ул. Пушкинская, 175А

Осколки памяти: фотографии из коллекции центра по работе с книжными памятниками

1 июля 2021 - 31 июля 2021
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

«Фотография фиксирует вечность», считает английская писательница Али Смит, и с этим сложно не согласиться. С давних пор люди стремятся запечатлеть прекрасные мгновения своей жизни, явлений природы, выразить чувство прекрасного через материальную форму. Так поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины. Но с изобретением фотоаппарата и развитием фотографии это желание сохранить момент, запечатлеть прекрасное, стало более реальным.

История развития фотографии насчитывает множество попыток воспроизвести процесс фотографирования. В 1604 году немецкий астроном Иоганн Кеплер открыл математические законы отражения света в зеркалах, которые положили начало теории линз; следуя этой теории, итальянский физик Галилео Галилей изобрёл первый телескоп для наблюдения за небесными телами. Так, принцип преломления лучей был установлен ещё в 17 веке, однако научиться сохранять полученные изображения на отпечатках ещё только предстояло.

Фотография начинает активно развиваться в 19 веке. В 1820-е годы, французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) придумал способ сохранения полученного изображения в камере-обскуре. В ней падающий свет обрабатывался асфальтовым лаком (аналог битума) на поверхности из стекла, благодаря чему изображение приобретало форму и становилось видимым.

В 1835 г. английский физик Уильям Тальбот (1800-1877) изобретает отпечаток фотографии – негатив, и при помощи камеры-обскура Ньепса улучшает качества фотоизображений, что также даёт возможность копировать их. На своей первой фотографии Тальбот запечатлел его собственное окно с чётко просматриваемой оконной решёткой (позже он написал доклад, в котором называл художественное фото миром прекрасного).

В 1861 году фотограф из Англии Томас Саттон (1819-1875) изобрёл первый в истории фотоаппарат с единым зеркальным объективом. Принцип работы этого фотоаппарата заключался в следующем: на штатив закреплялся крупный ящик с непроницаемой для света крышкой сверху, но через которую была возможность вести наблюдение. Объектив ловил фокус на стекле, где с помощью зеркал формировалось изображение. В 1889 году американский предприниматель и изобретатель Джордж Истмен (1854-1932), поставивший себе цель максимально упростить трудоёмкий процесс фотографирования, патентует первую в мире фотоплёнку в виде рулона, а позже и фотокамеру «Кодак», подходящую специально для этой фотопленки.

В 1904 г. знаменитые братья Огюст Луи Мари Николя (1862-1954) и Луи Жан (1864-1948) Люмьер выпустили первые пластины для цветного фото под торговой маркой «Lumiere». В 1935 году компания «Kodak» выпустила цветные фотопленки «Кодакхром» в массовое производство. Однако ещё длительное время при печати фотографии необходимо было отдавать на доработку, так как цветные компоненты накладывались на снимок во время проявки. В 1942 году «Kodak» начала выпуск цветных фотопленок «Kodakcolor», в последующие полвека ставших самыми популярными для профессиональных и любительских камер.

В 1913 году немецкий инженер-оптик и механик Оскар Барнак создал прототип малоформатного фотоаппарата с использованием стандартной 35-мм киноплёнки, но с увеличенным вдвое размером кадра – 24х36 мм. Это дало возможность получать небольшие негативы и печатать крупные изображения отдельных снимков. В 1923 году прототип был выпущен, а всего через два года этот фотоаппарат поступил в продажу под маркой «Leica». Началось массовое производство малоформатных камер и их модернизация.

В 1930 году была создана Leica Standard с возможностью замены объективов, для которой были выпущены нормальный объектив с фокусным расстоянием 50 мм, а также широкоугольный (35 мм) и телеобъектив (135 мм). В 1932 году появилась Leica II – первый в мире малоформатный дальномерный фотоаппарат, на котором стоял оптический дальномер, сопряжённый с фокусировкой объектива. Едва появившись, фотоаппараты «Leica» оказали огромное влияние на эстетику фотографии и представления о её возможностях. Лёгкость, компактность и простота управления позволяли вести съёмку в таких местах и с таких точек, которые были совсем недавно немыслимы не только для крупноформатных фотоаппаратов, но даже для сравнительно новых камер на роликовой среднеформатной плёнке. Использование «Лейки» в фотожурналистике позволило достичь впечатляющих результатов. Одним из основоположников метода съёмки врасплох считается немецкий фоторепортёр Эрих Саломон, получивший возможность запечатлеть неформальную жизнь политиков благодаря «Лейке». Начавшаяся вскоре Вторая мировая война также была документирована новой камерой, остававшейся работоспособной в условиях, немыслимых для аппаратуры более крупных форматов. Одним из наиболее известных примеров использования «Лейки» в этой войне стала съёмка высадки десанта Союзников в Нормандии, проведённая военным фоторепортёром Робертом Капой. Он стал единственным из многочисленных снимающих, кто высадился вместе с десантом, получив уникальные снимки благодаря неприхотливости камеры.

После войны «Лейка» продолжала использоваться для фоторепортажа и жанровой съёмки. Основоположник теории «решающего момента» Анри Картье-Брессон предпочитал всем остальным фотосистемам «Лейку» за её простоту и надёжность, а также возможность снимать, не привлекая внимания. Выпуск новой модели M3 укрепил позиции «Лейки», но после устранения основных недостатков однообъективных зеркальных фотоаппаратов в камере Nikon F, популярность бренда стала стремительно снижаться из-за естественных ограничений дальномерной аппаратуры. Дальнейшее развитие малоформатных камер связано с другими производителями, совершенствовавшими зеркальные модели. Размер кадра, впервые использованный в «Лейке» в 1913 году, до сих пор остаётся точкой отсчёта при измерении кроп-фактора цифровых фотоаппаратов.

В 1963 году случился яркий переворот в истории развития фотоискусства – появились фотокамеры «Polaroid», которые давали возможность печатать фотографию одним нажатием сразу после полученного снимка. Требовалось подождать всего несколько минут, чтобы на пустом отпечатке проявились контуры изображений, а затем проступила цветная фотография хорошего качества. Последующие 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid занимали ведущие места в истории фотографии. В 1970-х гг. фотоаппараты стали комплектовать встроенным экспонометром, автофокусировкой, автоматическими режимами съемки, в любительских 35 мм камерах присутствовала встроенная фотовспышка. К 80-м годам фотоаппараты начали снабжаться жидкокристаллическими панелями, которые показывали пользователю программные установки и режимы фотокамеры. Начиналась эра цифровой техники.

В 1974 году с помощью электронного астрономического телескопа была получена первая цифровая фотография звёздного неба, а уже через шесть лет компания «Sony» выпустила на рынок цифровую видеокамеру Mavica. Снятое видео сохранялось на гибком перезаписывающемся флоппи-диске, который можно было много раз стирать для новой записи. В 1988 г. японская компания «Fujifilm» официально выпустила в продажу первый цифровой фотоаппарат Fuji DS1P, где фотографии сохранялись на электронном носителе в цифровом виде. В 1991 г. компания «Kodak» выпускает цифровую зеркальную фотокамеру Kodak DCS10в 1994 г. компания «Canon» снабжает некоторые модели своих фотокамер системой оптической стабилизации изображений, а в 1995 г. обе компании прекращают выпуск фирменных плёночных фотокамер. В 2000-х гг. корпорации Sony и Samsung поглощают большую часть рынка цифровых фотоаппаратов.

Новые любительские цифровые фотоаппараты быстро стали соперничать с профессиональной фототехникой, а позже им начали противостоять и мобильные телефоны, снабжённые встроенными камерами с цифровым зумом.

Искусство фотографии долго называли светописью. Действительно, подобно живописи, художественная фотография переступает через всякие ограничения, превращаясь из простого снимка в чистое искусство, в нечто большее. Но фотография отличается от живописи или скульптуры. Фотографы словно бросают вызов любому художнику, предлагая нарисовать картину, которая столь же неотразима, как хорошо поставленная фотография. А поскольку камеры фиксирует реальность, то невероятно важным компонентом искусства фотографа становится воздействие на зрителя, что приближает светопись к иным видам искусства.

Аргентинский писатель и поэт Хулио Кортасар (1914-1984) называл фотографию зримой литературой. «Каждый раз, беря в руки фотоаппарат, я видел, как соединялись вместе два-три несовместимых элемента: скажем, тень от стоящего человека похожа на большого чёрного кота. И если кому-то удаётся такое запечатлеть, я называю это чудом. По сути, я занимаюсь литературой – фотографирую метафору: человека, тень которого – кот. Думаю, я пришел к фотографии по литературной дорожке», говорил он.

Фотографические изображения неотразимы. Даже повсеместное распространение и доступность любительской фотографии нисколько не уменьшили магию работ, помещённых в галереи, музеи и книги. Фотографии, помещённые в домашние альбомы могут заставить человека вновь переживать моменты прошлого, смеяться и плакать; а потрясающие снимки из истории фотографии, как, например, фотографии Антарктиды начала 20-го века Герберта Понтинга (1870-1935), зрителя буквально пленяют, делают далёкое прошлое волнующим настоящим. Такие фотографии являются не только историческими документами, но и настоящим искусством.

Искусство фотографа – это его способность запечатлеть момент реальности и превратить его в видимый образ интереса и красоты. Совершенно не важно, что снимок может быть воспроизведен множество раз, и лишит «оригинал» уникальности. Вполне достаточно того, что никакие два фотографа не могут создать полностью идентичное изображение: изображение, которое волнует человеческую душу так же, как и величайшие шедевры живописи, музыки и литературы.

В фонде центра по работе с книжными памятниками Ростовской области хранится ряд фотоальбомов, которые позволяют прикоснуться к прошлому. На нашей выставке можно увидеть альбом фотографий, сделанных на острове Ява и альбом фотографий с острова Суматра и далёкого Сингапура (начат в сентябре 1899 года, окончен – марте 1900-го); альбом фотографий революционера, общественного деятеля, краеведа, музееведа, фотографа и просветителя Алексея Кирилловича Кузнецова (1845-1914) о ссылке декабристов в Забайкальскую область.

В 1885 году А. К. Кузнецов открыл своё фотоателье в городе Нерчинске, занимался портретной съёмкой, во время экспедиций по краю, Кузнецов пополнял свою фотоколлекцию пейзажами и этнографическими зарисовками. В 1889 году он переехал в Читу, где продолжил свою фотографическую практику. Алексей Кириллович стал одним из создателей Читинского краеведческого музея и отделения Русского географического общества, совершил множество фотоэкспедиций. Кузнецов побывал на Карийских промыслах в Акатуе, Алгачинской тюрьме, на Кутомарском, Александровском и Нерчинском заводах; фотографировал виды Горного Зерентуя, тюрьмы, работы и жилища ссыльнокаторжных. Его снимки вида Благодатки, куда в 1826 году прибыла первая партия декабристов, были изданы отдельным альбомом.

В экспозиции также фотоальбом «Фото усадьбы и домочадцев Л. Н. Толстого из Ясной Поляны», изданный стереографическим издательством «Свет» (Москва, Санкт-Петербург, Крым) в начале 20-го века. Фотографии были сделаны в Ясной Поляне основателем издательства П. Е. Кулаковым.

Набор фотографий «Столицы союзных республик» (М., 1937) представляет работы известных советских фотохудожников – Бориса Павловича Кудоярова (1898-1973), мастера документальной фотографии Бориса Всеволодовича Игнатовича (1899-1976), изобретателя зеркальной насадки к фотоаппарату ФЭД Петра Клепикова (1884-1960) и других.

Поделиться:
Подбор литературы