Выставка цикла «Мастера книжной иллюстрации», посвященная творчеству русского художника, искусствоведа, книжного иллюстратора Александра Бенуа.
Живописец и график, оформитель и иллюстратор книг, театральный художник, режиссер-постановщик, журналист, редактор двух художественных журналов, историк искусства, художественный критик, ведущий работник одного из самых крупных музеев мира – Эрмитажа, автор его новой послереволюционной экспозиции – и это не полный перечень профессий Александра Бенуа.
Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая 1870 года в Санкт-Петербурге в семействе Николая Леонтьевича Бенуа, главного архитектора и проектировщика Петергофа, члена Императорской Академии художеств, и Камиллы Альбертовны Кавос, дочери известного итальянского архитектора театров Альберта Катериновича Кавоса. Он был девятым (и последним) ребенком в семье.
В раннем детстве, благодаря семейным связям с миром искусств, Александр был отдан на обучение в воспитательное заведение, учрежденное благотворительной организацией «Человеколюбивое общество». Затем продолжил образование в частной школе Карла Ивановича Мая, где обрел товарищей и будущих единомышленников - Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.
Позднее, в конце 1880-х, Александр Бенуа, не желая связывать себя формальным студенчеством, начал посещать в качестве вольнослушателя занятия в Академии художеств Санкт-Петербурга. Он убежденно считал, что исключительно непрерывная практика может совершенствовать живописные навыки.
Его первые художественные работы появились благодаря руководству старшего брата Альберта и самостоятельному изучению литературы по живописи, которой было богато семейное собрание книг. Не ограничиваясь только искусством, Александр поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета, что не помешало ему продолжать заниматься живописью. В 1893 году он впервые представил свои работы на публичной выставке, и это стало началом признания его художественного таланта.
Известно, что Илья Репин похвально отзывался о А. Бенуа, отмечая, что его акварели глубоки, свежи, сильны. Впрочем, Репин вообще в то время крайне благосклонно относился к начинающим художникам. Это позднее он не будет щадить представителей «нового искусства». Давид Бурлюк в манифесте «Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство» даже противопоставляет Репина и Бенуа, заявляя, что Репин ругает и ненавидит искренне, а Бенуа пытается «пристроиться и похвалить», исподтишка втаптывая в грязь.
В 1894 году А. Бенуа заканчивает университет и женится на дочери музыканта К. И. Кинда - Анне. В том же году он начинает литературную деятельность в качестве историка и теоретика искусства.
1896 год ознаменован поездкой во Францию и знаменитым циклом картин о парках и дворцах Версаля. В это время А. Бенуа с головой погружается в изучение истории французского искусства. В обществе наступает эпоха разочарования в реализме, а Бенуа пытается определиться со своим отношением к новой живописи. Его привлекают импрессионисты Моне и Дега. Но в целом отталкивают непонятные ему тенденции. «Символисты и декаденты потерпели банкротство, обещали кучу, дали какие-то поскребушки», – так Бенуа описывает свое отношение к модернизму.
В 1897 году появляется серия акварельных работ А. Бенуа о короле Людовике XIV – и как результат, несколько картин были приобретены российским меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым.
В 1898 году появился «Мир искусства», главным идеологом которого стал Александр Бенуа. С начала 1880-х годов художник сплотил вокруг себя группу творческой молодежи, которая собиралась в его доме, чтобы поговорить о живописи, театральных постановках, литературе и музыке. Именно тогда у Бенуа впервые появились мысли объединить молодых художников разных стилей и направлений общими эстетическими и идейными принципами.
«Мир искусства» создавался при непосредственном участии Сергея Дягилева, который постоянно бывал на дружеских встречах у А. Бенуа. Энергичный и предприимчивый театральный деятель был искренне заинтересован в продвижении творчества русских художников на Западе. В январе 1898 года он организовал совместную выставку известных скандинавских и российских живописцев, после которой сообщество сформировалось окончательно.
В 1898 году «кружок Бенуа» выпустил первый номер журнала «Мир искусства». Журнал призывал к прогрессу и обновлению, но при этом активно боролся против передвижничества и модернизма. В 1904 году по причине разногласий издание закрылось. А. Бенуа за это время написал «Историю русской живописи в XIX веке». Основная мысль книги – сохранение традиций русского искусства. «Дело вообще не в исканиях нового, а в строительстве из того, что найдено», – так он формулирует один из своих принципов.
В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся.
Во Франции в 1905-1906 годах создаётся знаменитая вторая «версальская» серия А. Бенуа. Она значительно обширнее «Последних прогулок Людовика XIV» и разнообразнее по содержанию и технике. В неё входят этюды с натуры, написанные в версальском парке, ретроспективные историко-жанровые картины, своеобразные «фантазии» на архитектурно-пейзажные темы, изображения придворных театральных представлений в Версале. Серия включает работы масляными красками, темперой, гуашью и акварелью, рисунки сангиной и сепией.
В эту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Русский музей; стр. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Русский музей). В перечисленных работах можно заметить некоторое изменение самого принципа исторического мышления художника. В центр его интересов попадают, наконец, не памятники старинного искусства, не вещи и костюмы, а люди. Многофигурные историко-бытовые сцены, написанные Бенуа, воссоздают облик минувшей жизни, увиденной как бы глазами современника.
Александр Бенуа прославился и как прекрасный иллюстратор. Именно он сформировал традицию сопровождения художественных текстов иллюстрациями. Чаще всего А. Бенуа «сотрудничал» с произведениями А. С. Пушкина. Работы в области книжной графики представлены вариантами иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина «Пиковая дама» (1910), «Медный всадник» (1916), «Капитанская дочка» (1919), а также другими книгами, оформленными А. Н. Бенуа: «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910), «Версаль» (1922), «Страдания молодого Вертера» (1926) А. Моруа, «Урок любви в парке» (1927) Р. Буалева, «Григорий Орлов» (1946) А. А. Попова и др.
В 1904 году Александр Бенуа задумал для своего сына книгу «Азбука в картинах», где для каждой буквы художник выделил отдельную страницу, украсив её великолепно исполненными занятными композициями. В 1905 году издание вышло в свет. Здесь художник выступил одновременно автором замысла, иллюстратором и оформителем, и создал одну из самых замечательных детских книг начала ХХ века, до сих пор остающуюся образцом книжного искусства.
«Собрание очаровательных картинок. Бодрые, веселые, полные юмора, а иногда и насмешки. В них играет неиссякаемый источник фантазии, выдумки и остроумия», - вспоминала художница Анна Остроумова-Лебедева об «Азбуке» Бенуа.
Александр Бенуа широко известен и как театральный художник – мастер декорационного искусства. Выполненные им многочисленные декорации и костюмы демонстрируют исключительную способность воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и настроений.
В 1900 году А. Бенуа впервые оформил одноактную оперу «Месть Амура» в Эрмитажном театре Петербурга. Но полноценный дебют А. Бенуа в качестве театрального художника состоялся в 1902 году, когда ему было поручено оформить постановку оперы Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра. Вслед за тем А. Бенуа были выполнены эскизы декораций к балету Н. В. Черепнина «Павильон Армиды» (1903 г.), либретто которого сочинил он сам.
Отличительным признаком декораций и костюмов А. Бенуа было особенное внимание к историческим деталям. К примеру, в «Павильоне Армиды» Бенуа воссоздал великолепную, энциклопедически точную картину эпохи Версаля. Успех художника подтвердил его художественное призвание, и он был вовлечен во множество театральных постановок.
В 1907 году А. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге. Для этого театра художник создал прекрасный занавес. А уже на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова».
Вершиной же достижений А. Бенуа стали декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г.). Балет создан по идее самого Бенуа и по им же самим написанному либретто. Вскоре после этого началось сотрудничество художника с Московским художественным театром (МХТ), где А. Бенуа удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913 г.) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным. Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Он прекрасный режиссёр-психолог и великолепно и сразу схватил все наши приёмы и увлёкся ими. Очень трудолюбив. Словом – он театральный человек». Выбор спектаклей, которые Бенуа режиссировал и оформлял в МХТ, весьма характерен и не случаен. Это излюбленный художником французский XVII век и не менее любимый им А. С. Пушкин. В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» и И. К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный, изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. В 1915 году Бенуа поставил совместно со Станиславским и Немировичем-Данченко «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина.
Александр Бенуа был одним из первых художников петербургского Большого драматического театра (БДТ). Первой его работой в БДТ стала пьеса «Царевич Алексей» Д. С. Мережковского, поставленная в 1920 году. В отличие от К. С. Петрова-Водкина с его безграничным космизмом, первый художник петербургского театра создал камерный мир, разделённый на два абсолютно разных пространства: ярко-красный мир Петра I и слепяще белый мир его сына.
Среди театральных работ А. Бенуа были «Слуга двух господ» Гальдони и «Женитьба Фигаро» Бомарше. Однако «Женитьба» не пришлась по вкусу критикам – и режиссёр, художник и один из столпов БДТ покинул театр, а вскоре и Россию.
В 1917 году через несколько недель после революционных событий представители советской власти обратились к Александру Бенуа с просьбой принять участие в разработке «плана действий по ограждению художественных сокровищ» от вандализма и разграбления, в первую очередь Эрмитажа и Зимнего дворца.
Александр Бенуа возглавил самый крупный отдел Эрмитажа – картинную галерею, отбирал полотна из дворцов и национализированных коллекций для экспозиции. Он числился государственным служащим, его труды оплачивались пайками. Художник прикладывал немалые усилия, чтобы музей вновь открылся для посещения. А за стенами музея царили голод, холод. В 1921 году арестовали братьев А. Бенуа Михаила и Леонтия с сыном и дочерями. К этой реальной действительности добавилось чувство страха.
В то время А. Бенуа имел возможность работать за границей. Как художник-оформитель он уезжал в командировки и сотрудничал с театром «Гранд Опера» и с труппой Сергея Дягилева. В 1925 году А. Бенуа впервые пробовал силы, как художник кино, выполняя эскизы к исторической ленте Абеля Ганса «Наполеон».
В 1926 году Александр Бенуа навсегда покинул Россию и обосновался с семьей во Франции. Он успешно продолжал трудиться над театральной сценографией в Парижской опере, в 30-е годы сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн. После Второй мировой войны художника пригласили участвовать в возрождении «Ла Скала». За период с 1946 по 1956 год Бенуа оформил в миланском театре более двух десятков популярных опер, создавая декорации, эскизы костюмов, предметов бутафории.
Скончался Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия.
На выставке демонстрируются лучше произведения Александра Бенуа как книжного иллюстратора, исключительные по красоте и качеству полиграфического исполнения:
- Бенуа А. Н. Царское село в царствование императрицы Елисаветы Петровны. СПб. : Изд. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1910.
- Кутепов Н. И. [Царская охота] : истор. очерк : [в 4 т.]. Т. 3 : Царская и Императорская охота на Руси : конец XVII и XVIII век / ил.: А. Н. Бенуа, А. М. Васнецова, Э. Э. Лансере [и др.]. СПб. : Изд. Николая Кутепова, 1902
- Пушкин А. С. Медный всадник : петербургская повесть / ил. Александра Бенуа ; ред. текста и ст. П. Е. Щеголева. Факс. воспр. изд. 1923 г. Л. : Изокомб. «Худож. РСФСР», 1983;
- Пушкин А. С. Пиковая дама = [The Queen of Spades] / ил. Александра Н. Бенуа ; [вступ. ст. Н. О. Лернер]. Петроград : Изд. Т- ва Р. Голике и А. Вильборг, 1917.
- Азбука в картинах Александра Бенуа / [вступ. ст. Е. В. Бархатовой]. Факс. воспр. изд. 1904 г. Л. : Изокомб. «Худож. РСФСР», 1990.
- Бенуа А. Н. История живописи [всех времён и народов. Ч. 1 : Пейзажная живопись : в 4 т.]. СПб. : Шиповник, 1912-[1917]
- Бенуа А. Н. Русский музей императора Александра III : [альбом : в 25 вып.]. М. : Изд. И. Н. Кнебель, [1906].
- В разделе, посвященном исследованию творчества А. Бенуа, представлены издания:
- Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII – начала XX в. М. : Наука, 1974;
- Михайлов А. Проблемы изучения русского искусства эпохи капитализма : [обзор] // Литературное наследство. Вып. 7/8. М. : Журн.-газ. об-ние, 1933.;
- Мороз Д. «Медный всадник» Александра Бенуа // Альманах библиофила. Вып. 11. М. : Книга, 1981.
Каталог выставки