ул. Пушкинская, 175А

Неизвестная графика: из истории нотной обложки

2 августа 2022 - 28 августа 2022
Выставочная зона (2 этаж)

Очередная выставка, разместившаяся в выставочном пространстве центра по работе с книжными памятниками Ростовской области, знакомит с малоизвестными страницами искусства книги – оформлением нотных обложек.

Оттавиано Петруччи, итальянский печатник и типограф, вошёл в историю музыки как нотоиздатель, опубликовавший первый сборник многоголосной музыки в 1501—1519 годах. Первое русское нотное издание вышло из типографии Академии наук в 1730 г., оно было выпущено к коронации Анны Иоанновны. Эти малотиражные издания, предназначенные для высокопоставленных владельцев, оформлялись роскошно – кожаные переплеты ручной работы, тиснения. Ноты для массового пользования, появившиеся только в первой половине 19 века, долгое время имели лишь прикладную функцию и не получали должного оформления.

Нотные издания в количественном и качественном отношении составляют заметное явление – они имели широкое хождение в самых различных кругах общества, выпускались рядом столичных и периферийных издательств, были тесно связаны с формированием массового вкуса, отражали характерные тенденции развития музыкальной культуры, поэзии, театра, исполнительского мастерства. В их оформлении принимали участие, как известные художники, так и мастера, работавшие только в этой специфической области книжной графики.

С самого начала своей печатной жизни нотные издания находились на периферии искусства книжной графики, а прикладное назначение не способствовало их красочному оформлению. Нотная обложка занимает промежуточное положение между книгой и плакатом. Формат её раза в два больше стандартной книжной обложки и в два раза меньше плаката. С книгой её роднит обязательное наличие двух элементов – имени автора произведения и его названия. Титульного листа у нот практически не бывает и информация, расположенная на титуле книги, у нот вынесена на обложку, что не способствует её украшению. С XIX века большая часть нот печаталась способом литографии. Тиражи, выходные данные и тем более имена оформителей практически не указывались не только на нотах, но и на любой другой печатной продукции. Датировка нот также представляет некоторую задачу, так как в XIX – начале XX вв. издательства не указывали год выпуска. Отсутствие даты объяснялось тем, что одно и то же нотное издание могло выпускаться в неизменном виде неоднократно в течение нескольких лет и даже десятилетий по мере коммерческого успеха продаж.

Содержимое нотного сборника весьма прозаично, но обложка, обращенная к взгляду случайного зрителя, завлекает и даже обвораживает, подобно фасаду здания, глядящему на прохожего. В этом она схожа с обложкой журнала и даже с плакатом. Это важный художественный прием, который призван пробудить ассоциации, меньше всего связанные со скучным и далеко не каждому понятным набором нотных знаков.

Массовое оформление нот началось с середины 19 века и сошло на нет в конце шестидесятых годов 20 века. Так что искусство нотной обложки, по мнению исследователей, имеет своё начало и, к сожалению, конец.

Первый раздел выставки включает дореволюционные ноты разных издателей. Значительная часть из них оформлена в стиле модерн.

Искусство книги стало одной из наиболее характерных областей проявления стиля модерн в отечественной культуре рубежа XIX—XX веков. Стараниями художников, объединившихся вокруг «Мира искусства», эта сфера творческой деятельности обрела не только новый облик, но и поднялась на ступень качественно более высокую, чем в предыдущие эпохи, – книга в целом выделилась как объект художественного творчества, превратившись в, своего рода, изысканную вещь, предмет искусства. Нотная литература также не осталась в стороне и получила немало интересных обложек.

В оформлении нотных обложек, как и в других областях творчества художников эпохи модерна, четко обозначилось принципиальное различие между высокими, рафинированными, и низкими, будничными проявлениями стиля. Между работами таких первоклассных мастеров как Е.Е. Лансере, В.Н. Масютин, В.И. Денисов, М.К. Чюрлёнис и продукцией десятков давно забытых художников, лежала такая же пропасть, как между особняками Ф. Шехтеля и доходными домами стиля модерн, быстро наводнившими города провинции.

Каковы же основные предметы стиля в русской нотной продукции этого времени? Это традиционные растительные орнаменты, плавные формы, изображения девушек в томных позах и характерные для этого направления шрифты. Композиция большинства нотных обложек в полном соответствии с законами стиля решена асимметрично. Зачастую рисунок располагается на правой или левой стороне плоскости, оставляя свободное поле для размещения шрифтовой части. Среди других примет стиля в оформлении нотной продукции в большей или меньшей мере проявляются тяготение к мягким, пастельным тонам, влечение к орнаменту, в частности восточному, преобладание растительных мотивов и изображений фантастических существ.

Характерно разнообразие песенных жанров, представленных в нотной продукции эпохи модерна. Это и народные песни, классические, цыганские и так называемые «городские» романсы, куплеты, мелодекламации, арии из опер и оперетт. Различие между ними порой находит достаточно яркое отражение в оформлении обложек.

Среди представленных на выставке нот этого периода можно выделить несколько видов оформления. Эклектизм сочетания характерных для графики модерна утонченных с изломами линий с многословной повествовательности подобных картинок особенно типичен для нотных изданий Леона Идзиковского, киевского предпринимателя, специализировавшегося, в частности, на печатании и распространении малороссийских и польских песен. Работавшие на него художники сочетали изысканность «венской линии» с рыночной лубочностью и привычными образами картин народного быта. Так, издание вальса Жоржа Криера, французского композитора и издателя, украшено изображением длинноволосой девушки в металлических браслетах. По краю обложки проходит цветочный орнамент. Изображение девушек было довольно характерным для нот этого периода – томные красотки, чаще всего никак не связанные с содержимым сборника, должны были привлекать внимание покупателей.

Значительная часть нотных обложек связана с творчеством популярных исполнителей той поры от Ф.И. Шаляпина до А.Н. Вертинского. Песня ямщика «Ну, быстрей летите кони!!» на музыку В. Бакалейникова оформлена в характерной, но сдержанной манере: гирлянда орнамента обегает края обложки, образуя симметричную рамку. Слева – фотография певицы Надежды Плевицкой, справа – название песни, сведения об ее авторах, издателе, набранные различным кеглем строгого типографского шрифта. В этом же стиле оформлены ноты издательницы А. Соколовой из серии «Экономик». Малоформатные издания дополнены фотографиями исполнителей и выходными данными. Это – характерный образец издания нот, связанных с творчеством популярного исполнителя. Они вполне отвечают принципам стиля, требованиям художественной моды, но на фоне широкой продукции смотрятся скучными и излишне академическими.

Театрализация жизни в этот период находит своё отражение и в оформительском искусстве. Оперетты, водевили, салонные танцы и многочисленные произведения «легких» жанров наводнили полки магазинов. Так, издание русского салонного танца «Ермак» с музыкой П. Маржецкого оформлено не только растительным орнаментом, но и схемой фигур этого танца.

Одной из жемчужин этой части выставки является издание оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна». Вышедшее в немецком издательстве Schott Music многостраничное издание в твёрдом переплете является ярким образцом чистого стиля модерн – зеленый фон, растительный орнамент с изображением кувшинок, отсутствие прямых линий, золотое тиснение.

Нотные издания рубежа XIX-XX веков редко давали сведения об авторах обложек, однако на одном из изданий, представленных на выставке, красуется подпись В. Масютина. Василий Николаевич Масютин – российский художник-график, скульптор и писатель. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он стал одним из значительных мастеров гравюры и офорта своего времени. В 1917 году вошел в Комиссию по охране памятников искусства и старины, Совет управления Румянцевским музеем и Союз художников гравюры, через год был приглашен профессором во ВХУТЕМАС, занимался прикладной графикой, выполнял обложки, афиши, этикетки, рекламные плакаты. Масютин является одним из ведущих мастеров книжной и станковой графики первой трети ХХ столетия. Произведения Масютина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее. Оформленная им обложка сборника мелодекламаций представляет собой широкую декоративную рамку, выполненную в фантастическом стиле. В очертаниях причудливого орнамента проглядывают цветы, павлиньи перья, лиры. Для произведений художника характерны сложность композиционного построения и образов, насыщенных символами и аллегориями, «острый» гротеск и внутренняя экспрессия. Известно всего о нескольких нотных изданиях, оформлением обложек которых занимался В. Масютин, все они вышли в издательстве П. Юргенсона.

В типичной нотной обложке той поры ярко проявлялось плакатное начало. Обложка служила не только графической оправой издания, но и являлась знаком музыкального, театрального действа, своего рода кулисами, из-за которых выглядывал необычный, не будничный, другой мир.

Совсем другой предстается нотная обложка 1920-1930 годов. В литературе фигурирует их обозначение как «вкусных» и «аппетитных». Множество мелких издателей были вынуждены закрыть свои магазины и покинуть страну, издательства, такие как П. Юргенсон, были национализированы. В то же время на арену вышли сборники, изданные самими авторами произведений. Разбогатевшие нэпманы – частные торговцы, лавочники и ремесленники, далекие от революционных настроений и не озабоченные служением новой власти, оказались в этот период на видных ролях. Их меньше всего интересовало высокое искусство, а главным развлечением стали домашние танцевальные вечера, кабаре, рестораны и мюзик-холлы. Близкой им по духу оказалась небольшая группа художников, безусловно, профессиональных и ловких, оформлявших ноты по заказу авторов лёгкой музыки. Мастера выбрали промысел, далекий от выставок, шумных дискуссий и идеологической борьбы на культурном фронте. Они-то и задали тон в весьма прибыльном сегменте рекламы музыкальных сочинений, а также эстрадных и цирковых представлений. Отсутствие в этом поле жёсткой цензуры и политического заказа, а также вкусовые приоритеты авторов музыки и заказчиков изданий позволили нескольким художникам в небольшой промежуток времени разработать целый пласт графических приемов, которые мы сегодня с радостью и не без удивления разглядываем и изучаем. Как и прежде, на нотных обложках нечасто можно встретить имена их оформителей, однако известно, что целый ряд изданий был оформлен именитыми мастерами, включая братьев Стенберг, Малевича, Лисицкого, Родченко, Кирилла Зданевича, Попову и других.

Во втором разделе выставки представлено десять изданий этого периода. Модные танцы и интимные песенки, романсы и вальсы оформлены как с использованием стилевых особенностей прошлых лет – отголоски модерна, растительные орнаменты, девушки и фотографии исполнителей, так и выполненные в авангардной манере.

Выходец из Германии, талантливый композитор и пианист Рудольф Иванович Мервольф в 1909 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции А. К. Лядова и А. К. Глазунова. Впоследствии стал профессором Ленинградской консерватории и известным композитором. Пьеса Рудольфа Мерфольфа «I would see you often», вышедшая в 1927 году оформлена неизвестным художником в стиле авангард. Красно-черные тона, ломаные ритмы и круги, бывшие одними из самых популярных геометрических образов конструктивистских картинок. Аналогичным образом оформлен и «Мадьярский танец» Я. Розенфельда. C 1906 года он выступал как пианист-концертмейстер, в 1923—1935 годах как артист Госэстрады в Ленинграде, позже – артист цирка. Доход позволил ему самостоятельно издать как минимум шесть произведений общим тиражом более 6000 экземпляров и пригласить хорошего художника для оформления обложки. Абстрактный рисунок, выполненный художником Александром Фроловым, заботливо оставившим свои инициалы, является ярким образцом своего времени. Спирали, круги, треугольники – простые формы, так любимые авангардистами. К сожалению, до нашего времени не дошло сведений о художнике Фролове, однако известно о более чем 60 выполненных им нотных обложках.

Обложки для издательства ростовского музыкального магазина «Музыка», а позже и издательства Донполитграфбума выполнял художник Н. Кащеев. Они менее экстравагантны, провинциальны, но при этом отражают содержание произведений.

Окончание эпохи русского авангарда, ужесточение цензуры, укрупнение производств, создание централизованных издательских организаций повлияли и на оформительское искусство. Всё больше книг и нот представали перед читателями в типовых обложках, украшенных скромной рамкой или портретом автора. Однако важной отличительной особенностью нот периода после 1940-х годов является указание выходных данных сборников – издательства, года и места публикации и, самое главное, авторов художественного оформления. Среди оформителей представленных в третьем разделе выставки сборников как признанные мастера – Т. Маврина, Г. Траугот, Д. Бисти, В. Фаворский, Б. Мессерер, так и менее известные авторы, трудившиеся штатными оформителями нотных издательств – И. Тимофеев, М. Шенкер, И. Зальцман, И. Бритвенко.

Имя Татьяны Мавриной, русской и советской художницы-живописца, графика, иллюстратора достаточно известно. Она работала в яркой и открытой манере, близкой примитивизму, древнерусскому и народному искусству. За сорокалетнюю карьеру оформила более 200 книг. Много раз иллюстрировала сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила» и М. А. Булатова «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Морозко», «Сивка-бурка». Не случайна и представленная на выставке опера-сказка для детей «Иван Богатырь» на музыку Ц. Кюи, вышедшая из печати в 1953 году. Нарисованная в сказочной манере обложка в полной мере отражает стиль автора.

С именем Тамары Цинберг общественность смогла познакомиться в 1964 году, когда вышла в свет её повесть «Седьмая симфония», одна из самых проникновенных книг о жизни и подвиге ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Т. Цинберг была ученицей В. А. Фаворского, поэтому логично продолжила его дело по оформлению книжной продукции. В её работах не чувствуется прямого влияния метода оформления книги В. Фаворского, тем не менее, он привил молодой художнице понимание того, что все композиционные элементы книги – шрифт, орнамент, иллюстрация, цвет – существуют как единый организм. Представленное на выставке издание 1959 года увертюры И. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта» соединяет все указанные детали: корабль с белыми парусами на темно-синем фоне удачно сочетается с развевающимся флагом, на который рукописным шрифтом вынесено название произведения.

Подготовка известной пианисткой и педагогом к печати сборника песен Ф. Шуберта в конце 1940-годов тесно связана с именем Владимира Фаворского. Близкий друг и одна из ключевых фигур для М. В. Юдиной в творческом и духовном плане, он быстро откликнулся на просьбу сделать обложку для этого уникального издания. Художник не часто обращался в своем творчестве к миру музыки, тем более ценным кажется представленный сборник, один из двух оформленных им нотных изданий. Лаконичная небольшая гравюра в центре обложки представляет собой арфу в обрамлении лаврового дерева, символизирующего лавровый венец, которым награждают выдающихся деятелей. Удачно дополняет иллюстрацию стилизованный шрифт в имени автора произведений, а объединяет композицию образ полевых цветов, используемых в стилизации названия сборника «Песни». Несомненно, издание можно считать шедевром оформительского искусства.

Не менее интересным представляется издание 1944 года цикла песен о Ленинграде А. Животова. В годы войны композитор находился в блокадном городе. Именно этот цикл становится первым камерно-вокальным произведением, опубликованным ленинградским отделением МУЗГИЗа в военное время. Иллюстрированная акварельная обложка выполнена известным художником Георгием Трауготом. На ней изображена стрелка Васильевского острова и уходящая вдаль панорама Петропавловской крепости и Исаакиевского собора.

Среди незаслуженно забытых авторов нотных обложек важное место занимает имя Игоря Тимофеева. Ученик Е.Е. Лансере, он с 1936 года около 40 лет работал штатным художником-оформителем изданий в Государственном Музыкальном Издательстве «МУЗГИЗ». Художнику были подвластны разные жанры: детская музыка, вокальные сочинения, народные песни, произведения композиторов-классиков. Примечательно, что многие свои обложки автор подписывал, эти могли быть инициалы И.Т., вписанные в номер нарисованной машины или завитка цветов, просто буква Т, притаившаяся в незаметном месте рисунка. Периферийность этого вида книжной графики давала большую свободу – художник работал в разных жанрах - рисованные обложки, силуэты, гравюры, стилизованные рамки. Богатое наследие и разнообразие творческих приемов позволяет поставить этого художника в один ряд с признанными мастерами книжного искусства.

Среди других авторов нотных обложек хочется выделить Дмитрия Бисти. Художник-график, впоследствии вице-президент Академии художество СССР с 1947 года начал работать в издательствах «Художественная литература», «Детская литература», «Современник». С 1960-х годов стал известен как иллюстратор и оформитель книг, в том числе двухсоттомной серии «Библиотека всемирной литературы». Работал в жанре гравюры, офорта и цветной ксилографии. Сборник песен на стихи французского поэта-революционера Эжена Потье оформлен художником в жанре офорта. Стилизованный быстрыми штрихами портрет поэта полностью отражает его революционную натуру.

Важной частью советского человека послевоенного времени становится кинематограф. Естественно, издательское дело не осталось в стороне и полки магазинов наводнили многочисленные песни из свежих кинофильмов «Свинарка и пастух», «Сказание о земле сибирской», «Богатая невеста» и других. Ноты украшались рисованными портретами актеров, образами советского быта и кадрами из фильмов. С укрупнением издательского дела и появлением в 1959 году продолжающейся до 1991 года серии сборников «Песни радио и кино», а позднее «Песни радио, кино и телевидения» печать отдельных иллюстрированных песен прекратилась. Политика издательства «Музыка», ставшего в 1964 году преемником МУЗГИЗа, была направлена на стандартизацию издаваемых сборников. Типовые обложки и лаконичное оформление постепенно сводили на нет художественное искусство. Пройдя путь от обложек рекламного и плакатного характера дореволюционного периода, авангардных оформлений 1920-1930 годов и, наконец, выйдя из тени и обретя авторов в послевоенный период, искусство нотной обложки практически прекратило своё существование после 1960-годов, оставаясь лишь в небольшой нише детской музыки, фольклора и изредка вокальных сочинений.

Ноты, как и всякая иная бумажная продукция, вещь непрочная. Их не держали аккуратно на полках, как книги, а их использовали по назначению, делали пометки, передавали друзьям. Ноты быстро изнашивались, и заботливые хозяева их переплетали, обрезали обтрёпанные края или заклеивали их скотчем или бумагой, нисколько не заботясь о сохранности картинки на обложке. Небольшая группа исследователей и известных коллекционеров этого жанра В. Бисенгалиева, К. Смольникова, В. Кричевский и А. Павленко положила начало изучению этого графического пласта, который таит интригующую возможность новых находок и даже сенсаций.

Цифровые копии отдельных представленных на выставке изданий доступны на портале «Донская электронная библиотека» в разделе «Нотные издания» http://elib.dspl.ru/request

Каталог выставки

Видеообзор выставки >>

Поделиться:
Подбор литературы