ул. Пушкинская, 175А

"Забытый, но все равно актуальный В. В. Крестовский – 185 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти

6 августа 2025 - 31 августа 2025
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Крестовский Всеволод Владимирович (1840-1895) – русский поэт и прозаик, литературный критик, офицер и военный корреспондент. Как в настоящее время, так и при жизни, В. В. Крестовский больше известен как автор одного произведения — роман «Петербургские трущобы» стал одним из самых читаемых произведений в XIX века.
Создание этого романа, особенно сбор материала для него, окружены множеством легенд: о переодеваниях и актерстве писателя, о его опасных приключениях в злачных местах столицы. Источником этих рассказов, как правило, был сам Всеволод Владимирович, но в данном случае перед нами не легенда, а скорее всего правдивые факты. Среди свидетелей, удостоверивших этот не совсем обычный метод писательской работы, был Н. С. Лесков, однажды самолично совершивший такую вылазку вместе с Крестовским.  
Роман был написан на богатом фактическом материале. Что бы изучить жизнь обитателей трущоб, Крестовский совершал путешествия в городские вертепы, и злачные места, что было далеко не безопасно. Один раз он даже провел ночь в полиции. Читающая публика восприняла роман как увлекательное авантюрное произведение. Но сам автор надеялся, что его роман, прежде всего, «заставит читателя призадуматься о жизни и участи петербургского бедняка». В обращении к читателю он задавался вопросом: «Отчего эти голод и холод, эта нищета, разъедающая в самом центре промышленного богатого и элегантного города, рядом с палатами и самодовольно — сытыми физиономиями? Как доходят люди до этого позора, порока, разврата и преступления?» Этот же вопрос вполне можно задать и сегодня.
В. К. Крестовский написал несколько романов, большинство из которых не переиздавались вплоть до 1990-х годов. Лишь в последние десятилетия они вновь вышли в свет.
Важное место в творчестве Крестовского занимала национальная проблематика. Так, в незавершенной трилогии «Тьма Египетская», «Тамара Бендавид» и «Торжество Ваала» затрагивался «еврейский вопрос». Характерно, что, по словам самого автора, у него ушло «до десяти лет на изучение Библии, Талмуда и проч., не говоря уже о личном, практическом знакомстве с еврейским бытом и миром».  Крестовский «считал необходимым подковаться... на четыре ноги», прежде чем приступать к такой острой теме. Публикация трилогии в «Русском вестнике» натолкнулась на сопротивление редактора журнала М. Н. Каткова, и только после его ухода стало возможно напечатать произведение полностью. Переизданная в 1993 году книга и поныне пользуется вниманием читателей и очень редко встречается в продаже.

Родился В. В. Крестовский 11 февраля 1840 года в Киевской губернии. Происходил из старинного, но разорившегося дворянского рода. Детство будущего писателя прошло, как напишет его биограф, «среди поэтической обстановки деревенской жизни в Малороссии» в селе Малая Березайка, где находилось имение его бабушки.

В 1850 году мальчика привезли в столицу и отдали в 1-ю петербургскую гимназию. Будучи гимназистом, Крестовский начал писать стихи, рассказы и делать поэтические переводы. Большое участие в судьбе будущего знаменитого романиста принял преподаватель русского языка В. И. Водовозов, открывший в своем воспитаннике недюжинный литературный талант. Именно Водовозов познакомил начинающего стихотворца с известным поэтом Л. А. Меем и членами его кружка, среди которых 19-летний Всеволод Крестовский вскоре занял весьма заметное положение.

В. И. Водовозов (1825–1886) – русский педагог, переводчик, детский писатель. Разработал педагогические идеи, которые включали принципы обучения, роль наглядности и методы воспитания. Его взгляды во многом соответствовали прогрессивным демократическим идеям второй половины XIX века и продолжали идеи К. Д. Ушинского.

По окончании гимназии в 1857 году Всеволод Крестовский поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. К этому времени относятся первые писательские опыты в жанрах психологического рассказа и очерка нравов. Тогда же состоялся и литературный дебют Крестовского, во многом благодаря посещению им литературных салонов и его творческой одаренности.

К 1859 году семья его разорилась и он был вынужден уйти из университета. Какое-то время работал в разных литературных периодических изданиях, сотрудничал с журналом «Искра», опубликовав на его страницах сатирический очерк под названием «Сплошь да рядом» и стихи. Писал для журналов «Время» (1861)», «Светоч» (1861), «Русское слово» (1861–1862), в журнале «Модный магазин» и газете «Петербургский листок» публиковал фельетоны, печатал очерки военного быта в журналах «Заря», «Русский мир», «Нива», «Кругозор».

В 1862 году В. В. Крестовский выпустил сборник «Стихи», который критика восприняла неодобрительно. И все же некоторые стихотворения из этого сборника стали популярными городскими романсами – «Под душистою ветвью сирени», «Прости на вечную разлуку» и др.
Огромное влияние на творчество В. В. Крестовского оказал Ф. М. Достоевский. Писателей познакомил брат Достоевского – М. М. Достоевский, с которым Крестовский учился в университете.

Помимо литературной работы Всеволод Владимирович давал частные уроки. Одним из его учеников был молодой помощник полицейского надзирателя Иван Путилин. В благодарность за учение Путилин по просьбе Крестовского начал знакомить его с криминальным миром Санкт-Петербурга.Так писатель получил уникальную возможность участвовать в полицейских облавах и ловле преступников, допросах подозреваемых, работать в столичных судебно-полицейских архивах и т. п. За активное участие и проявленный интерес к этой деятельности В. В. Крестовский обратил на себя внимание Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. В 1863 году В. В. Крестовский отбыл с особым поручением в Царство Польское в составе официальной комиссии по исследованию подземелий Варшавы, использовавшихся участниками польского восстания. Там же Крестовский начал работу над рукописью своего первого романа "Петербургские трущобы".

В 1868 году Крестовский добровольно поступил на службу в 14-й уланский Ямбургский полк в Гродненской губернии. Службу строевого офицера-кавалериста совмещал с творческой деятельностью. В 1870 году писатель в чине поручика был прикомандирован к Главному штабу русской армии в Санкт-Петербурге с официальным поручением императора Александра II написать "Историю Лейб-гвардейского уланского его величества полка". Используя собранный для этой работы материал, Крестовский написал историческую повесть "Деды" (1875). В декабре 1876 года штаб-ротмистр Крестовский получил отпуск по службе и отправился на воюющие Балканы в качестве официального корреспондента столичной газеты "Правительственный вестник" при добровольческом отряде генерала М. Г. Черняева.

С начала Русско-турецкой войны Крестовский попал в штаб действующей Дунайской армии уже как редактор армейской газеты "Военно-летучий листок". Ему довелось служить в пограничной страже. По долгу службы Всеволод Владимирович объезжал с инспекцией границы империи. Как правило, во время подобных поездок он делал записи, на основании которых создавал впоследствии путевые очерки.
С 1884 по 1887 год В. В. Крестовский вновь служил в столицах, инспектировал земские учреждения в Центральной России, занимался журналистикой в газетах "Гражданин" и "Свет". В апреле 1887 года был назначен штаб-офицером Корпуса погранстражи при Департаменте таможенных сборов министерства финансов, получив чин полковника. Следующие пять лет жизни В. В. Крестовского прошли в постоянных разъездах с ревизиями по границам в Закавказье и Царстве Польском. Летом 1892 года он был уже в чине генерал-майора переехал в Варшаву, став редактором газеты "Варшавский вестник" при генерал-губернаторе Царства Польского.
В последний период жизни Крестовский всерьез занимался "польским" и "еврейским вопросами" и проблемой взаимоотношения национальных культур в условиях развития капитализма в России. Чтобы лучше освоить этот вопрос он вместе с еврейскими священнослужителями штудировал Талмуд и Тору и даже выучил иврит (помимо которого свободно говорил на французском и немецком языках, мог объясняться на английском и польском, знал основы японского и еще в совершенстве владел "уголовным языком", будучи автором первого словаря уголовного жаргона России).

Всеволод Владимирович Крестовский скончался в январе 1895 года от хронической болезни почек в Варшаве, оставив вдову и шестерых детей от двух браков. Потомки его до сих пор живут в России.

В советское время В. В. Крестовский считался "апологетом консервативно-охранительного направления российской словесности". К тому же при жизни он не скрывал своей нелюбви к "либеральной интеллигенции" и "национально-освободительным движениям" Российской империи. Поэтому переиздания его произведений, а также экранизация его самого известного романа "Петербургские трущобы" стали возможны только в конце 80-х годов ХХ века, а его биография так до сих пор никем не написана.

В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены прижизненные издания произведений Всеволода Владимировича Крестовского:

  • Крестовский В. В. Романы и повести В. Крестовского. Т. 1. Санкт-Петербург, 1859

Это самое ранее по времени издание, которое экспонируется на выставке. Книга напечатана в типографии И. И. Глазунова
Илья Иванович Глазунов — русский издатель и книготорговец. Династия типографов и книготорговцев Глазуновых просуществовала 135 лет. Представители пяти поколений этого рода посвятили свою жизнь издательской деятельности.

  • Крестовский В. В. Две силы: хроника смутного времени государства Российского. Т. 3, кн. 8. Август. Санкт-Петербург, 1887
  • Крестовский В. В. Кровавый пуф. Т. 2. Санкт-Петербург, 1875

Роман состоит из двух произведений: «Панургово стадо» и «Две силы». Имеет подзаголовок «Хроника нового смутного времени государства Российского» и затрагивает «польский вопрос». Роман был задуман в 1863 году, когда писатель находился в Польше в составе Комиссии для исследования подземелий Варшавы, в которых повстанцы укрывались от правительственных войск. Переиздан только в 1995 году.

  • Крестовский В. В. Деды: историческая повесть из времени императора Павла I. Санкт-Петербург, 1876

Работая над повестью о царствовании Павла I писатель много времени проводил в архивах, изучал исторические источники. В. В. Крестовский стремился избавить образ Павла I от огульного очернения.

  • Крестовский В. В. Из походных очерков. Санкт-Петербург, 1874
  • Крестовский В. В. На траве: (из очерков кавалерийской жизни): рассказ. Санкт-Петербург, 1875 (Летучая библиотека)

Военная служба писателя нашла свое отражение в «Очерках кавалерийской жизни». Знавший об офицерском быте Крестовский был весьма озабочен тем, что офицеры из-за стесненности в деньгах вынуждены уходить «в службу по акцизу, по контролю или по железным дорогам».

  • Крестовский В. В. Петербургские трущобы. Т. 3. Санкт-Петербург, 1877

За свою жизнь Крестовский написал множество рассказов, очерков, повестей, романов, но известность и успех ему принес роман «Петербургские трущобы». Он публиковался в журнале «Отечественные записки» (1864–1866), его отрывки также были изданы в журнале «Эпоха» (1864). Отдельным изданием роман вышел в 1867 году в 4 томах и выдержал несколько переизданий. «Петербургские трущобы» стал абсолютным бестселлером русской литературы второй половины XIX века. В. В. Крестовский смог соединить бытописательную прозу с авантюрным сюжетом, в котором переплелись судьбы героев разных социальных сословий – от представителей высшего света до нищих и воров. Читателей     настолько поразил и впечатлил Петербург трущоб – «желтый» Петербург, что они совершали экскурсии по местам, описанным в романе (набережным Невы, трактирам, лавкам ростовщиков).

  • Крестовский В. В. Вне закона. Ч. 3. Санкт-Петербург, 1876
Увлекательный роман, не уступающий по сюжету «Петербургским трущобам», был переиздан в 1995 году в серии «Старый уголовный роман». Рассматривая вечную проблему «преступления и наказания», автор показал, как совершенное преступление разъедает душу человека. Идея «высшего суда», находящегося «вне закона» и вне людской компетенции, незримо присутствует в романе. Судьба сама карает преступников и предателей, и в конце книги главная героиня говорит своему соучастнику: «Нас оправдал суд человеческий, но все-таки и вы, и я... все мы несем в самих себе нашу заслуженную кару, только кара эта — вне закона»

Поделиться:
Подбор литературы