила во Франции, окончила медицинский факультет в Париже, защитила диссертацию по истории истерии в Средние века и получила степень доктора по невропатологии, имела обширную практику во Франции.

Многочисленные дети Абрикосовых произвели на свет внуков, для воспитания которых Абрикосовы-старшие построили в Подмосковье обширную усадьбу с просторным барским домом с колоннами, цветниками, прудами и тенистыми аллеями — Внуково.
В 1899 году на торжественном обеде в честь золотой свадьбы Абрикосовых-старших присутствовало более 150 человек, 100 из которых были дети, невестки и зятья, внуки и правнуки. Всем родственникам подарили золотые жетоны с инициалами юбиляров и памятной датой.
Внуки и правнуки Абрикосовых поддерживали славу фамилии.
Дмитрий Иванович Абрикосов (1876-1951) – русский дипломат, в 1921—1925 годах возглавлял старое российское посольство в Японии.
Хрисанф Николаевич Абрикосов (1877-1857), внук Алексея Ивановича Абрикосова, стал корреспондентом, секретарём и горячим последователем Льва Толстого, а правнук Алексея Ивановича, Илья Хрисанфович Абрикосов (1915-1999), получил звание заслуженного геолога РСФСР, был первым, кто обнаружил Ольховское нефтяное месторождение.
Алексей Иванович Абрикосов (1875-1955), был врачом-патологоанатомом, который делал первое бальзамирование тела Владимира Ленина. А его сын Алексей Алексеевич в 2003 году получил Нобелевскую премию по физике за основополагающие работы по теории сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.
Михаил Фёдорович Шемякин (1875-1944), внук А.И. Абрикосова, стал известным художником.  
Андрей Львович Абрикосов (1906-1973), внук Алексея Алексеевича, был народным артистом СССР, актером и директором Театра имени Вахтангова. Он сыграл в фильмах «Тихий Дон» (1930), «Степан Разин» (1939), «Свет далекой звезды» (1964) и др. Его сын Григорий пошел по его стопам, тоже стал актером и вместе с отцом играл в театре. В его фильмографии картины «Свадьба в Малиновке» и «Маршал революции».

В 1918 году фабрика Абрикосовых была национализирована и в 1922 году переименован в фабрику имени революционера Петра Бабаева.
В январе 1993 года потомки Алексея Абрикосова зарегистрировали фирму с историческим названием — «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей», а в 1997 году была запатентована торговая марка — «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей». Однако продолжить дело предков с каким-либо коммерческим успехом потомкам пока не удалось.


Источник:
Фоменко С. Абрикосовы. — Москва : Бизнеском, 2011.


Заказать труды членов семьи Абрикосовых из фонда Донской государственной публичной библиотеки:

Абрикосов Алексей Алексееевич (1928 —2017) - российский физик-теоретик, доктор физико-математических наук, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии по физике (совместно с Виталием Гинзбургом и Энтони Леггетом), член Национальной академии наук США, иностранный член Лондонского королевского общества.

Абрикосов А. А. Введение в теорию нормальных металлов. — Москва : Наука, 1972.

Абрикосов А. А. Методы квантовой теории поля в статистической физике. — Москва:  Добросвет : КДУ, 2006.

Абрикосов А. А. Основы теории металлов. — Москва : Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1987.
http://opac.dspl.ru/findd?iddb=55&ID=ROSTOV\\BIBL\\Z0000713257

Абрикосов Алексей Иванович (1875 —1955) — российский врач-патологоанатом, профессор Московского университета, Заслуженный деятель науки РСФСР, академик АН СССР и Академии медицинских наук СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Сталинской премии первой степени.

Абрикосов А. И. Основы частной патологической анатомии. — 4-е издание, исправленное. — Москва : Медгиз, 1950.

Абрикосов Илья Хрисанфович (1915—1999) — доктор геолого-минералогических наук, профессор, Заслуженный геолог РСФСР

Абрикосов И. Х. Геологические критерии поисков залежей нефти и газа в мезозое Предкавказья. — Москва : ИГИРГИ, 1975.
Абрикосов И. Х. Общая, нефтяная и нефтепромысловая геология. — Москва : Недра, 1974.


Смотреть образцы кондитерской продукции Абрикосовых в Национальной электронной библиотеке

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы