ул. Пушкинская, 175А

«Парус одинокий: 210 лет М. Ю. Лермонтову»

4 октября 2024 - 31 октября 2024
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — великий русский поэт и прозаик, талантливый художник и драматург. В русской литературе считается наследником и продолжателем А. С. Пушкина. Его творчество, в котором тесно переплелись гражданские, философские и глубоко личные мотивы,  ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на крупнейших русских писателей и поэтов XIX–XX веков. А его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Многие произведения М. Ю. Лермонтова нашли свою интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного, симфонического и романсного творчества.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. По материнской линии его род был очень знатным и богатым. Бабушка будущего поэта, Елизавета Алексеевна, принадлежала к известному роду дворян Столыпиных. Поэт Михаил Лермонтов и министр Петр Столыпин были троюродными братьями.
В возрасте 2 лет Лермонтов остался без матери. Елизавете Алексеевне, обвинявшей зятя в ранней смерти дочери, в то время было 44 года. Она решила воспитывать осиротевшего ребенка сама. Бабушка очень много сделала для мальчика, не жалела никаких средств, необходимых для его образования и восстановления здоровья - маленький Мишель страдал диатезом (в те времена эту болезнь называли золотухой), часто болел.
Детство и юность будущего классика проходило в Тарханах, богатом имении в Пензенской губернии (ныне - село Лермонтово Пензенской области). Для своего любимого Мишеля бабушка нанимала иностранных педагогов, обучавших мальчика французскому и английскому языкам. На Лермонтова оказывало большое влияние наблюдение за бытом крестьян, устное народное творчество. Глубокое впечатление оставили в сердце поэта поездки к родственникам на Кавказ. Так в жизни М. Ю. Лермонтова возник самый важный для него топоним. «Горы кавказские для меня священны», — писал поэт.

В 1827 году М. Ю. Лермонтов переехал в Москву, здесь появились его первые стихи и поэмы («Индианка», «Черкесы», «Кавказский пленник»). Вскоре Лермонтов был зачислен в Московский университетский благородный пансион. Весной 1830 года пансион был преобразован в гимназию, М. Ю.  Лермонтов оставил его и поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение, где учился вместе с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, которые уже тогда оказывали большое влияние на общий идейный уровень студенчества. В этот период М. Ю. Лермонтовым были написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831), осуждавшая власть и крепостное право, что привело к конфликту с университетским начальством. Молодой поэт был вынужден покинуть университет. Именно к этому периоду сам М. Ю. Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности.
М. Ю. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, по окончании которой в 1834 году в звании корнета поступает на службу в Лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе под Петербургом.

Приятели поэта восхищаются его литературными трудами, но сам М. Ю. Лермонтов не торопился их издавать. Тем не менее в 1835 году в печати появляется его повесть «Хаджи Абрек». Один из товарищей М. Ю. Лермонтова без согласия поэта отнес произведение в издательство.

Знаменитое стихотворение «Парус», впервые напечатанное в «Отечественных записках», М. Ю. Лермонтов написал, когда ему было всего 18 лет. «Парус» — это предельное выражение романтического мироощущения поэта, в нем содержится попытка переосмыслить с романтическим максимализмом темы одиночества и свободы, неприятия жизни, свойственные ранней лирике М. Ю. Лермонтова.

В 1835–1836 годах М. Ю. Лермонтов трижды безуспешно подавал в цензурный комитет стихотворную драму «Маскарад», дважды её переделывая (вторая, основная редакция «Маскарада» в 4-х действиях опубликована с искажениями в 1842 году, полностью – в 1873 году; 3-я редакция под заглавием «Арбенин» в 5 действиях опубликована в 1875 году). В это же время М. Ю. Лермонтов написал поэму на национально-историческом материале «Боярин Орша» (опубликована в 1842 году) и сатирическую повесть в стихах «Сашка» (опубликована в 1882 году, не окончена). В 1836 году Лермонтов работал над социально-бытовым романом из современной жизни «Княгиня Лиговская» (опубликован в 1882 году, не окончен).

Переломным моментом от раннего творчества к зрелому критики называют 1837 год. Слава к М. Ю. Лермонтову пришла со стихотворением «Смерть поэта», написанному как отклик на безвременную трагическую гибель А. С. Пушкина. Стихотворение моментально распространилось в списках, вызвало бурю самых разнообразных отзывов, сделало имя Лермонтова широко известным и навлекло на него политические преследования. Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми». 7 февраля Лермонтов написал 16 заключительных строк стихотворения (начиная с «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов»), в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».
В конце февраля М. Ю. Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I. За Лермонтова вступились пушкинские друзья (прежде всего Василий Жуковский) и бабушка Елизавета Алексеевна, имевшая связи в высшем обществе. В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Из Петербурга Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.

Кавказская ссылка не угнетает М. Ю. Лермонтова, а наоборот, плодотворно влияет на его творчество. Кавказ всегда занимал в жизни поэта особое место. Ведь он часто бывал здесь в детстве. По пути к месту ссылки поэт побывал в Кизляре, Тамани, Ставрополе, Тифлисе и других местах, общался со ссыльными декабристами (в их числе А. И. Одоевский), с деятелями грузинской культуры. Интерес к быту и нравам кавказских народностей, к их поэзии отразился в записи турецкой сказки «Ашик-Кериб», в поэме «Беглец», основанной на «горской легенде» (обе опубликованы в 1846 году). Кавказская тема, разнообразно представленная в поздних произведениях, окончательно утвердилась в творчестве поэта.
Главным произведением М. Ю. Лермонтова принято считать роман «Герой нашего времени», ставший открытием для русской литературы. В структуре романа пять самобытных повестей, связанных одним героем. Поначалу М. Ю. Лермонтов не задумывал «Героя нашего времени» как целостное произведение. Писатель приступил к работе над серией повестей в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. Несколько глав романа впервые были опубликованы в «Отечественных записках» и были хорошо приняты критикой.
В экспозиции «Книжного вернисажа» представлено первое прижизненное издание романа «Герой нашего времени» (СПб., 1840)
Книга вышла в 2-х частях в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова тиражом всего 1000 экземпляров, была быстро раскуплена и вызвала бурную реакцию в среде литературных критиков. Практически все, кроме В. Г. Белинского, сошлись во мнении, что М. Ю. Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. Автор провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею романа. Третье издание «Героя нашего времени» было осуществлено уже после смерти М. Ю. Лермонтова.
  • Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова. Т. 1: Стихотворения. Санкт-Петербург, 1891    Инв. №: Р 3.129.522
Полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова с биографическим очерком, факсимиле и портретом поэта, гравированным на стали Ф. А. Брокгаузом в Лейпциге.
  • Лермонтов М. Ю. Ашик-Кериб: сказка: с портр. автора и 2 двумя рис.. Москва, 1916 (Иллюстрированная Лермонтовская библиотека/ Изд. А. С. Панафидиной. №28)   Инв. №: Р 331.162
«Ашик-Кериб» – известная в восточных странах сказка, которую во время ссылки на Кавказ в 1837 году записал и адаптировал для отечественных читателей М. Ю. Лермонтов. Это удивительная история о настоящей любви бедного музыканта и дочери богатого купца. Впервые опубликована в 1846 году в литературном альманахе В. А. Соллогуба «Вчера и сегодня».
На выставке демонстрируются миниатюрные книги из знаменитой серии «Библиотека-крошка» «Южно-Русского издательства Ф. А. Иогансона»:   
  • Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Т. 1: Бэла. Киев, 1893
  • Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Т. 3: Княжна Мери. Киев, 1893
  • Лермонтов М. Ю. Маскарад: драма в 4-х действиях в стихах. Киев, 1892
  • Лермонтов М. Ю. Люди и страсти: трагедия М. Ю. Лермонтова. Киев, ценз. 1892
Франц (Фёдор) Александрович Иогансон (1851–1908) — книготорговец и издатель. В 1870 году приехал из Петербурга в Киев, где в 1874 году открыл книжную лавку. В последующие годы основал ещё ряд магазинов в Киеве, Харькове, Петербурге, филиал в Москве. С конца 70-х годов наряду с книготорговой вёл издательскую деятельность, вначале выпуская художественную литературу, календари, учебные пособия, затем стал выпускать и научную литературу. Особой известностью и популярностью пользовалась «Библиотека-крошка» - миниатюрные книги русских и иностранных авторов форматом 55 х 75 мм (всего 120 названий тиражом 2 млн. экз.). На 1-й Всероссийской выставке печатного дела 1895 года в Петербурге фирма была удостоена Почетного диплома. В 1908-1917 годах владельцем издательства Иогансона был его родственник Петр Ивановиче Бонадурер.
  • Венок М. Ю. Лермонтову: юбилейный сборник. Москва. Петроград, 1914   
Юбилейный сборник, вышедший к 100-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, стал итоговым для дореволюционной школы литературоведения, стремившейся понять внутренние, духовные основы личности и творчества гениального поэта. Особый интерес исследователи проявили к его религиозным и философским взглядам. В статьях сборника, написанных ведущими российскими литературоведами, специалистами в области творчества М. Ю. Лермонтова, личность поэта вырастает во всей своей полноте и многомерности.
  • Скабичевский А. М. М. Ю. Лермонтов: его жизнь и литературная      деятельность: биографический очерк: с портретом М. Ю. Лермонтова и многими рисунками. Санкт-Петербург, 1891 (Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф. Павленкова)   Инв. №: Р 209.067 аллиг.
Критик и литературовед А. М. Скабичевский (1838—1911) в жанре историко-культурного исследования рассказывает о жизни великого русского поэта. Книга дополнена собранием уникальных исторических документов, касающихся дуэли М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым, — материалами следствия и военно-судного дела 1841 года.
Флорентий Федорович Павленков (1839-1900) — один из крупнейших книгоиздателей и редакторов России, автор знаменитого «Энциклопедического словаря», создатель серии «Жизнь замечательных людей» (выходила с 1890 по 1915 годы) — первой в Европе универсальной биографической коллекции, имевшей большой успех. (Сорок дореволюционных переизданий, общий тираж — 1,5 миллиона экземпляров). В советской России биографическая библиотека Ф. Павленкова не переиздавалась и фактически была выключена из культурного обихода, трансформированная в горьковскую «ЖЗЛ».
  •   Котляревский Н. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: личность поэта и его произведения. Петроград, 1915      Инв. №: 1.319.218
Книга написана и впервые издана в 1891 году к пятидесятилетней годовщине со дня смерти поэта и к 1915 году выдержала уже пять изданий. Опираясь на накопившиеся к тому времени биографические материалы, автор даёт общую характеристику личности поэта и излагает развитие его поэтического творчества.
Котляревский Нестор Александрович (1863–1925) – русский историк литературы, литературный критик, педагог, академик Петербургской академии наук, действительный статский советник. Первый директор Пушкинского Дома (с 1910).

Поделиться:
Подбор литературы