Открывается выставка фундаментальным трудом профессора Московского архитектурного института, доктора архитектуры Андрея Ефимова «Цвет + Форма. Искусство 20-21 веков. Живопись. Скульптура. Инсталляция. Лэнд-арт. Дигитал-арт». Здесь современное искусство рассматривается как логично выросшее из традиционного с его экспериментами. Автор начинает историю нового эстетического сознания не с импрессионистов, как обычно принято, а с Доменика Энгра и Уильяма Тернера.
Далее представлены книги, дающие общие представления о смыслах современного искусства, философии, необходимости, актуальности и других вопросах, помогающих понять, почему современное искусство всё-таки искусство, и почему даже самая, на первый взгляд, «примитивная» работа не пришла бы в голову ребенку. Ставшая уже культовой книга британской журналистки и социолога Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», посвящённая современному художественному миру, пронизана мыслью о том, что современное искусство – это своего рода религия для атеистов. Для многих людей искусства и ценителей художественного творчества концептуальное искусство – некий проводник смысла. Более того, по мнению автора, художественные события рождают чувство общности, основанной на единых интересах, и этим тоже напоминают места ритуальных собраний.
Другой взгляд на современное искусство отражен в книге искусствоведа Сюзи Ходж «Современное искусство в деталях. Почему пятилетнему ребенку не под силу сделать подобное» и книге редактора, куратора, руководителя программы развития современного искусства Милана Франческо Бонами «Я тоже так могу! Почему современное искусство всё-таки искусство». Основная мысль, которая проходит через обе книги, что современное искусство это, прежде всего, идея. А искусство отображения идей оценить гораздо сложнее, чем искусство, отображающее мир. Поэтому критики и обыватели продолжают считать отсутствие технических навыков недостатком художественного опыта и потенциала. На протяжении столетий восприятие искусства не представляло собой проблему: зритель смотрел на произведение, осмыслял его и понимал его, поражался таланту создателя. Когда же речь идёт о воплощении идеи или когда используемые при создании материалы не более чем мусор, реакция зрителей часто непредсказуема и варьируется от враждебности до презрения и насмешки. Обе книги рассказывают об идеях на примере произведений современного искусства за последние сто лет. Описывается художественный подход, подтекст и детали, обращающие внимание на всю сложность работы. И хотя скопировать некоторые из них не представляет сложность, ни одно из них не пришло бы в голову 5-летнему ребенку. По мнению Франческо Бонами искусство – это кровь в жилах мировой истории, это мы сами, отраженные в зеркале настоящего. И важнее всего придумать нужную вещь в нужный момент – и желательно раньше, чем её придумают другие.
Следующая книга отражает ещё одну современную тенденцию, когда успешный instagram-блогер выпускает книгу по мотивам своего блога. Так поступил и коллекционер, основатель галереи современного искусства «Fragment» Сергей Гущин, выпустив в соавторстве с художником и журналистом Александром Щуренковым книгу «Как понимать современное искусство и перестать его бояться». По мнению авторов, неприятие современного искусства вызвано страхом, который возникает от незнания, неуверенности и непонимания. Книга призвана побороть этот страх и неприятие, рассказать, что современное искусство может быть понятным и интересным.
Отдельного внимания заслуживают представленные на выставке книги, предметом которых является современный художественный рынок. Это книга Филипа Хука «Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я», исследование Анны Арутюновой «Арт-рынок в XXI веке. Пространство художественного эксперимента». В своем исследовании «Продано! Искусство или деньги», молниеносно ставшем культовым как в Европе, так и в России, искусствовед Пирошка Досси исследует арт-рынок и процессы превращения искусства в товар. Арт-рынок, аукционные дома, сумасшедшие цены – современная реальность жизни искусства. Автор отвечает на вопросы, почему произведения искусства стоят миллионы долларов, кто готов платить за современное искусство, как общественные настроения и стадные инстинкты выливаются в процесс преобразования, выражающийся в цене на художественное произведение.
Говоря о современном искусстве, нельзя не упомянуть музеи и галереи современного искусства, которые также издают тематические книги. Музей современного искусства «Гараж» является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. Обширная программа выставочной, образовательной, научной и издательской деятельности, проводимая «Гаражом», отражает актуальные процессы в русской и международной культуре и открывает возможности для публичного диалога и создания новых произведений. Отдельным направлением деятельности музея является выпуск литературы о проблемах и явлениях современного искусства и культуры. На выставке представлено шесть изданий музея. Это книги о кураторской практике, об искусстве перформанса, о новой академической музыке, о месте искусства в современном мире. Особый интерес представляет книга колумниста Джона Сибрука «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры», в которой он размышляет о том, как изменился культурный ландшафт после появления глобального супермаркета Amazon. Его исследование – путеводитель по современной культуре, в которой информационный шум и рейтинг важнее самого события, где продукт и произведение искусства неотделимы от его продвижения, а культурная ценность от рыночной стоимости.
Издательская программа – одно из важных направлений деятельности Московского музея современного искусства. С момента основания под эгидой издательской программы ММОМА было выпущено более 200 книг, призванных отразить и зафиксировать актуальные художественные процессы в России и мире. В рамках выставки представлено издание «Новые художники», подготовленное к выставке «Новые художники. Новиков – Котельников – Сотников – Гурьянов – Хазанович – Козлов – Овчинниковы – Бугаев – Савченков – Крисанов – Юфит – Цой – Веричев – Алахов – Красев – Гуцевич». В книге впервые раскрывается одно из важнейших явлений в современной отечественной культуре – революционное искусство Ленинграда 80-х. Несмотря на «железный занавес», «Новые художники» являлись частью мирового художественного процесса. Так же на выставке представлены издания Русского музея, знакомящие с актуальным отечественным изобразительным искусством и именами, которые его формируют.
Большой раздел выставки посвящен современной архитектуре. Отобранные для экспозиции книги знакомят с самыми главными именами, творчество которых формирует мировой архитектурный ландшафт. Также представлены издания, которые обращают внимание на проблемы современной архитектурной практики. Так, представляется интересным серия «Современная архитектура мира», отражающая научные исследования Института теории и истории архитектуры и градостроительства. В ней приводится анализ мировых тенденций градостроительного развития и различных подходов к формированию города.
Большое внимание на выставке уделено литературе о зрелищных видах искусства – театр, кино, перформативные практики. Десять книг о театре знакомят с современными тенденциями театрального искусства. Среди пяти представленных книг издательства «Новое литературное обозрение» можно выделить исследование Марка Липовецкого и Биргит Боймер «Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты “новой драмы”». Начало 21-го века в русской культуре оказалось отмечено мощным бумом драматургии. Появляются молодые режиссеры, чей почерк складывается под прямым воздействием пьес ровесников, возникают целые театры новой драматургии. Подробный анализ драматургии Е. Гришковца, М. Курочкина, И. Вырыпаева, В. Сигарева и других составляет предмет данной книги.
Современное драматическое, музыкальное и балетное театральное искусство подчас вызывает ещё больше критики и непонимания, чем произведения изобразительного ряда. Перенос классических шедевров театра на новый лад, экспериментальные формы бытования традиционных спектаклей – ещё одна важная проблема представленных на выставке книг. Также экспонируются два издания, посвященные молодым лидерам российского театрального процесса. Авторы обращаются к свободному поколению режиссеров, исповедующих разные типы театра и работающих в разных регионах России. Это имена, которые сейчас формируют то, каким театр станет через десять лет.
Аналогичная литература раскрывает и современный кинематограф. На выставке представлены книги ведущих киноведов России – Антона Долина, Андрея Плахова и Кирилла Разлогова. Так Андрей Плахов в книге «Режиссеры будущего» говорит о режиссерах, каждый из которых представляет принципиально иной тип кинематографиста, сформировавшийся в самом конце 20-го века и утвердившийся в начале 21-го. Они чудом сохраняют свою индивидуальность среди брендовой культуры и продолжают делать хорошее кино в мире, где на первом месте только зрелищность и финансовый успех.
Один из важнейших видов искусства в жизни практически любого человека – это музыка. Представленные на выставке издания затрагивают разные аспекты музыкальной современности. Книга Юлии Старкович «Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке» представляет собой исследование того, как музыкальная жизнь на планете преодолела затейливую девиацию длинною в век и вернулась к практике предыдущих веков, хоть и в ином качестве. Когда музыка в конце 19-го века перешла на эфирно-граммофонные просторы, это дало фантастический толчок к её развитию. Возникло глобальное поле музыкальной информации, появилось искусство звукозаписи, пожалуй, для современного мира более важное, чем владение нотной грамотой или навыками игры на инструментах. Цифровая революция 21-го века максимально сократила дистанцию между теми, кто музыку сочиняет, и теми, кто её слушает, а также предоставила свободу выбора как исполнителям, так и поклонникам. Максимальная доступность музыки делает слушание менее качественным и превращает её в фон.
Аналогичные идеи представлены в книге научного сотрудника Государственного музея искусствознания Дарьи Журковой «Искушение прекрасным. Классическая музыка в современной массовой культуре». Автор рефлексирует на темы места классической музыки в современной культуре и изучает процессы внедрения классической музыки в окружающую нас массмедийную повседневность – рекламу, массовый кинематограф и, наконец, фон.
Книга Ханса Ульриха Обриста «Краткая история новой музыки», также изданная музеем современного искусства «Гараж», представляет собой сборник интервью с важнейшими музыкантами, творчество которых формировало важнейшие изобретения авангардной или экспериментальной музыкальной сцены. Среди них композиторы-авангардисты, пионеры электроакустической музыки, а также современные мастера.
Фотография как вид искусства сравнительно молода. За неполных двести лет эволюции она прошла путь от документального инструмента до художественного произведения и в 21 веке занимает своё место наравне с живописью и скульптурой. Представленная на выставке книга Шарлотты Коттон «Фотография как современное искусство» раскрывает особенности современной фотографии на примере работ более 200 фотографов. Общая идея современной фотографии состоит в огромном плюрализме этой области творчества. Программы для обработки изображений, социальные сети, а сейчас и частичный переход жизни в онлайн не только влияют на визуальные приемы и способы распространения фотографии, но и заставляют придирчивее относиться к тому, какие кадры принадлежат к сфере искусства и заслуживают остаться в истории.
Также на выставке представлены издания, посвященные концепциям современного дизайна, современному декоративно-прикладному искусству и моде.
«Современное искусство – это интересно!», – говорит в своем пособии Российский центр музейной педагогики и детского творчества при Государственном русском музее, и библиотека надеется, что представленная на выставке литература поможет в его изучении.