Автор статьи:
Любовь Пономаренко
31 января 2025
31 января (12 февраля) исполняется 170 лет со дня рождения Николая Николаевича Синельникова (1855–1939), русского режиссёра, актера, театрального деятеля, педагога, народного артиста РСФСР (1934). Он принадлежал к тем немногим подвижникам русской сцены, для которых главной целью жизни было служение театру в провинции, стремление поднять уровень театральной культуры, нести зрителю радость наслаждения подлинным искусством, отдавая этому свой талант и жар души. Из 60 с лишним лет сценической деятельности более полувека он отдал провинциальному театру.
С именем Николая Николаевича были связаны многие страницы истории театров юга России. Не раз он со своей труппой гастролировал здесь, а то и подолгу жил, работал антрепренером театров в Новочеркасске, Ростове-на-Дону. Cинельников поставил на провинциальной сцене лучшие литературные произведения: «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Плоды просвещения», «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «Макбет», «Отелло», «Гамлет» У. Шекспира, «Марион Делорм» В. Гюго, «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Немалая его заслуга в том, что Ростов стал городом театральным. Да и в жизни самого Синельникова с Ростовом связано не одно знаменательное событие. Здесь он начал свою профессиональную режиссерскую работу. Здесь в советское время ему присвоено почетное звание заслуженного артиста республики. В Ростове, в 1925 году, широко отмечался пятидесятилетний юбилей его сценической деятельности.
Этого замечательного человека называли своим учителем В. Комиссаржевская, А. Остужев, Л. Леонидов, М. Блюменталь-Тамарина, М. Климов, Н. Радин, Е. Шатрова, Д. Орлов, А. Петровский, С. Кузнецов, М. Тарханов, А. Дарьял, И. Пельтцер, И. Певцов, Е. Полевицкая и еще многие актеры, являющиеся славой русской сцены.

Родился Николай Николаевич в Харькове, в семье небогатого уездного учителя. Семья Синельниковых была большая и родители едва могли сводить концы с концами. Тем не менее, когда дети подрастали, их отдавали в гимназии. Родители Синельникова придавали большое значение образованию и считали его в равной мере необходимым как для мальчиков, так и для девочек, хотя в те годы это не было явлением распространенным.
Вскоре после того как Николай Синельников был определен в гимназию, умер его отец. Вдова с детьми оказалась в тяжелом материальном положении, и случилось так, что малолетний Николай оказался основным работником в семье. Он имел незаурядное музыкальное дарование, мягкий красивый тенор, хороший музыкальный слух, и его с первого класса зачислили в церковный хор. Красивый голос и исключительная музыкальность скоро обратили на себя внимание, юному певцу стали поручать сольные партии. А после смерти отца, учитывая материальную необеспеченность Синельниковых, солисту назначили жалованье — двадцать рублей в месяц. Это рано пробудило в нем чувство ответственности и дисциплины. Как не увлекательно было мальчику бегать со сверстниками, он всегда точно в назначенное время, опрятный и подтянутый, являлся к регенту на индивидуальный урок.

Синельников пел в церковном хоре вплоть до окончания гимназии. В старших классах он начал выступать в гимназических концертах, исполнял романсы Глинки, читал стихотворения Пушкина. В последние годы пребывания в гимназии Николай часто бывал в театре. Харьковский театр — первый, с которым познакомился Синельников, — в то время принадлежал антрепренеру Н. Н. Дюкову. Чтобы посещать вечерние спектакли, на которые гимназисты не допускались, Николаю приходилось переодеваться в штатское платье.
В 1873 году, по окончании гимназии, Синельников был принят в студенческий хор, пользовавшийся большой популярностью в Харькове. Это обстоятельство привело его в театр, но уже не в зрительный зал, а за кулисы. Первого января 1874 года произошло событие, сыгравшее решающую роль в биографии Синельникова. На представление водевиля «Простушка и воспитанная» не явился внезапно заболевший актер. Потребовалось срочно заменить исполнителя, и антрепренер Дюков указал на Синельникова, оказавшегося в театре. Николай Николаевич Синельников получил костюм, выучил слова роли. А 4 января 1874 года исполнил первую драматическую роль — лакея Мишки в водевиле Ленского «Простушка и воспитанная». После удачного дебюта сыграл еще несколько небольших ролей и вскоре был зачислен в труппу Харьковского театра. Прослужив в театре с 1873 по 1875 год, был приглашен на сезон 1875–1877 года в Житомир. Здесь он служил в антрепризе Андреева — Биязи, где впервые сыграл Пикилло («Птички певчие» Ж. Оффенбаха) — впоследствии сыграл эту роль более 200 раз в разных городах.

Затем работал в Николаеве (1877–1878), где выступал в амплуа премьера, Ставрополе (1878–1880), Владикавказе (1880–1881), Казани (1881–1884) и других городах русской провинции. В Казани выступал в антрепризе П. М. Медведева, там же начал режиссёрскую работу постановкой в 1882 году пьесы «Дикарка» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва. Особенно славился Синельников в этот период как актер оперетты. Легко, изящно, весело играл он роли Питу («Дочь мадам Анго» Лекока), Пикалло и Париса («Птички певчие» и «Прекрасная Елена» Оффенбаха) и другие. Синельников вносил в исполнение опереточных ролей высокую сценическую культуру.
Имя Синельникова с глубоким уважением к его художественной и организационной деятельности произносилось и в самой глубокой провинции, куда попадали его ученики и последователи, и в столичных театрах, где было немало людей, связавших начало своей театральной карьеры с его именем, его педагогическим влиянием.
В частности, А. А. Бартошевич в предисловии к книге воспоминаний Н. Н. Синельникова «Шестьдесят лет на сцене. 1874–1934: записки», изданной Харьковским театром в 1935 году, представляет воспоминания соратников и многочисленных учеников Синельникова о развитии русского театра в России и сценической деятельности старейшего ветерана провинциального театра:
«Ученики и последователи отмечали главной и отличительной чертой характера Н. Н. Синельникова большую энергию, кипучий темперамент, исключительную и неиссякаемую любовь к труду человека, который не довольствуясь богатыми дарами природы, щедро наделившей его выгодной внешностью, прекрасным голосом, музыкальностью, сценическим талантом… За свою полувековую и очень часто почти каторжную работу Николай Николаевич не нажил себе ни дач, ни «хуторов», ни богатых особняков... Единственная «недвижимость» — это домик–квартира в Харькове, уцелевшая в годы гражданской войны, когда он выезжал из Харькова — благодаря охранной грамоте Совнаркома, и которая была закреплена за ним в пожизненное пользование постановлением ЦИК УССР».
Николай Николаевич Синельников всей силой своего незаурядного мастерства, исключительного режиссерско-педагогического таланта принадлежал к той лучшей части трудовой интеллигенции… Бескорыстность и крайняя скромность в личной жизни — другая отличительная черта этого труженика. Наконец — доброта характера, свойственная не многим актерам, обаятельность, и в жизни, и на сцене. Это доброта, как и иные качества, видны на протяжении всего трудового пути Николая Николаевича. Провинциальный театр он любил всей душой, за него страдал, боролся, переносил все трудности и лишения гражданской войны, восстановительного периода и другие всевозможные невзгоды.
«…Жизнь вне искусства прошла мимо меня, — вспоминает Н. Н. Синельников. И я не жалею об этом…».
О жизни и деятельности Н. Н. Синельникова писал Георгий Юльевич Бахтаров, актер театра имени Ермоловой, в книге «Записки актёра. Гении и подлецы» (2002):
«Синельников был человеком требовательным. Он славился своими сильными труппами и знаменитыми гастролёрами. Если он видел, что ошибся в актёре, и тот безвозвратно испорчен, то призывал его в кабинет и говорил: «Я ошибся в вас. Моя вина. Получите деньги, причитающиеся вам до конца сезона, в кассе. Вы свободны…».
Ростовский период
Влечение к режиссерской работе побудили Синельникова решиться взять на себя обязанности режиссера в Ростове-на-Дону в антрепризе Г. М. Коврова на зимний сезон 1884–1885 года. В восьмидесятые годы XIX столетия Ростов еще не являлся промышленным центром, а был торговым городом. Здесь успехом пользовалась только оперетта. Купечество, ростовские «гостинодворцы» были основными посетителями театра. Эта публика, развращенная дешевым исполнением оперетт и мелодрам, которые без конца ставили антрепренеры, на серьезные спектакли не ходила, и Синельникову пришлось столкнуться с большими трудностями… Он считал недостойным подстраиваться к обывательским вкусам ростовчан. Отстаивал право и обязанность театрального искусства пропагандировать произведения высокоидейного и художественного значения. Неустанно ратовал за предоставление классическим пьесам почетного места на ростовской сцене театра.
Свой первый приезд в Ростов Н. Н. Синельников описывает в своих воспоминаниях:
«… Мы переехали в Ростов и застали город, который о драматическом театре совершенно не думал. Он был поглощен только своей продажей, скупкой, спекуляцией пшеницей. Успехом пользовалась только оперетта, с расчетом на потакание самым дурным инстинктам толпы. Какие-то пошлые отсебятины, неприличные выражения и движения доставляли зрителям необыкновенное удовольствие. Ими они восхищались, не понимая и не принимая никакого другого театра. Вот в этой обстановке нам пришлось начинать нашу работу. Здесь же состоялось мое первое вступление в труппу, как режиссера... Съехались артисты, началась предсезонная работа. Разучили три пьесы. Все бодры, у всех рабочее настроение. Открывались «Ревизором» — в театре пустота. Второй спектакль — «Нищий студент», оперетта — переполненный зал. На завтра — «Свадьба Кречинского» — пустота. Дальше оперетта — полно. Ищем причины — почему к драматическому спектаклю такое равнодушие. Нам объясняют, что здешняя публика очень легкомысленно относится к театру. Поглощенная наживой, спекуляцией, куплей и продажей, она забегает в театр похохотать и, правду сказать, нехорошим смехом… Наши опереточные спектакли разочаровали ростовского зрителя, так как он не нашел в них пошлости… »
Оперетта «Нищий студент» ростовской публике полюбилась не сразу. Разыгранная хорошими актерами во главе с Н. Н. Синельниковым, хорошие голоса, музыка, постановка — сделали свое дело… Постепенно оперетта «Нищий студент», поставленная Синельниковым, полюбилась Ростову…
Здесь в Ростове, воспитать зрительский вкус удалось путем кропотливых реформ. До Синельникова спектакли создавались наспех: на подготовку уходило всего пять репетиций, а основную задачу выполнял не режиссер, а суфлер. Синельников же удлинил репетиционные сроки, запретил артистам выходить на поклоны посреди спектакля, создал благотворительные спектакли, разнообразил и наполнил смыслом мизансцену. Огромные афиши он заменил скромной театральной рекламой. На смену водевилей поставил серьезные пьесы русских и иностранных драматургов. Ставил он и мелодрамы, в которых слащавую сентиментальность заменил настоящими человеческими чувствами и переживаниями. Синельников обращался и к так называемым «кассовым пьесам», которые порой не обладали художественными достоинствами, но делали сборы. Это помогало «сглаживать» убытки. Ведь Синельников ни от кого не получал дотации, а вел дело на свой страх и риск.
Труппа Синельникова всегда состояла из первоклассных актеров, а его глубоко реалистические спектакли отличались продуманностью, стройным ансамблем и хорошим оформлением. В его труппу вошли виднейшие драматические артисты русского театра И. М. Шувалов, М. М. Петипа, Н. Н. Синельников, Д. А. Глюске-Добровольский, А. П. Петровский, А. В. Дарьял, М. И. Велизарий, Т. Ф. Синельникова, М. М. Блюменталь-Тамарина, Л. П. Петипа, Е. А. Яблочкина¬Журина и другие.
Синельников приобрел всероссийскую известность как режиссер и педагог. «Попасть в ростовскую труппу Синельникова для молодого актера или актрисы считалось за счастье; для артиста уже с некоторым именем — за честь; для артиста с установившейся репутацией — за удовольствие», — так писал Борис Михайлович Перлин, коренной ростовчанин, театральный деятель в статье «Классик русской сцены», опубликованной в газете «Молот» от 12 февраля 1965 года.
В 1886 году совместно с М. М. Бородаем (театральный деятель, актёр, антрепренёр, организатор театральных обществ) Синельников создает актерское товарищество в Воронеже. Затем работает в Харьковском, Симферопольском театрах, в Москве в частных театрах Е. Н. Горевой и М. М. Абрамовой, Новочеркасске (1891–1894), Ростове-на-Дону (1894–1900).
Девяностые годы XIX столетия стали эпохой расцвета Новочеркасского театра. По предложению директора театра В. А. Вагнера было создано актерское товарищество во главе с Н. Н. Синельниковым, который был не только руководителем, режиссером, актером, но и душой театра. Здесь он работал частично в 1891 году, а также 1892–1894 годы.
«…Директор Новочеркасского театра Вагнер предложил мне составить труппу на товарищеских началах для Новочеркасска… Мы в 1891 году в Новочеркасске открыли новое коллективное театральное предприятие», позднее вспоминает Синельников.
В составе труппы были известные актеры: Н. П. Рощин-Инсаров, И. П. Кисилевский, Степанов (Ашкинази), Т. Ф. Синельникова, К. А. Каратыгина, В. Ф Комиссаржевская и другие. Синельников умело отбирал материал для своих постановок, чередуя драму, комедию, оперетту, не угождая обывательским вкусам, но отдавая дань развлекательной шутке, необходимой зрителю. Он ставил своей задачей продолжение традиций русского театра, старался приблизить классические произведения к публике. Устраивал «понедельники» по пониженным ценам, с целью сделать спектакли доступными для широкого круга зрителей.
19 сентября 1893 года на подмостках Новочеркасского театра начинает свой актерский путь Вера Федоровна Комиссаржевская. Дочь знаменитого оперного певца Ф. Ф. Комиссаржевского. В Новочеркасск ее пригласили на амплуа «инженю» и водевильные роли с пением. Первая роль — Альмы в спектакле по пьесе «Честь» писателя и драматурга Германа Зудермана была хорошо прията публикой.
«Я нашла цель, нашла возможность служить делу, которое всю меня забрало, всю поглотило, не оставляя места ничему», — писала начинающая актриса. Она проработала в Новочеркасске лишь один зимний сезон 1893–1894 годов. Газета «Донская речь» пророчески писала: «Все в ней есть для того, чтобы стать очень большой артисткой».
О новочеркасском периоде сценической деятельности Н. Н. Синельникова в книге «Лев Толстой: донские страницы» писал журналист и краевед Аркадий Александрович Айрумян (1918–1999):
«…Издававшаяся в Новочеркасске газета «Донская речь», внимательно следившая за театральной жизнью столицы казачьего Дона и из номера в номер печатавшая материалы на эти темы незадолго до закрытия зимнего театрального сезона, 6 февраля 1894 года, объявила: «В непродолжительном времени на сцене новочеркасского театра будет поставлена пьеса графа Л. Н. Толстого «Плоды просвещения».
Репетировали с 10 утра и до 6 вечера, затем от 8 вечера и далеко за полночь. В таких условиях родился на провинциальной сцене спектакль «Плоды просвещения». Усиленные занятия и большая работа привели к хорошим результатам…
«Этот спектакль я считаю одной из своих лучших постановок. Много он мне дал радости, он мне принес желание почаще окунаться с головой в подобную, радостную работу», — позднее вспоминал Н. Н. Синельников.
Премьера спектакля «Плоды просвещения» в Новочеркасском городском театре состоялась в четверг, 10 февраля 1894 года и прошла с большим успехом, настолько большим, что пришлось повторить и на следующий день. И снова — аншлаг. Рецензент «Донской речи» Гранитов (под псевдонимом выступал знаток театра критик Н. В. Туркин) в очередном номере писал:
«Вся постановка пьесы, начиная от декораций и кончая игрою артистов, привели меня в восторг. Такая постановка может сделать честь любому театру и любым артистам. Хвалить отдельно за исполнение пьесы кого-либо нельзя: пьеса идет с замечательно ровным и прекрасным ансамблем. Такое исполнение видеть раз — слишком мало… Любопытный факт, разрешение ставить пьесу Толстого в Новочеркасске датировано 31 января 1894 года, а через десять дней, 10 февраля того же года состоялась блестящая премьера. Трудно предположить, что это можно было сделать за такой короткий срок даже при наличии высокоталантливого коллектива артистов и равного им по таланту режиссера. Тем более, если принять во внимание, что Синельников начисто отвергал всякую халтуру и требовал от каждого, и от себя в том числе, не просто добросовестного отношения к делу, а максимальной отдачи, трепетного служения высокому благородному искусству. Напрашивается вывод, что Синельников, еще не имея разрешения на постановку спектакля, на свой страх и риск исподволь готовил постановку, проявив незаурядную гражданскую смелость».
В этот зимний сезон (1893–1894) — в Новочеркасском городском театре в спектакле «Плоды просвещения» великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская исполняла роль Бетси, кокетливой светской девицы с распущенными манерами, как характеризовал ее Лев Толстой в перечне действующих лиц комедии, и с первых же шагов по сцене завоевала новочеркасскую публику.
В статье, посвященной окончанию театрального сезона, рецензент «Донской речи» Гранитов, подводя итоги писал: «В нынешний год Н. Н. Синельников больше чем когда–либо заслуживает глубокой благодарности за свою деятельность; нынешний год — блестящий год новочеркасского театра. Выдающимся событием в театральной жизни этого года была постановка комедии Льва Толстого «Плоды просвещения». Этой постановкой мы обязаны всецело Н. Н Синельникову. Тщательность, с которой была выполнена постановка, обращает на себя серьезное внимание… Повторяю, нынешний сезон исключительно выдающийся в жизни нашего театра».
Так закончился зимний театральный сезон 1893–1894 годов в Новочеркасске, так заканчивало свою трехлетнюю деятельность Новочеркасское товарищество артистов, руководимое талантливым режиссером–энтузиастом Н. Н. Синельниковым. Серьезная и вдумчивая работа всего актерского коллектива принесла товариществу сенсационный успех. О театре Новочеркасска заговорила театральная Россия.
Впереди был театральный сезон 1894–1895 года в Ростове-на-Дону в здании Асмоловского театра, который находился на Таганрогском проспекте, между Большой Садовой и Кузнецкой (Пушкинской). Это первое в Ростове каменное театральное здание с залом на 800 мест было построено в 1883 году на средства табачного фабриканта В. И. Асмолова всего за один год. Появление каменного Асмоловского театра стало событием не только в театральной, но в архитектурной жизни города. Строительство осуществлялось по проекту академика В. О. Шервуда (1833–1897), автора Исторического Музея на Красной площади Москвы. Оно было построено в русском стиле, с башенками по фасаду, с лепкой в мавританском стиле. В этом здании ставил свои спектакли Н. Н. Синельников.

О театральном сезоне 1894–1895 годы Н. Н. Синельников писал в воспоминаниях:
«В 1894 г. я получил предложение от В. И. Асмолова арендовать принадлежавший ему театр в Ростове-на-Дону... Первый год моей новой деятельности оказался необычайно труден. Предыдущие ростовские антрепренеры, увлекшись сборами, которые делала опера и оперетта, как и 10 лет назад, держали драму в загоне. Драматические спектакли были из рук вон плохи, и публика, понятно, их не посещала. Составилось мнение, что драма — это скучно, плохо. Мне досталось наследие, с которым надо было упорно бороться, победить буквально враждебное отношение к драме и заставить ростовское общество признать ее. Несмотря на демонстративную не посещаемость моего театра, я, окружив себя хорошей труппой, ставил хорошо разыгранные, хорошие пьесы. Первый сезон кончился большим убытком. Несмотря на плохие материальные результаты, я, пополнив труппу хорошими актерами, энергично подготовлялся к следующему сезону».
Первые спектакли в Ростове — «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина не вызвали большого интереса у публики. В сезон 1895–1896 гг. удалось привлечь внимание ростовчан спектаклем «Гамлет» У. Шекспира. Постановка «Гамлета» с Далматовым в главной роли стало знаменательным событием не только этого сезона, но и истории ростовского театра. Василий Далматов (1852–1912), известный драматический актер. Творческий путь начинал в столицах. В Петербурге дебютировал в ролях Хлестакова и Кречинского и был принят на Императорскую сцену, которую оставил в 1894 году. Затем играл в Ростове в труппе Синельникова, создав галерею классических персонажей: Никита из «Плодов просвещения» Л. Толстого, Ноздрев и Плюшкин из «Мертвых душ» Н. Гоголя и другие. Спектакль «Гамлет» прошёл в городе 15 раз. Н. Н. Синельников вспоминает о работе над спектаклем:
«Накануне сезона 1895/1896 гг. мы подготовлялись к «Гамлету». Собирали историко-литературные материалы, читали много книг, смотрели рисунки, хотели вырвать с корнем рутину и, насколько хватит сил и умения, показать «Гамлета» по-новому. Но все время нас тревожило опасение: а что если мы поставим «Гамлета», и он пройдет так же незаметно, как проходило большинство спектаклей прошлого сезона...? Успех превзошел все наши ожидания... «Гамлет» прошел 15 раз — небывалое явление для того времени, когда спектакли повторялись не более двух раз. Хорошее исполнение ролей, прекрасные декорации, костюмы, мизансцены, музыка Чайковского, новый перевод (Гнедича) — все это в общем произвело решающее впечатление. «Гамлет» завлек зрителя и на следующие, хорошо разученные и сыгранные спектакли...».
Ростовский период театральной деятельности Синельникова исследовал Юрий Александрович Немиров, журналист, театровед и литературовед, в книге «Годы, спектакли, роли». Обобщив интересный материал по истории театров Дона, он выделил театральный сезон Синельникова 1894–1895 годов. Вот что он пишет:
«Синельников, испытав полунищую жизнь актера-провинциала, не скупился на жалованье членам своей труппы. Так приглашая на роль Гамлета артиста Александринского императорского театра В. Далматова, Николай Николаевич предложил ему 1000 рублей в месяц. Спектакль готовили основательно, но на душе было тревожно: а вдруг зритель и на сей раз не раскупит билеты? Нужна была эффектная реклама, и кто-то подсказал попросить издателей газеты «Приазовский край», чтобы она продавалась с приложением — портретом Далматова в роли Гамлета. Этот прием отлично сработал: «Гамлет прошел 15 раз...».
После оглушительного успеха «Гамлета» ростовцы полюбили драму и охотно посещали спектакли «Свои люди — сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» А. Н. Островского. Благодаря Синельникову Ростов превратился в один из крупнейших театральных городов страны.
В следующем сезоне были поставлены «Макбет», «Отелло», «Эдип» Софокла. Выдающийся успех имел спектакль «Марион де Лорм» В. Гюго, а затем «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1897). Многие годы спустя об этом периоде в Ростове Синельников писал в своих записках:
«Как-то я остановился у витрины книжного магазина. Читаю названия выставленных в окне книг. «Дядя Ваня» — Чехов. Покупаю. Прочитал. Собрал товарищей. Ставлю. Дядя — Шувалов, доктор — Самойлов Павел, профессор — Глюске–Добровольский, Вафля —Петровский, няня — Блюменталь-Тамарина, Соня — Синельникова, жена профессора — Юрьева. Публика в восторге, овации мне, труппе. Крики: телеграмму автору! Составили, послали в Ялту. Это происходило в 1897 г., когда Антон Павлович еще не был популярен как драматург. Чехов, получив телеграмму, запрашивает письмом местного-адвоката Волькенштейна, товарища по Таганрогской гимназии, просит объяснения телеграммы. В то время пьесы ставили без особого разрешения автора, и Антон Павлович не подозревал, что «Дядю Ваню» где-то играют. Возможно, что наша постановка этой пьесы была первой в России».
Особое внимание Синельников обращал на актерское исполнение. Актер «является у меня главным стержнем спектакля, так, как он материал и проводник драматического произведения, его внутренней сущности». Синельников стремился создать на репетиции творческое настроение, увлечь всех искусством. Голос режиссер поднимал редко, и уж во всяком случае никто из актеров не чувствовал себя обиженным. По какой-то интонации, по какой-то фразе чуткий актер всегда понимал, чего хочет Николай Николаевич.
Годы, проведённых Синельниковым в Ростове, оказали благотворное влияние не только на становление и развитие театральной культуры в городе, но и на самого Синельникова... Об этом писала Надежда Ивановна Слонова (в детстве Надежда Николаевна Козлянинова) — актриса, театральный педагог, театровед, народная артистка РСФСР (1956):
«Годы ростовской антрепризы — период, пожалуй, самой страстной влюблённости Синельникова в театр. Он был в полном расцвете сил, отдавая их без остатка любимому делу…».
Спектакль «Плоды просвещения» в Ростов на краткосрочные гастроли привез Новочеркасский городской театр и показал ростовчанам. После его первого показа на ростовской сцене, он вошел в репертуар ростовского театра под руководством Синельникова. Как и в Новочеркасске, в Ростове шел он с успехом. Постановку «Плодов просвещения» в Новочеркасске — столицы Области войска Донского и Ростове — торгово-промышленном центре края, можно считать большим событием в культурной жизни этих городов.
«Плоды просвещения» — не единственная пьеса Л. Н. Толстого, поставленная Синельниковым на сценических подмостках Дона. Согласившись стать в 1894 году антрепренером ростовского театра, Синельников вскоре арендовал и таганрогский театр. Поставив «Власть тьмы» Л. Н. Толстого — очередной новый спектакль в Ростове, Синельников затем перенес его на таганрогскую сцену. Первое представление нового спектакля «Власть тьмы» проходило не в Ростове, а в Таганроге.
Как и «Плоды просвещения», «Власть тьмы» Л. Н. Толстого долгие годы находилась под запретом. Написанная в 1886 году, «Власть тьмы» была разрешена к постановке лишь спустя почти десятилетие. Но едва с пьесы сняли запрет (а это произошло в октябре 1895 года), как Синельников взялся за подготовку спектакля. Премьера спектакля «Власть тьмы» состоялась на таганрогской сцене 27 октября 1895 года, почти одновременно со столичными театрами. Это также было первое представление этого спектакля на провинциальной сцене и первое — на Дону.
Примечателен тот факт (о нем сообщает театровед Н. Слонова в своей монографии, посвященной Синельникову), что Николай Николаевич пренебрег цензурными установлениями и поставил «Власть тьмы» без изъятий. В результате, пишет Слонова, — он «был привлечен к судебной ответственности. Дело Синельникова слушалось в уголовном отделении таганрогского суда. Защитнику удалось добиться для Синельникова оправдательного приговора, но все же по постановлению суда антрепренер уплатил штраф».
Еще одна премьера спектакля «Плоды просвещения» состоялась на донской земле. Правда, это не была новая постановка, новым был сам театр, где проходил этот спектакль. В Нахичевани — соседнем с Ростовом городе состоялась еще одна премьера. Здесь на протяжении долгого времени отсутствовало специальное театральное здание. Только в 90-х годах XIX века его начали строить. Здание сооружалось в основном на средства, заработанные коллективом любителей сценического искусства, который выступал в различных клубах и даже в просторных гостиных богатых домовладельцев.
И вот наступил день, когда в городе появились афиши, извещавшие об открытии 16 декабря 1899 года Нахичеванского городского театра. Для этого торжественного случая, сообщалось в афише, приглашена из Ростова «труппа русских драматических артистов под управлением Н. Н. Синельникова». Программа этого знаменательного для нахичеванцев дня состояла из двух отделений. В первом — «Пролог», пьеса, написанная местным литератором Сергеем Потресовым специально ко дню открытия театра. Во втором отделении труппа Н. Н. Синельникова показала на новой сцене один из своих лучших спектаклей — «Плоды просвещения». Первый театральный вечер в новом здании театра удался на славу.

В 1900–1909 годах Синельников подписал десятилетний контракт на руководство Русским драматическим театром Корша (московский театр существовал в 1882–1933 гг. Ныне его здание занимает Театр наций). В 1909–1910 годах работал в Одессе в антрепризе М. Ф. Багрова, где среди прочих спектаклей особо удачной считается постановка «Снегурочки». Вернувшись в Харьков, он все силы и талант отдает режиссёрской работе. В 1910 возглавил антрепризу в Харькове. Под его руководством Харьковский театр стал одним из лучших провинциальных театров России. Одновременно с харьковской антрепризой Синельников с 1913 года работал в Киеве в здании бывшего Театра Соловцова.
В 1919 году Н. Н. Синельникова позвали на режиссерскую должность в Ростов-на-Дону в Асмоловский театр. В январе 1920 года на сцене прошел первый советский спектакль «Красная правда». 17 марта театр национализирован и переименован — теперь он носил имя народного комиссара просвещения А. В. Луначарского.
Открывался театр имени Луначарского 12 апреля 1920 года спектаклем «Королевский брадобрей» по пьесе самого Луначарского. Вслед за «Брадобреем» театр показал «Плоды просвещения» и «Власть тьмы» Л. Толстого, «Женитьбу Белугина» А. Островского. К юбилею А. Герцена была поставлена инсценировка его повести «Сорока-воровка».
Но уже в ночь на 28 ноября 1920 г. здание охватило пламя. В пожаре сгорели все декорации, реквизит, костюмы, а также личные вещи актеров. Сейчас на месте Асмоловского театра — западный вход в парк имени М. Горького с проспекта Буденновского. Труппу Синельникова переселили в здание бывшего Клуба приказчиков, сцена там была, но крайне маленькая, не соответствующая размаху постановок. Зимний сезон 1924–1925 годов Синельников работал художественным руководителем и главным режиссером в Ростовском театре имени Луначарского.

О сезоне 1924–1925 годов сто лет назад, в год семидесятилетнего юбилея Н. Н. Синельникова местная газета «Молот» от 5 марта 1925 года на своих страницах писала:
«Революция многих выбила из колеи… Синельников остался верен себе и искал новый реалистический репертуар, который позволил бы ему проявить в нем свое реалистическое умение… Он умело поставил пьесы Луначарского, комедию «Землетрясение» — Пантелеймона Сергеевича Романова (1884–1938), — советского писателя, прозаика и драматурга и другие.

Н. Н. Синельников играл роль капитана в фильме «Путь в Дамаск» (другое название — «Утриш») — советский чёрно-белый немой приключенческий художественный фильм, снятый режиссёром Львом Шеффером в 1927 году на студии «Совкино». До настоящего времени фильм не сохранился.
Незадолго до смерти Синельников получил письмо от актрисы из Воронежского театра и по своему обыкновению сразу же ответил: «Вы спрашиваете, дорогой товарищ, что больше заполняло мою прошлую трудовую жизнь — радость или горе? Я отвечу, что знал радость творчества, и эти минуты сгладили мучительные часы терзаний, вычеркнули все оказавшиеся на моем пути невзгоды».
Николай Николаевич Синельников умер в Харькове в 1939 году.
Синельников был подлинным реформатором провинциальной сцены. Бережно воспитывая талантливую молодежь, он оказывал значительное влияние на формирование талантов В. Ф. Комиссаржевской, М. М. Блюменталь-Тамариной, Е. А. Полевицкой, Е. М. Шатровой, А. А. Остужева, Л. М. Леонидова, М. М. Климова, Б. А. Горина-Горяинова, К. А. Зубова и многих других. В руководимых им театрах он создавал творческую атмосферу, привлекал хороших актеров, пропагандировал классический репертуар.
С именем Николая Николаевича были связаны многие страницы истории театров юга России. Не раз он со своей труппой гастролировал здесь, а то и подолгу жил, работал антрепренером театров в Новочеркасске, Ростове-на-Дону. Cинельников поставил на провинциальной сцене лучшие литературные произведения: «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Плоды просвещения», «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «Макбет», «Отелло», «Гамлет» У. Шекспира, «Марион Делорм» В. Гюго, «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Немалая его заслуга в том, что Ростов стал городом театральным. Да и в жизни самого Синельникова с Ростовом связано не одно знаменательное событие. Здесь он начал свою профессиональную режиссерскую работу. Здесь в советское время ему присвоено почетное звание заслуженного артиста республики. В Ростове, в 1925 году, широко отмечался пятидесятилетний юбилей его сценической деятельности.
Этого замечательного человека называли своим учителем В. Комиссаржевская, А. Остужев, Л. Леонидов, М. Блюменталь-Тамарина, М. Климов, Н. Радин, Е. Шатрова, Д. Орлов, А. Петровский, С. Кузнецов, М. Тарханов, А. Дарьял, И. Пельтцер, И. Певцов, Е. Полевицкая и еще многие актеры, являющиеся славой русской сцены.
Родился Николай Николаевич в Харькове, в семье небогатого уездного учителя. Семья Синельниковых была большая и родители едва могли сводить концы с концами. Тем не менее, когда дети подрастали, их отдавали в гимназии. Родители Синельникова придавали большое значение образованию и считали его в равной мере необходимым как для мальчиков, так и для девочек, хотя в те годы это не было явлением распространенным.
Вскоре после того как Николай Синельников был определен в гимназию, умер его отец. Вдова с детьми оказалась в тяжелом материальном положении, и случилось так, что малолетний Николай оказался основным работником в семье. Он имел незаурядное музыкальное дарование, мягкий красивый тенор, хороший музыкальный слух, и его с первого класса зачислили в церковный хор. Красивый голос и исключительная музыкальность скоро обратили на себя внимание, юному певцу стали поручать сольные партии. А после смерти отца, учитывая материальную необеспеченность Синельниковых, солисту назначили жалованье — двадцать рублей в месяц. Это рано пробудило в нем чувство ответственности и дисциплины. Как не увлекательно было мальчику бегать со сверстниками, он всегда точно в назначенное время, опрятный и подтянутый, являлся к регенту на индивидуальный урок.
Синельников пел в церковном хоре вплоть до окончания гимназии. В старших классах он начал выступать в гимназических концертах, исполнял романсы Глинки, читал стихотворения Пушкина. В последние годы пребывания в гимназии Николай часто бывал в театре. Харьковский театр — первый, с которым познакомился Синельников, — в то время принадлежал антрепренеру Н. Н. Дюкову. Чтобы посещать вечерние спектакли, на которые гимназисты не допускались, Николаю приходилось переодеваться в штатское платье.
В 1873 году, по окончании гимназии, Синельников был принят в студенческий хор, пользовавшийся большой популярностью в Харькове. Это обстоятельство привело его в театр, но уже не в зрительный зал, а за кулисы. Первого января 1874 года произошло событие, сыгравшее решающую роль в биографии Синельникова. На представление водевиля «Простушка и воспитанная» не явился внезапно заболевший актер. Потребовалось срочно заменить исполнителя, и антрепренер Дюков указал на Синельникова, оказавшегося в театре. Николай Николаевич Синельников получил костюм, выучил слова роли. А 4 января 1874 года исполнил первую драматическую роль — лакея Мишки в водевиле Ленского «Простушка и воспитанная». После удачного дебюта сыграл еще несколько небольших ролей и вскоре был зачислен в труппу Харьковского театра. Прослужив в театре с 1873 по 1875 год, был приглашен на сезон 1875–1877 года в Житомир. Здесь он служил в антрепризе Андреева — Биязи, где впервые сыграл Пикилло («Птички певчие» Ж. Оффенбаха) — впоследствии сыграл эту роль более 200 раз в разных городах.
Затем работал в Николаеве (1877–1878), где выступал в амплуа премьера, Ставрополе (1878–1880), Владикавказе (1880–1881), Казани (1881–1884) и других городах русской провинции. В Казани выступал в антрепризе П. М. Медведева, там же начал режиссёрскую работу постановкой в 1882 году пьесы «Дикарка» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва. Особенно славился Синельников в этот период как актер оперетты. Легко, изящно, весело играл он роли Питу («Дочь мадам Анго» Лекока), Пикалло и Париса («Птички певчие» и «Прекрасная Елена» Оффенбаха) и другие. Синельников вносил в исполнение опереточных ролей высокую сценическую культуру.
Имя Синельникова с глубоким уважением к его художественной и организационной деятельности произносилось и в самой глубокой провинции, куда попадали его ученики и последователи, и в столичных театрах, где было немало людей, связавших начало своей театральной карьеры с его именем, его педагогическим влиянием.
В частности, А. А. Бартошевич в предисловии к книге воспоминаний Н. Н. Синельникова «Шестьдесят лет на сцене. 1874–1934: записки», изданной Харьковским театром в 1935 году, представляет воспоминания соратников и многочисленных учеников Синельникова о развитии русского театра в России и сценической деятельности старейшего ветерана провинциального театра:
«Ученики и последователи отмечали главной и отличительной чертой характера Н. Н. Синельникова большую энергию, кипучий темперамент, исключительную и неиссякаемую любовь к труду человека, который не довольствуясь богатыми дарами природы, щедро наделившей его выгодной внешностью, прекрасным голосом, музыкальностью, сценическим талантом… За свою полувековую и очень часто почти каторжную работу Николай Николаевич не нажил себе ни дач, ни «хуторов», ни богатых особняков... Единственная «недвижимость» — это домик–квартира в Харькове, уцелевшая в годы гражданской войны, когда он выезжал из Харькова — благодаря охранной грамоте Совнаркома, и которая была закреплена за ним в пожизненное пользование постановлением ЦИК УССР».
Николай Николаевич Синельников всей силой своего незаурядного мастерства, исключительного режиссерско-педагогического таланта принадлежал к той лучшей части трудовой интеллигенции… Бескорыстность и крайняя скромность в личной жизни — другая отличительная черта этого труженика. Наконец — доброта характера, свойственная не многим актерам, обаятельность, и в жизни, и на сцене. Это доброта, как и иные качества, видны на протяжении всего трудового пути Николая Николаевича. Провинциальный театр он любил всей душой, за него страдал, боролся, переносил все трудности и лишения гражданской войны, восстановительного периода и другие всевозможные невзгоды.
«…Жизнь вне искусства прошла мимо меня, — вспоминает Н. Н. Синельников. И я не жалею об этом…».
О жизни и деятельности Н. Н. Синельникова писал Георгий Юльевич Бахтаров, актер театра имени Ермоловой, в книге «Записки актёра. Гении и подлецы» (2002):
«Синельников был человеком требовательным. Он славился своими сильными труппами и знаменитыми гастролёрами. Если он видел, что ошибся в актёре, и тот безвозвратно испорчен, то призывал его в кабинет и говорил: «Я ошибся в вас. Моя вина. Получите деньги, причитающиеся вам до конца сезона, в кассе. Вы свободны…».
Ростовский период
Влечение к режиссерской работе побудили Синельникова решиться взять на себя обязанности режиссера в Ростове-на-Дону в антрепризе Г. М. Коврова на зимний сезон 1884–1885 года. В восьмидесятые годы XIX столетия Ростов еще не являлся промышленным центром, а был торговым городом. Здесь успехом пользовалась только оперетта. Купечество, ростовские «гостинодворцы» были основными посетителями театра. Эта публика, развращенная дешевым исполнением оперетт и мелодрам, которые без конца ставили антрепренеры, на серьезные спектакли не ходила, и Синельникову пришлось столкнуться с большими трудностями… Он считал недостойным подстраиваться к обывательским вкусам ростовчан. Отстаивал право и обязанность театрального искусства пропагандировать произведения высокоидейного и художественного значения. Неустанно ратовал за предоставление классическим пьесам почетного места на ростовской сцене театра.
Свой первый приезд в Ростов Н. Н. Синельников описывает в своих воспоминаниях:
«… Мы переехали в Ростов и застали город, который о драматическом театре совершенно не думал. Он был поглощен только своей продажей, скупкой, спекуляцией пшеницей. Успехом пользовалась только оперетта, с расчетом на потакание самым дурным инстинктам толпы. Какие-то пошлые отсебятины, неприличные выражения и движения доставляли зрителям необыкновенное удовольствие. Ими они восхищались, не понимая и не принимая никакого другого театра. Вот в этой обстановке нам пришлось начинать нашу работу. Здесь же состоялось мое первое вступление в труппу, как режиссера... Съехались артисты, началась предсезонная работа. Разучили три пьесы. Все бодры, у всех рабочее настроение. Открывались «Ревизором» — в театре пустота. Второй спектакль — «Нищий студент», оперетта — переполненный зал. На завтра — «Свадьба Кречинского» — пустота. Дальше оперетта — полно. Ищем причины — почему к драматическому спектаклю такое равнодушие. Нам объясняют, что здешняя публика очень легкомысленно относится к театру. Поглощенная наживой, спекуляцией, куплей и продажей, она забегает в театр похохотать и, правду сказать, нехорошим смехом… Наши опереточные спектакли разочаровали ростовского зрителя, так как он не нашел в них пошлости… »
Оперетта «Нищий студент» ростовской публике полюбилась не сразу. Разыгранная хорошими актерами во главе с Н. Н. Синельниковым, хорошие голоса, музыка, постановка — сделали свое дело… Постепенно оперетта «Нищий студент», поставленная Синельниковым, полюбилась Ростову…
Здесь в Ростове, воспитать зрительский вкус удалось путем кропотливых реформ. До Синельникова спектакли создавались наспех: на подготовку уходило всего пять репетиций, а основную задачу выполнял не режиссер, а суфлер. Синельников же удлинил репетиционные сроки, запретил артистам выходить на поклоны посреди спектакля, создал благотворительные спектакли, разнообразил и наполнил смыслом мизансцену. Огромные афиши он заменил скромной театральной рекламой. На смену водевилей поставил серьезные пьесы русских и иностранных драматургов. Ставил он и мелодрамы, в которых слащавую сентиментальность заменил настоящими человеческими чувствами и переживаниями. Синельников обращался и к так называемым «кассовым пьесам», которые порой не обладали художественными достоинствами, но делали сборы. Это помогало «сглаживать» убытки. Ведь Синельников ни от кого не получал дотации, а вел дело на свой страх и риск.
Труппа Синельникова всегда состояла из первоклассных актеров, а его глубоко реалистические спектакли отличались продуманностью, стройным ансамблем и хорошим оформлением. В его труппу вошли виднейшие драматические артисты русского театра И. М. Шувалов, М. М. Петипа, Н. Н. Синельников, Д. А. Глюске-Добровольский, А. П. Петровский, А. В. Дарьял, М. И. Велизарий, Т. Ф. Синельникова, М. М. Блюменталь-Тамарина, Л. П. Петипа, Е. А. Яблочкина¬Журина и другие.
Синельников приобрел всероссийскую известность как режиссер и педагог. «Попасть в ростовскую труппу Синельникова для молодого актера или актрисы считалось за счастье; для артиста уже с некоторым именем — за честь; для артиста с установившейся репутацией — за удовольствие», — так писал Борис Михайлович Перлин, коренной ростовчанин, театральный деятель в статье «Классик русской сцены», опубликованной в газете «Молот» от 12 февраля 1965 года.
В 1886 году совместно с М. М. Бородаем (театральный деятель, актёр, антрепренёр, организатор театральных обществ) Синельников создает актерское товарищество в Воронеже. Затем работает в Харьковском, Симферопольском театрах, в Москве в частных театрах Е. Н. Горевой и М. М. Абрамовой, Новочеркасске (1891–1894), Ростове-на-Дону (1894–1900).
Девяностые годы XIX столетия стали эпохой расцвета Новочеркасского театра. По предложению директора театра В. А. Вагнера было создано актерское товарищество во главе с Н. Н. Синельниковым, который был не только руководителем, режиссером, актером, но и душой театра. Здесь он работал частично в 1891 году, а также 1892–1894 годы.
«…Директор Новочеркасского театра Вагнер предложил мне составить труппу на товарищеских началах для Новочеркасска… Мы в 1891 году в Новочеркасске открыли новое коллективное театральное предприятие», позднее вспоминает Синельников.
В составе труппы были известные актеры: Н. П. Рощин-Инсаров, И. П. Кисилевский, Степанов (Ашкинази), Т. Ф. Синельникова, К. А. Каратыгина, В. Ф Комиссаржевская и другие. Синельников умело отбирал материал для своих постановок, чередуя драму, комедию, оперетту, не угождая обывательским вкусам, но отдавая дань развлекательной шутке, необходимой зрителю. Он ставил своей задачей продолжение традиций русского театра, старался приблизить классические произведения к публике. Устраивал «понедельники» по пониженным ценам, с целью сделать спектакли доступными для широкого круга зрителей.
19 сентября 1893 года на подмостках Новочеркасского театра начинает свой актерский путь Вера Федоровна Комиссаржевская. Дочь знаменитого оперного певца Ф. Ф. Комиссаржевского. В Новочеркасск ее пригласили на амплуа «инженю» и водевильные роли с пением. Первая роль — Альмы в спектакле по пьесе «Честь» писателя и драматурга Германа Зудермана была хорошо прията публикой.
«Я нашла цель, нашла возможность служить делу, которое всю меня забрало, всю поглотило, не оставляя места ничему», — писала начинающая актриса. Она проработала в Новочеркасске лишь один зимний сезон 1893–1894 годов. Газета «Донская речь» пророчески писала: «Все в ней есть для того, чтобы стать очень большой артисткой».
О новочеркасском периоде сценической деятельности Н. Н. Синельникова в книге «Лев Толстой: донские страницы» писал журналист и краевед Аркадий Александрович Айрумян (1918–1999):
«…Издававшаяся в Новочеркасске газета «Донская речь», внимательно следившая за театральной жизнью столицы казачьего Дона и из номера в номер печатавшая материалы на эти темы незадолго до закрытия зимнего театрального сезона, 6 февраля 1894 года, объявила: «В непродолжительном времени на сцене новочеркасского театра будет поставлена пьеса графа Л. Н. Толстого «Плоды просвещения».
Репетировали с 10 утра и до 6 вечера, затем от 8 вечера и далеко за полночь. В таких условиях родился на провинциальной сцене спектакль «Плоды просвещения». Усиленные занятия и большая работа привели к хорошим результатам…
«Этот спектакль я считаю одной из своих лучших постановок. Много он мне дал радости, он мне принес желание почаще окунаться с головой в подобную, радостную работу», — позднее вспоминал Н. Н. Синельников.
Премьера спектакля «Плоды просвещения» в Новочеркасском городском театре состоялась в четверг, 10 февраля 1894 года и прошла с большим успехом, настолько большим, что пришлось повторить и на следующий день. И снова — аншлаг. Рецензент «Донской речи» Гранитов (под псевдонимом выступал знаток театра критик Н. В. Туркин) в очередном номере писал:
«Вся постановка пьесы, начиная от декораций и кончая игрою артистов, привели меня в восторг. Такая постановка может сделать честь любому театру и любым артистам. Хвалить отдельно за исполнение пьесы кого-либо нельзя: пьеса идет с замечательно ровным и прекрасным ансамблем. Такое исполнение видеть раз — слишком мало… Любопытный факт, разрешение ставить пьесу Толстого в Новочеркасске датировано 31 января 1894 года, а через десять дней, 10 февраля того же года состоялась блестящая премьера. Трудно предположить, что это можно было сделать за такой короткий срок даже при наличии высокоталантливого коллектива артистов и равного им по таланту режиссера. Тем более, если принять во внимание, что Синельников начисто отвергал всякую халтуру и требовал от каждого, и от себя в том числе, не просто добросовестного отношения к делу, а максимальной отдачи, трепетного служения высокому благородному искусству. Напрашивается вывод, что Синельников, еще не имея разрешения на постановку спектакля, на свой страх и риск исподволь готовил постановку, проявив незаурядную гражданскую смелость».
В этот зимний сезон (1893–1894) — в Новочеркасском городском театре в спектакле «Плоды просвещения» великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская исполняла роль Бетси, кокетливой светской девицы с распущенными манерами, как характеризовал ее Лев Толстой в перечне действующих лиц комедии, и с первых же шагов по сцене завоевала новочеркасскую публику.
В статье, посвященной окончанию театрального сезона, рецензент «Донской речи» Гранитов, подводя итоги писал: «В нынешний год Н. Н. Синельников больше чем когда–либо заслуживает глубокой благодарности за свою деятельность; нынешний год — блестящий год новочеркасского театра. Выдающимся событием в театральной жизни этого года была постановка комедии Льва Толстого «Плоды просвещения». Этой постановкой мы обязаны всецело Н. Н Синельникову. Тщательность, с которой была выполнена постановка, обращает на себя серьезное внимание… Повторяю, нынешний сезон исключительно выдающийся в жизни нашего театра».
Так закончился зимний театральный сезон 1893–1894 годов в Новочеркасске, так заканчивало свою трехлетнюю деятельность Новочеркасское товарищество артистов, руководимое талантливым режиссером–энтузиастом Н. Н. Синельниковым. Серьезная и вдумчивая работа всего актерского коллектива принесла товариществу сенсационный успех. О театре Новочеркасска заговорила театральная Россия.
Впереди был театральный сезон 1894–1895 года в Ростове-на-Дону в здании Асмоловского театра, который находился на Таганрогском проспекте, между Большой Садовой и Кузнецкой (Пушкинской). Это первое в Ростове каменное театральное здание с залом на 800 мест было построено в 1883 году на средства табачного фабриканта В. И. Асмолова всего за один год. Появление каменного Асмоловского театра стало событием не только в театральной, но в архитектурной жизни города. Строительство осуществлялось по проекту академика В. О. Шервуда (1833–1897), автора Исторического Музея на Красной площади Москвы. Оно было построено в русском стиле, с башенками по фасаду, с лепкой в мавританском стиле. В этом здании ставил свои спектакли Н. Н. Синельников.
О театральном сезоне 1894–1895 годы Н. Н. Синельников писал в воспоминаниях:
«В 1894 г. я получил предложение от В. И. Асмолова арендовать принадлежавший ему театр в Ростове-на-Дону... Первый год моей новой деятельности оказался необычайно труден. Предыдущие ростовские антрепренеры, увлекшись сборами, которые делала опера и оперетта, как и 10 лет назад, держали драму в загоне. Драматические спектакли были из рук вон плохи, и публика, понятно, их не посещала. Составилось мнение, что драма — это скучно, плохо. Мне досталось наследие, с которым надо было упорно бороться, победить буквально враждебное отношение к драме и заставить ростовское общество признать ее. Несмотря на демонстративную не посещаемость моего театра, я, окружив себя хорошей труппой, ставил хорошо разыгранные, хорошие пьесы. Первый сезон кончился большим убытком. Несмотря на плохие материальные результаты, я, пополнив труппу хорошими актерами, энергично подготовлялся к следующему сезону».
Первые спектакли в Ростове — «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина не вызвали большого интереса у публики. В сезон 1895–1896 гг. удалось привлечь внимание ростовчан спектаклем «Гамлет» У. Шекспира. Постановка «Гамлета» с Далматовым в главной роли стало знаменательным событием не только этого сезона, но и истории ростовского театра. Василий Далматов (1852–1912), известный драматический актер. Творческий путь начинал в столицах. В Петербурге дебютировал в ролях Хлестакова и Кречинского и был принят на Императорскую сцену, которую оставил в 1894 году. Затем играл в Ростове в труппе Синельникова, создав галерею классических персонажей: Никита из «Плодов просвещения» Л. Толстого, Ноздрев и Плюшкин из «Мертвых душ» Н. Гоголя и другие. Спектакль «Гамлет» прошёл в городе 15 раз. Н. Н. Синельников вспоминает о работе над спектаклем:
«Накануне сезона 1895/1896 гг. мы подготовлялись к «Гамлету». Собирали историко-литературные материалы, читали много книг, смотрели рисунки, хотели вырвать с корнем рутину и, насколько хватит сил и умения, показать «Гамлета» по-новому. Но все время нас тревожило опасение: а что если мы поставим «Гамлета», и он пройдет так же незаметно, как проходило большинство спектаклей прошлого сезона...? Успех превзошел все наши ожидания... «Гамлет» прошел 15 раз — небывалое явление для того времени, когда спектакли повторялись не более двух раз. Хорошее исполнение ролей, прекрасные декорации, костюмы, мизансцены, музыка Чайковского, новый перевод (Гнедича) — все это в общем произвело решающее впечатление. «Гамлет» завлек зрителя и на следующие, хорошо разученные и сыгранные спектакли...».
Ростовский период театральной деятельности Синельникова исследовал Юрий Александрович Немиров, журналист, театровед и литературовед, в книге «Годы, спектакли, роли». Обобщив интересный материал по истории театров Дона, он выделил театральный сезон Синельникова 1894–1895 годов. Вот что он пишет:
«Синельников, испытав полунищую жизнь актера-провинциала, не скупился на жалованье членам своей труппы. Так приглашая на роль Гамлета артиста Александринского императорского театра В. Далматова, Николай Николаевич предложил ему 1000 рублей в месяц. Спектакль готовили основательно, но на душе было тревожно: а вдруг зритель и на сей раз не раскупит билеты? Нужна была эффектная реклама, и кто-то подсказал попросить издателей газеты «Приазовский край», чтобы она продавалась с приложением — портретом Далматова в роли Гамлета. Этот прием отлично сработал: «Гамлет прошел 15 раз...».
После оглушительного успеха «Гамлета» ростовцы полюбили драму и охотно посещали спектакли «Свои люди — сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» А. Н. Островского. Благодаря Синельникову Ростов превратился в один из крупнейших театральных городов страны.
В следующем сезоне были поставлены «Макбет», «Отелло», «Эдип» Софокла. Выдающийся успех имел спектакль «Марион де Лорм» В. Гюго, а затем «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1897). Многие годы спустя об этом периоде в Ростове Синельников писал в своих записках:
«Как-то я остановился у витрины книжного магазина. Читаю названия выставленных в окне книг. «Дядя Ваня» — Чехов. Покупаю. Прочитал. Собрал товарищей. Ставлю. Дядя — Шувалов, доктор — Самойлов Павел, профессор — Глюске–Добровольский, Вафля —Петровский, няня — Блюменталь-Тамарина, Соня — Синельникова, жена профессора — Юрьева. Публика в восторге, овации мне, труппе. Крики: телеграмму автору! Составили, послали в Ялту. Это происходило в 1897 г., когда Антон Павлович еще не был популярен как драматург. Чехов, получив телеграмму, запрашивает письмом местного-адвоката Волькенштейна, товарища по Таганрогской гимназии, просит объяснения телеграммы. В то время пьесы ставили без особого разрешения автора, и Антон Павлович не подозревал, что «Дядю Ваню» где-то играют. Возможно, что наша постановка этой пьесы была первой в России».
Особое внимание Синельников обращал на актерское исполнение. Актер «является у меня главным стержнем спектакля, так, как он материал и проводник драматического произведения, его внутренней сущности». Синельников стремился создать на репетиции творческое настроение, увлечь всех искусством. Голос режиссер поднимал редко, и уж во всяком случае никто из актеров не чувствовал себя обиженным. По какой-то интонации, по какой-то фразе чуткий актер всегда понимал, чего хочет Николай Николаевич.
Годы, проведённых Синельниковым в Ростове, оказали благотворное влияние не только на становление и развитие театральной культуры в городе, но и на самого Синельникова... Об этом писала Надежда Ивановна Слонова (в детстве Надежда Николаевна Козлянинова) — актриса, театральный педагог, театровед, народная артистка РСФСР (1956):
«Годы ростовской антрепризы — период, пожалуй, самой страстной влюблённости Синельникова в театр. Он был в полном расцвете сил, отдавая их без остатка любимому делу…».
Спектакль «Плоды просвещения» в Ростов на краткосрочные гастроли привез Новочеркасский городской театр и показал ростовчанам. После его первого показа на ростовской сцене, он вошел в репертуар ростовского театра под руководством Синельникова. Как и в Новочеркасске, в Ростове шел он с успехом. Постановку «Плодов просвещения» в Новочеркасске — столицы Области войска Донского и Ростове — торгово-промышленном центре края, можно считать большим событием в культурной жизни этих городов.
«Плоды просвещения» — не единственная пьеса Л. Н. Толстого, поставленная Синельниковым на сценических подмостках Дона. Согласившись стать в 1894 году антрепренером ростовского театра, Синельников вскоре арендовал и таганрогский театр. Поставив «Власть тьмы» Л. Н. Толстого — очередной новый спектакль в Ростове, Синельников затем перенес его на таганрогскую сцену. Первое представление нового спектакля «Власть тьмы» проходило не в Ростове, а в Таганроге.
Как и «Плоды просвещения», «Власть тьмы» Л. Н. Толстого долгие годы находилась под запретом. Написанная в 1886 году, «Власть тьмы» была разрешена к постановке лишь спустя почти десятилетие. Но едва с пьесы сняли запрет (а это произошло в октябре 1895 года), как Синельников взялся за подготовку спектакля. Премьера спектакля «Власть тьмы» состоялась на таганрогской сцене 27 октября 1895 года, почти одновременно со столичными театрами. Это также было первое представление этого спектакля на провинциальной сцене и первое — на Дону.
Примечателен тот факт (о нем сообщает театровед Н. Слонова в своей монографии, посвященной Синельникову), что Николай Николаевич пренебрег цензурными установлениями и поставил «Власть тьмы» без изъятий. В результате, пишет Слонова, — он «был привлечен к судебной ответственности. Дело Синельникова слушалось в уголовном отделении таганрогского суда. Защитнику удалось добиться для Синельникова оправдательного приговора, но все же по постановлению суда антрепренер уплатил штраф».
Еще одна премьера спектакля «Плоды просвещения» состоялась на донской земле. Правда, это не была новая постановка, новым был сам театр, где проходил этот спектакль. В Нахичевани — соседнем с Ростовом городе состоялась еще одна премьера. Здесь на протяжении долгого времени отсутствовало специальное театральное здание. Только в 90-х годах XIX века его начали строить. Здание сооружалось в основном на средства, заработанные коллективом любителей сценического искусства, который выступал в различных клубах и даже в просторных гостиных богатых домовладельцев.
И вот наступил день, когда в городе появились афиши, извещавшие об открытии 16 декабря 1899 года Нахичеванского городского театра. Для этого торжественного случая, сообщалось в афише, приглашена из Ростова «труппа русских драматических артистов под управлением Н. Н. Синельникова». Программа этого знаменательного для нахичеванцев дня состояла из двух отделений. В первом — «Пролог», пьеса, написанная местным литератором Сергеем Потресовым специально ко дню открытия театра. Во втором отделении труппа Н. Н. Синельникова показала на новой сцене один из своих лучших спектаклей — «Плоды просвещения». Первый театральный вечер в новом здании театра удался на славу.
В 1900–1909 годах Синельников подписал десятилетний контракт на руководство Русским драматическим театром Корша (московский театр существовал в 1882–1933 гг. Ныне его здание занимает Театр наций). В 1909–1910 годах работал в Одессе в антрепризе М. Ф. Багрова, где среди прочих спектаклей особо удачной считается постановка «Снегурочки». Вернувшись в Харьков, он все силы и талант отдает режиссёрской работе. В 1910 возглавил антрепризу в Харькове. Под его руководством Харьковский театр стал одним из лучших провинциальных театров России. Одновременно с харьковской антрепризой Синельников с 1913 года работал в Киеве в здании бывшего Театра Соловцова.
В 1919 году Н. Н. Синельникова позвали на режиссерскую должность в Ростов-на-Дону в Асмоловский театр. В январе 1920 года на сцене прошел первый советский спектакль «Красная правда». 17 марта театр национализирован и переименован — теперь он носил имя народного комиссара просвещения А. В. Луначарского.
Открывался театр имени Луначарского 12 апреля 1920 года спектаклем «Королевский брадобрей» по пьесе самого Луначарского. Вслед за «Брадобреем» театр показал «Плоды просвещения» и «Власть тьмы» Л. Толстого, «Женитьбу Белугина» А. Островского. К юбилею А. Герцена была поставлена инсценировка его повести «Сорока-воровка».
Но уже в ночь на 28 ноября 1920 г. здание охватило пламя. В пожаре сгорели все декорации, реквизит, костюмы, а также личные вещи актеров. Сейчас на месте Асмоловского театра — западный вход в парк имени М. Горького с проспекта Буденновского. Труппу Синельникова переселили в здание бывшего Клуба приказчиков, сцена там была, но крайне маленькая, не соответствующая размаху постановок. Зимний сезон 1924–1925 годов Синельников работал художественным руководителем и главным режиссером в Ростовском театре имени Луначарского.
О сезоне 1924–1925 годов сто лет назад, в год семидесятилетнего юбилея Н. Н. Синельникова местная газета «Молот» от 5 марта 1925 года на своих страницах писала:
«Революция многих выбила из колеи… Синельников остался верен себе и искал новый реалистический репертуар, который позволил бы ему проявить в нем свое реалистическое умение… Он умело поставил пьесы Луначарского, комедию «Землетрясение» — Пантелеймона Сергеевича Романова (1884–1938), — советского писателя, прозаика и драматурга и другие.
В советское время Синельников руководил Харьковским театром. Работал в Владикавказе, Саратове. Впоследствии он работал ещё в нескольких провинциальных театрах других городов, в частности, зимний сезон 1926–1927 годов во вновь созданном Русском театре в Махачкале, в Саратовском театре поставил «Женитьбу Фигаро» (сезон 1927–1928) и «Город ветров» Киршона (сезон 1929–1930). В 1933 году был назначен режиссёром в только что созданный Харьковский русский драматический театр, в котором осуществил постановки: «Горе от ума» (1934), «Таланты и поклонники» (1935), «Без вины виноватые» (1936), «На дне» (1937).
Н. Н. Синельников играл роль капитана в фильме «Путь в Дамаск» (другое название — «Утриш») — советский чёрно-белый немой приключенческий художественный фильм, снятый режиссёром Львом Шеффером в 1927 году на студии «Совкино». До настоящего времени фильм не сохранился.
Незадолго до смерти Синельников получил письмо от актрисы из Воронежского театра и по своему обыкновению сразу же ответил: «Вы спрашиваете, дорогой товарищ, что больше заполняло мою прошлую трудовую жизнь — радость или горе? Я отвечу, что знал радость творчества, и эти минуты сгладили мучительные часы терзаний, вычеркнули все оказавшиеся на моем пути невзгоды».
Николай Николаевич Синельников умер в Харькове в 1939 году.
Синельников был подлинным реформатором провинциальной сцены. Бережно воспитывая талантливую молодежь, он оказывал значительное влияние на формирование талантов В. Ф. Комиссаржевской, М. М. Блюменталь-Тамариной, Е. А. Полевицкой, Е. М. Шатровой, А. А. Остужева, Л. М. Леонидова, М. М. Климова, Б. А. Горина-Горяинова, К. А. Зубова и многих других. В руководимых им театрах он создавал творческую атмосферу, привлекал хороших актеров, пропагандировал классический репертуар.
Фото
Поделиться:
Комментарии
Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Смотрите также
Популярное за месяц