ул. Пушкинская, 175А

Организатор орфографической реформы русского языка (к 150-летию со дня рождения Д. Н. Ушакова)

24 января 2023 - 24 февраля 2023
Универсальный читальный зал (3 этаж)

На выставке представлены монография и основной труд ученого «Большой толковый словарь современного русского языка», а также «Орфографический словарь русского языка», отрывки из книги «Краткое введение в науку о языке», представленные в хрестоматиях по «Общему языкознанию», а также книги биографического содержания: «Отечественные лексикографы XVIII-XX вв.», статьи в журналах: «Русский язык в школе», «Вестник Московского университета», «Московский журнал», «Известия Академии наук».

Дмитрий Николаевич Ушаков родился в Москве в семье врача. После окончания гимназии поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, который блестяще закончил с дипломом 1-й степени. С 1907 по 1930 годы - профессор кафедры русского языка на том же факультете Московского университета. Написал много работ по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. Научный интерес ученого привлекло соотношение правописания и произношения слов в русской литературной речи, что было отражено в книге «Русское правописание», написанной им в 1911 году. В этом научном труде были впервые заложены основы правописания русских слов и их произношения. Это послужило началом осуществления реформы русской орфографии в 1917-1918 годах, а Дмитрий Николаевич стал самым активным ее участником.

В течение двух первых десятилетий прошлого века, в связи с революционными событиями в России и изменением словарного состава русского языка, реформа русской орфографии стала неизбежной. Поэтому, в начале 20-х годов прошлого века началась работа над толковым словарем русского языка, а его составителем и главным редактором стал Дмитрий Николаевич Ушаков.

Работа над «Большим толковым словарем современного русского языка» велась около 20 лет. Последний 4-й том вышел в начале 1941 года. Составлением словаря занималась небольшая группа языковедов во главе с Дмитрием Николаевичем. Это первый советский толковый и нормативный словарь, который зарегистрировал слова, вошедшие в язык в конце 10-х-начале 30-х годов, такие, как: беспризорник, бесхозный, вертолет, зарплата, колхоз, комбриг, пятидневка, пятилетка, уклонист и другие. Содержит более 90 тыс. словарных статей. Для советского языкознания он послужил катализатором исследований по русской лексике и теории составления словарей. Не только словарь, но и его создатель стали очень популярными. В «народе» словарь называли «словарем Ушакова». В связи с этим, произошел такой курьезный случай. Как-то Ушаков шел домой по Ситцеву Вражку. Его увидели двое школьников. Один из них громко сказал:

-Гляди, Ушаков идет! А другой возразил:

-Ты что, Ушаков – это словарь…

Живой разговорный язык имеет особенность со временем стареть, так же как и словари. Они становятся памятниками определенной эпохи, но словарь Ушакова остается актуальным и сегодня.

«Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова вышел в печать в 1936 году и пользуется у современных школьников большим спросом. Переиздается в нашей стране большими тиражами, не устаревает, отражая активные изменения в русской лексике. Включает около 15000 слов и «Важнейшие правила правописания».

Итогом многолетней педагогической деятельности Дмитрия Николаевича стал замечательный учебник для высших учебных заведений «Краткое введение в науку о языке», который выдержал девять изданий с 1913 по 1929 годы. Одна из глав этой книги вошла в хрестоматию по «Общему языкознанию», представленную на выставке. Учебник подкупает читателя не новизной идей, а яркостью изложения, умением просто и увлекательно рассказывать о языке. Труд ученого сейчас уже основательно забыт, в отличие от «Толкового словаря», поэтому публикация отрывка из этого учебника – дань уважения памяти этому выдающемуся ученому, и напоминание о той большой роли, которую он сыграл в воспитании новых поколений советских лингвистов.

Биография Дмитрия Николаевича представлена в статьях советских журналов, современных и в замечательном сборнике «Отечественные лексикографы. XVIII-XX вв.» В книге дается краткая биография ученого и его деятельности, а также воспоминания советского лингвиста, Татьяны Григорьевны Винокур. Она писала: «Как лектор, он был безукоризненный стилист, и даже детей водили на его лекции, чтобы послушать этот дивный голос, - вообще он был дивной красоты человек, просто внешней красоты, обаяния и гармонии, и кто раз услышал его, тот не забывал, и невольно старался подражать и прислушиваться. Он говорил просто, без всякой театральности, без пафоса, который часто привлекает учащуюся молодежь, но он этого никогда не применял. Он говорил совершенно таким же тоном, как и дома, в домашней обстановке…. И еще у него был любимый прием: он очень любил играть роль Хиггинса – каждому студенты он говорил, откуда тот приехал в Москву. И это производило неизгладимое впечатление на присутствующих, они сразу проникались интересом к науке, к лингвистике, им хотелось работать и учиться в этой области».

Известный театральный деятель В. А. Филиппов в статье «Д. Н. Ушаков и театр» писал о том, что многие артисты столичных театров обращались в Дмитрию Николаевичу за советом по правильности произношения слов, звучащих в спектаклях, как к самому авторитетному ученому-лингвисту. Он пишет: «Авторитет Ушакова в театре был очень велик. Достаточно было сказать, что так считает правильным Ушаков, чтобы актеры, которые всегда обычно выдвигали свое собственное произношение как единственно правильное, подчинялись, правда, предварительно справившись по телефону у Дмитрия Николаевича. Таких примеров я знаю очень много. Дмитрий Николаевич влиял на всю культуру слова в театре в самом широком и лучшем смысле этого слова».

Еще одно увлечение, кроме лингвистики было у Дмитрия Николаевича – рисование. На протяжение всей жизни, начиная с 1880-х годов он занимался живописью и рисунком. Предметы его изображений были среднерусские, в основном подмосковные пейзажи. Он любил и понимал природу, тянулся к ней, тонко чувствовал и любил всем сердцем, использовал каждую минуту для общения с природой. Ящик с красками, кисти и складной стул всегда были у него под рукой. Художественные произведения Д. Н. Ушакова – работы великого подвижника, любителя и ценителя природы.

Во время войны Ушаков находился в эвакуации в Ташкенте, где скончался 17 апреля 1942 года и был похоронен на Боткинском кладбище Ташкента.

Дмитрий Николаевич Ушаков оставил богатое наследство не только в своих трудах – книгах и статьях, словаре, проложив новые пути в области орфоэпии, орфографии, диалектологии, лексикографии, в истории преподавания русского языка в школе,- но еще больше в своих учениках и учениках своих учеников. В этом подлинное бессмертие.

.


Поделиться:
Подбор литературы