В книге описаны Введенский монастырь, палаты Строгановых, Благовещенский собор - выдающийся памятник архитектуры, построенный Строгановыми во второй половине XVI века. Детально рассмотрены великолепные интерьеры, росписи, иконостас и отдельные иконы в драгоценных окладах из Благовещенского собора, резьба по дереву и кости, произведения камнерезного и ювелирного искусства, богатая утварь из соборов и имения Строгановых. Особенно хорошо представлено знаменитое лицевое строгановское шитье, лучшие образцы которого веками хранились в ризнице Благовещенского собора. Кратко описан и народный костюм тех мест. Большое внимание уделено деятельности выдающихся представителей рода Строгановых.
Издание богато иллюстрировано вклеенными в текст фототипиями, представлявшими состояние сохранности сольвычегодских архитектурных памятников и произведений искусства на начало ХХ века.
Книга издана на высококачественной плотной бумаге, оформлена ксилографированными инициалами и заставками из московских старопечатных изданий первой половины XVII века, а также блестящими стилизациями под них, выполненными самим автором.
Самостоятельное значение имеет полная библиография дореволюционных публикаций, посвященных Сольвычегодску и Строгановым, опубликованная в конце книги.
Книга стала последним произведением печати издательства «Свободное искусство», которое вскоре после ее выхода было закрыто большевиками.
Издание отпечатано в количестве 1000 нумерованных экземпляров. Экземпляр ДГПБ имеет № 831.
Экземпляр Донской публичной библиотеки хранит следы бытования книги - на титульном листе владельческая запись Е. Кутиловой. Ленинград.1935 и библиотечный штамп Публичной библиотеки г. Ленинграда.
Николай Емельянович Макаренко (1877-1938) - крупный историк, искусствовед, археолог с мировым именем; помимо научных достижений, известен тем, что после 1917 года активно содействовал сохранению исторических памятников, в том числе спас от разрушения храм св. Софии в Киеве. Близкий друг и в течение ряда лет сотрудник Н. К. Рериха.
Окончил художественную школу Штиглица и Археологический институт в Санкт-Петербурге. Состоял сотрудником Археологической комиссии Московского археологического общества по обследованию архитектурных памятников. Вел раскопки во многих губерниях России, в том числе в Новгородской, Тверской, Ярославской, Владимирской и др. В 1913 году Н. Е. Макаренко совершил экспедицию в Сольвычегодск. В 1914 году был командирован Обществом поощрения художников в Германию, в 1917 году Академией наук в Турцию, где выполнял работу по описанию и охране памятников Трапезунда и окрестностей. До 1919 года являлся помощником главного хранителя Эрмитажа и составил ряд ценных каталогов с описаниями фондов музея, затем уехал в Киев, где в 1920-1925 годы был директором Музея искусств. В 1922-1936 годах состоял сотрудником Украинского института книговедения.