Из всех планет, открытых к настоящему времени, наша Земля – единственная, на которой есть жизнь. Для сохранения этого бесценного дара, необходимо изучать и понимать, что происходит в недрах, в атмосфере, на поверхности Земли. Раньше наука геология занималась только исследованием горных пород, но к концу XX века она вышла за традиционные рамки: началось изучение Земли с привлечением современной технологии и других наук – химии, физики, биологии, объединяясь в единую науку, они помогают нам познать нашу планету, страну. За время существования нашего государства трудами российских и советских геологов мало изученная в геологическом отношении страна превратилась в одну из крупнейших минерально – сырьевых баз мира. Месторождениями угля, нефти, газа, золота, алмазов и других ценных полезных ископаемых – то есть всем нашим богатствам мы обязаны нашим учёным – геологам.
Универсальный читальный зал представляет выставку документов «Первооткрыватели российских земель» из цикла выставок «Популяризаторы науки», к 160-летию со дня рождения Владимира Афанасьевича Обручева – выдающегося российского геолога и географа, академика АН СССР, человека редкой одарённости и необычайного трудолюбия. Его жизнь вместила почти столетие – родился в 1863 году, а умер в 1956, за свою жизнь (93 года) успел сделать так много, что это кажется просто невероятным! Из-под пера учёного вышло более 30 тысяч страниц только научного текста, а его научно – фантастическими книгами зачитывалась вся страна. Один из его учеников заметил, что целые геологические учреждения не всегда обладают такой «производительностью», которая была присуща Обручеву. Долгие годы Владимир Афанасьевич занимался исследованием геологии Сибири, Центральной и Средней Азии. Тысячи километров прошёл пешком, проехал в седле, изучая эти неведомые для науки земли.
Владимир Афанасьевич Обручев – автор многих, ставших широко известными научно-популярных книг, таких как – «Основы геологии» и «Образование гор и рудных месторождений». Ещё большую известность заслужили его научно – фантастические и приключенческие произведения - «Земля Санникова», «Плутония», «В дебрях Центральной Азии», «Золотоискатели в пустыне» и другие. Главные качества Обручева – учёного – острый ум, наблюдательность натуралиста, самоотверженность в работе, организаторские способности, которые проявились уже в его первых самостоятельных экспедициях. Молодой горный инженер прямо со студенческой скамьи, в июле 1886 года, приехал в Закаспийские земли и за три полевых сезона завершил географическое изучение пустыни Каракумы, которое до него длилось десятилетиями.
«Разъезжать по Закаспийской области, только недавно присоединённой к России, было не вполне безопасно, вспоминал академик, поэтому к каждому из нас были приставлены два казака в качестве охраны и для помощи в работе. И когда небольшой отряд вышел в пустыню, в первый день смогли пройти только двадцать километров». На неподготовленных и непривычных людей обрушились июльский жар пустыни, жажда, безлюдье, опасность заблудиться и погибнуть без воды. «С раннего утра солнце льёт свои жгучие лучи с безоблачного неба, песок раскалён до 66 градусов по Цельсию, на солнце температура – 57, в тени – 48, которой просто нет, разве что тень от своей лошади. А они все мокрые еле плетутся, наши глаза болят от сверкающей желтизны песков, во рту и горле сухо, слюна превратилась в клейкую массу, пьёшь по каплям ценную влагу из бутылки, обшитой войлоком, экономя, чтобы хватило до следующего колодца. Дышать трудно, голова тупеет, мозг заволакивает туманом, едешь в какой – то дремоте, нужно временами напрягать все свои чувства, чтобы не сбиться с узенькой тропы. А собьёшься с тропы – беда, мучительная смерть от жажды ждёт за каждым барханом!». Днём в полной мере ощутив жестокое величие жёлтого моря, наш герой, выросший в средней полосе России, свалился вечером на войлок, не раздеваясь и не снимая сапог, но уснуть не удавалось, потому что ветер засыпал лицо песком, и луна заливала ярким светом всё вокруг.
В Горном институте никто не читал лекций о том, как стоит снаряжаться для полевой работы, какие палатки лучше взять, какая одежда необходима, чтобы работать в определённых климатических условиях, какой провиант взять с собой, как вести записи полевых наблюдений и т.д. Потом, уже опытным геологом, Владимир Афанасьевич, будет читать курс лекций, и разработает детальнейшее пособие для снаряжения экспедиции в разных климатических зонах, первое в своём роде. Именно здесь при строительстве Закаспийской железной дороги, возникла новая наука – «Песковедение», и первопроходцем в этой области был молодой Владимир Афанасьевич Обручев. Должность он имел вполне научную – «аспирант» железной дороги. Именно здесь он узнал о песках всё и отразил это в своих научных трудах. В них он дал характеристику каракумских песков. По Обручеву пески делятся на: неподвижные, малоподвижные и летучие. Дальше они делятся на подвиды, и все имеют свои особенности, могут переходить из одного вида в другой и если с ними не обращаться бережно они ответят пыльными бурями и пойдут в наступление на все хозяйственные и промышленные постройки. Обручев предупреждал, что без правильного геологического сопровождения, строительство и эксплуатация железной дороги в таких условиях невозможна! Результаты первой экспедиции изложены учёным в статье «Пески и степи Закаспийской области», она была напечатана в «Известиях Русского географического общества» за 1887 год и замечена специалистами.
Вот уже 135 лет работает Закаспийская железная дорога (сейчас она называется Ашхабадская) и проходит по территории Таджикистана, Туркмении и Узбекистана и перевозит огромное количество грузов и ресурсов и очень важна для магистрального сообщения. Опыт строительства дороги в труднейших условиях безводной пустыни и движущихся песков был детально использован французами при сооружении железной дороги в Сахаре.
О жизни и работе учёного в Закаспийских землях, можно узнать из книг, представленных на выставке: Обручев В. А. / Избранные работы по географии Азии. Т.1 – М., 1951 г.; М. Поступальская, С. Ардашникова / Обручев В. А. – М., 1963 г.
После каракумских песков Владимир Афанасьевич в 1888 году, принял предложение занять должность штатного геолога при Горном управлении в Иркутске. Быть первым и пока единственным геологом в Восточной Сибири, иметь широкие возможности для исследований плохо изученной территории – это воплощение давних мечтаний учёного. Путь от Петербурга до Иркутска тогда был долгим и мучительным, Обручев вместе с женой и семимесячным ребёнком ехали 40 дней. Владимир Афанасьевич начал работать в Сибири и трудился над изучением её геологии до конца своей жизни, около 70 лет. За четыре года первого иркутского периода деятельности исследовались Западное и Южное Прибайкалье, верхнее течение Ангары, Лены, район интенсивной добычи золота на Олекмо – Витимском междуречье.
Ленский золотоносный (иначе Олекмо-Витимский) район он исследовал в 1890, 1891 и в 1901 гг. Изучая условия нахождения золотоносных россыпей района и их пространственного размещения, он первый выявил генезис россыпей и указал направление, по которому должны идти геологоразведочные работы. Он доказал, что золотоносность Ленского района связана с пиритами, а не с кварцевыми жилами. Она приурочена к древним речным долинам, в которых и надо искать россыпи, погребенные под ледниковыми отложениями. В частности, в свое время В. А. Обручев точно указал золотопромышленнику Ратькову-Рожному место, где, по его мнению, должны находиться россыпи золота, но это не было принято во внимание, так мало верили тогда геологам. А через 15 лет Ленское товарищество открыло на указанном месте богатейшую россыпь, разрабатывавшуюся много лет.
В 1936 г. в связи с 15-летием газеты «Ленский шахтер» ее редакция телеграфировала В. А. Обручеву: «...социалистическая практика оправдывает Ваши научные труды. В Витимо- и Олекмо-Витимском плато открыты новые богатейшие россыпи и рудные месторождения, вероятность которых Вы указывали несколько десятков лет назад». В своем ответе газете В. А. Обручев писал: «Радуюсь, что мои научные прогнозы оправдываются... Советую продолжать разведки речных террас, особенно левобережных, выяснение колчеданных поясов коренных пород, изучение окраин гранитных массивов».
Работы в Ленском районе положили начало исследованиям ученого и в других золотоносных районах, проведенных в последующие годы в Мариинской тайге (1909-1910 и 1912 гг.), в Калбинском хребте (1911 г.) и в Забайкалье (1912 г.). Обручев стал признанным авторитетом в области геологии золотоносных районов Сибири, и его работы содействовали расцвету советской золотопромышленности. Долгое время он был консультантом трестов «Лензолото», «Алданзолото» и «Союззолото» и во многом помог научной постановке крупных и систематических геологоразведочных работ. Параллельно с изучением месторождений золота В. А. Обручев уделял большое внимание изучению месторождений и других металлов Сибири. Он создал более простую и более научную классификацию рудных месторождений, и написал ряд работ по металлогении.
Узнать более подробно о жизни и работе Владимира Афанасьевича, можно в книгах, представленных на выставке: «Мои путешествия по Сибири». – М. 2014; Обручев В.А. Избранные труды в 6-и томах; Геологический обзор золотоносных районов Сибири. – Т.3. М., 1963; Т.4. – Золотоносность Олекмо – Витимской горной страны. – М., 1963.
Новый крупный поворот судьбы произошёл во второй половине 1892 года, Русское Географическое общество пригласило Владимира Афанасьевича принять участие в качестве геолога в составе научной экспедиции Г.Н. Потанина, направлявшегося в Монголию, Китай и Южный Тибет. Речь шла о непрерывном путешествии в течение двух лет по странам почти неизвестным. Обручев с восторгом принял приглашение. Это было знаменитое путешествие, принесшее ему мировую известность. За два года Владимир Афанасьевич, одетый в китайскую одежду прошёл 13 тысяч км, составил маршрутные карты, собрал тысячи образцов горных пород и минералов, составляя регулярные отчёты о путешествии на русском и немецком языках и оповещая мир о путешествии. Вот, что вспоминал учёный: « …Это было трудное путешествие. Летом нас донимала жара, зимой морозы. Мы пили скверную воду, скудно питались. На грязных китайских постоялых дворах не могли толком отдохнуть, но больше всего я страдал от одиночества, ведь вокруг не было ни одного русского человека, очень редко получал вести с родины и от семьи, было тяжело физически и тревожно …».
Работы Владимира Афанасьевича по Китаю – это два исполинских тома (1344 страницы текста), десятки карт и геологических разрезов, множество рисунков и фотографий. За них автор в 1901 году получил высшую награду Русского географического общества – Константиновскую золотую медаль, которую присуждали «за всякий необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью». Идеи и наблюдения, изложенные в этих работах, живут и сегодня на страницах учебников, пособий и карт, поскольку районы Центральной Азии, Северного Китая и горной системы Наньшань описаны учёным с предельной точностью.
О его жизни в трудных условиях Китая и Южного Тибета можно узнать из книг, представленных на выставке: Обручев В.А. «От Кяхты до Кульджи». – М. 1956.; Обручев В.А. Избранные работы по географии Азии». Т.2, Т.3. – М., 1951; Обручев В.А. «В дебрях Центральной Азии. Записки кладоискателя». – М., 1963.
В 1885 году он с семьёй снова в Иркутске, где занимается исследованиями вдоль строившейся тогда Транссибирской железнодорожной магистрали. Три года напряжённой научной деятельности в Западном Забайкалье (Селенгенская Даурия) снова позволили встретиться с величавой, почти первобытной природой Восточной Сибири, богатство недр которой постепенно входило в экономику России.
В 1898 году он возвращается в Петербург и впервые на короткое время едет в Европу, где знакомится с геологией Германии, Франции, Австрии. Выступая с докладами на международных конференциях, он установил личные контакты с геологами европейских стран. Затем снова в Сибирь, но на этот раз Томск и уже в третий раз семья Обручевых тронулась в путь.
Томский период длился с 1901 по 1912 год. В молодом Томском технологическом институте Владимир Афанасьевич организовал кафедру геологии, работал деканом горного и химического факультета, читал лекции по геологии, петрографии и курсу полезных ископаемых. Так год за годом он создавал школу сибирских геологов. В годы томского периода он много работал в Ленском золотоносном районе, проводил экспедицию в Джунгарию (ныне провинция Синьцзян, КНР), изучал месторождения золота в Кузнецком Алатау и Калбинском хребте. В бурные годы начала века и революционной вспышки 1905 года, последующей реакции, Обручев критически относился к деятельности царского правительства, воевавшего с собственным народом. В 1912 году вся Россия всколыхнулась от гнева, потрясённая расстрелом рабочих на Ленских золотых приисках. Молодому профессору, который не скрывал своего возмущения, было предложено выйти в отставку и покинуть Томский институт – очаг революционного брожения.
Более подробно о данном периоде жизни и работе учёного можно узнать в следующих книгах: «Золотоискатели в пустыне» М., 1955 и «Мои путешествия по Сибири» М., 1963.
Знаменитый исследователь Северной и Центральной Азии в расцвете сил и таланта оказался не у дел. Он поселился в Москве, оставшись вне службы, обрабатывал материалы прежних экспедиций, на свои средства он съездил на Алтай, производил экспертизу медного рудника на Кавказе и изучал минеральные воды. Возвратившись в Москву, решил осуществить свою давнюю мечту, на которую всегда не хватало свободного времени – к созданию художественных произведений в жанре научной фантастики. Учёный, вступил в незнакомую ему область в то время, когда были опубликованы произведения известного российского фантаста А.Р. Беляева, повесть А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», романы А.С. Грина «Бегущая по волнам» и «Блистающий мир». На эти книги должен был равняться 50- летний новичок.
Вся научная фантастика начала XX века устремлялась в будущее, а Обручев написал о прошлом нашей планеты. Так родился роман «Плутония: путешествие к центру Земли». Это произведение занимает особое место в культурном пространстве нашей страны, так как издавалось десятки раз, выдержало цензуру первых лет советской власти. Автор вынужден был существенно сократить роман. Притягательность романа в изображении древней природы, где растения и животные выписаны почти с фотографической детальностью и реконструированы специалистом по ископаемым остаткам столь наглядно, что при чтении возникает эффект присутствия этой далёкой от читателя эпохи. Автор увлекает читателей в жутковатую атмосферу подземного мира, в окружение гигантских хвощей, тяжёлых испарений и кровожадных животных. Знакомит с древним «зоопарком» легко и непринуждённо, лишь изредка напоминая, что это вымысел, хоть и научный, игра ума и фантазии.
Революцию в России учёный считал неизбежной и необходимой. Смена власти и революция застали его в Крыму, отрезанного фронтами начавшейся гражданской войны. Оставаясь на месте, он создаёт кафедру геологии в молодом Таврическом университете. В условиях разрухи и войны Владимир Афанасьевич, помимо прямых обязанностей профессора, сам ходил и собирал коллекции горных пород, являвшихся необходимым учебным пособием для кафедры геологии. В начале 1921 года Обручев В.А. получает правительственное приглашение приехать в Москву и войти в состав профессуры нового вуза страны – Московской горной академии. Создавалось совершенно новое учебное заведение для подготовки специалистов в области геологоразведочного горного дела и металлургии. Молодая страна Советов создавала свою тяжёлую промышленность и геологам – разведчикам недр Земли, горнякам и металлургам в этом жизненно важном деле предстояло играть большую роль. Молодая Горная академия быстро встала на ноги. Её профессорско-преподавательский состав был блестящим, а студенческая аудитория, весьма пёстро одетая и не всегда сытая, жадно стремилась к знанию и созидательному труду. Так начался новый, плодотворный 35-летний этап научной и педагогической деятельности Владимира Афанасьевича.
Его целеустремлённой натуре совершенно чужда была потребность в развлечениях и отдыхе, художественную литературу он читал по вечерам, а отпуск использовал для написания научно – фантастических повестей и романов. После выхода первого романа «Плутония», через два года выходит его роман «Земля Санникова», тоже издававшийся десятки раз, и на котором выросло не одно поколение молодёжи нашей страны. Во время плавания по морю Лаптевых пятеро путешественников находят удивительную землю, расположенную в кратере вулкана, который своим горячим дыханием создаёт райский уголок с зелёными лужайками, озёрами, горячими источниками и древней фауной. Но живут там дикари - людоеды. И здесь описания древней природы, сцен охоты, грандиозной деятельности вулкана сделаны опытным натуралистом. Даже в области воображаемого Владимир Афанасьевич остаётся рыцарем факта. И так во всех его фантастических произведениях, Обручев - наблюдатель превосходит Обручева - беллетриста, предметная реальность окружающего мира в его изображении сильнее художественного вымысла.
Умер Владимир Афанасьевич Обручев 19 июня 1956 года, в селе Клепенино Тверской области, там, где он 92 года назад появился на свет. И его жизненный путь пролегал через все роковые минуты XX века. Это и опасности его путешествий, кровавые революции, гражданская и обе мировые войны, десятилетия тоталитарного режима, и все эти «минуты» он работал, ничто не могло прервать процесс познания увлечённого наукой и преданного ей исследователя. Одну из последних своих статей, напечатанных в журнале «Знание – сила» (1954 г. №3) Владимир Афанасьевич называет так: «Счастливого пути вам, путешественники в третье тысячелетие!» - и это звучит как завещание, как жизнеутверждающий призыв к труду, к научным исследованиям, оптимистическому восприятию мира, непреклонной воли к достижению цели. Такое завещание оставил подрастающим поколениям великий учёный, чья жизнь – трудовой подвиг!
Обручев В. А. «За тайнами Плутона», представленная на выставке - эта книга необычна тем, что о Владимире Афанасьевиче Обручеве, рассказывает сам Владимир Афанасьевич. В книге впервые публикуются страницы его воспоминаний, его личные письма, впервые опубликована его повесть «На столбах», книга откроет возможность познакомиться с неизвестными материалами семьи Обручевых.