ул. Пушкинская, 175А

Петр Великий и Дон: к 350-летию со дня рождения императора Петра I

2 июня 2022 - 30 июня 2022
Отдел краеведения (2 этаж)

Время царствования Петра I (1689–1725), отмеченное бурным процессом широких преобразований во всех сферах государственной жизни, явилось своеобразным рубежом, отделившим многовековую историю Древней Руси от всего последующего развития страны. Россия обрела новый политический статус великой европейской державы, став империей, европейским государством не только по своему географическому положению, но и по формам своего общественно-культурного развития.

Главным итогом политики Петра I стало превращение страны в мощную военную державу, без учета интересов которой баланс расстановки политических сил в Европе отныне не мог быть достигнут. Успехи в Северной войне (1700–1721), создание новой регулярной армии и морского флота обеспечили выход России к Балтийскому побережью. Тем самым открылись пути для свободного развития торговых и экономических связей с Западной Европой.

Жизнь и деятельность Петра I была насыщена драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, привлекала и продолжает привлекать внимание многих деятелей истории и культуры. О Петре продолжают появляться новые книги, исследования в периодической печати, художественные фильмы, музейные собрания, произведения скульптуры и живописи.

В первом разделе посетители выставки познакомятся с книгами, которые представляют собой подробную историю жизни русского императора в контексте русской и мировой истории, раскрывают личность Петра, важнейшие события его биографии и семейной жизни. События, которые повлияли на формирование мировоззрения царя-реформатора и отразились на истории России.

«Ни один правитель России не оставил после себя такого количества столь впечатляющих материальных свидетельств о своей жизни и свершениях. Он был первым Царем (возможно даже первым из русских) и одним из немногих Романовых, чей облик стал абсолютно узнаваемым в народе, хотя после реабилитации царской России в постсоветское время в популярности с ним теперь могут поспорить Екатерина II, Александр III и Николай II» (М. М. Богословский)

  • Анисимов, Е. В. Петр Первый. Москва : Новое литературное обозрение, 2017.
  • Волков, В. Империя Петра Великого. 1700–1725 гг. Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  • Богословский, М. М. Петр I. Материалы для биографии: в 5-ти т. Т. 1. Детство. Юность. Азовские походы. 1672–1697. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Брикнер, А. Г. Петр I Великий. Его жизнь и царствование. Иллюстративная история. Москва: Эксмо, 2009.
  • Градинаров, Ю. И. Петр I и его женщины. М.: Олимп: Апрель, 2010. (Кумиры. История Великой Любви).
  • Масси, Р. К. Петр Великий. Личность и эпоха. В 2 т. / Перевод с английского В. Волковского и Н. Лужецкой. Т. 2. СПб.: Вита Нова, 2003.
  • Николаев, С. И. Петр I в русской литературе XVIII века. Санкт-Петербург : Наука, 2006.
  • Павленко, Н. И. Петр I. [Изд. 6-е]. Москва : Молодая гвардия, 2005.
  • Половцов, А. А. Петр Великий — патриот и реформатор. Москва : Центрполиграф, 2021.
  • Хьюз, Л. Петр Первый. У истоков Великой Империи. М.: Омега, 2008.
На выставке представлены также книги, изданные книжными издательствами Москвы, Санкт-Петербурга и Хельсинки (Финляндия), которые раскрывают эпоху императора Петра I в контексте взаимоотношений правителя с казачеством.
  • Венков, А. В. Петр I и казаки. Москва : Вече, 2018.
  • Шкваров, А. Казачество эпохи Петра Великого. Конец «вольностям» казачьим. СПб: Алетейя, 2021.
  • Шкваров, А. Г. Петр I и казаки. Санкт-Петербург : Алетейя, 2010.
  • Шкваров, А. Г. По закону и казачьему обыкновению. Хельсинки, Финляндия, 2008.
  • Шкваров, А. Г. Русская церковь и казачество в эпоху Петра I. Хельсинки, Санкт-Петербург : Алетейя, 2009.
  • Шкваров, А. Г. Северная война (1700–1721 гг.) : Донское казачество на прибалтийском театре. Хельсинки, 2009.

Центральное место на выставке отведено книгам, отражающим события Азовских походов Петра I (1695, 1696), в результате второго похода обеспечен выход России в Азовское море.

Первый Азовский поход, начавшийся весной 1695 г., окончился неудачно уже в сентябре того же года из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения. В октябре 1695 г. русская армия сняла осаду Азова. В начале 1696 г. Петр развернул широкомасштабные работы по подготовке второго Азовского похода. Началось строительство русского военного флота, чтобы затем осадить азовскую крепость и со стороны моря блокировать ее. Строительство флота крайне затруднялось тем, что Россия не имела тогда кораблестроительных верфей, мастеров корабельного дела, обученных матросов. Все приходилось, по существу, начинать заново. Но Петр I был настроен решительно. 30 ноября 1695 г. он писал двинскому воеводе Апраксину:

«По возвращении от невзятия Азова, с консилии господ генералов, указано мне к будущей войне делать галеи (галеры крупного размера), для чего удобно мною быть шхиптимерманом (корабельным плотником) всем от вас сюды (в Москву): понеже они сие зимнее время туне будут препровождать, а здесь тем временем великую пользу к войне учинить; а корм и за труды заплата будет довольная, и ко времени отшествия кораблей возвращены будут без задержания; и тем их обнадежь, и подводы дай и на дорогу корм. Также и иноземцы, которые отсель, об оных, кроме тимерманов, будут писать, также подводы (дай) и корм, а именно Унтиену Тиману, и сколь скоро возможно пришли их сюды» С Москвы 30 ноября.

Об отношениях Петра I и донских казаков можно найти в книге Лунина Б. В. и Потапова Н. И. «Азовские походы Петра I». Он не раз «изъявлял похвалу» по адресу донских казаков за их службу. Так, в грамоте от 4 февраля 1696 г., Петр писал на Дон в нижние и верхние юрты атаманам и казакам:

«От великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Дон, в нижние и верхние юрты, атаманом и казаком, войсковому атаману Фролу Минаеву и всему Войску Донскому, наше, царского величества, милостивое слово. В нынешнем 204 году, генваря в 31 день, писали к нам, великому государю, вы атаманы и казаки, с станичным атаманом с Григорием Матвееым с товарыщи, что генваря в 1 день ходили вы всем войском, конницей и пехотою, для воинского промыслу над неприятелскими людми под Азов и по общему совету новоустроенного Сергиева города с воеводою с Акимом Ржевским пришед вы к Сергиеву, по своей казачьей обыкности пристойные места зажгли, а неприятелские люди в то ж время приходили к Сергиеву и сергиевских ратных людей 7 человек переранили, а вы на них неприятелей, били, и в полон тех ратных людей взять не дали, и гнали за теми неприятеля от Сергиева до самого Азова и взяли из них знатного азовского татарина... вы, атаманы и казаки, служа нам, великому государю, послали в Сергиев ратным людям на помочь 400 человек казаков и велели им стоять и оборону против неприятелских людей чинить, не щадя голов своих, да и всем войском хотите вы, атаманы и казаки, того смотреть и остерегать, сколько вам Всемилостивый Господь Бог помощи подаст... И мы великий государь, за ту вашу службу, и за радение, и за посылку в Сергиев казаков и за сбережение нашей, великого государя, казны, жалуем вас, атаманов и казаков, милостиво похваляем...».

  • Лунин, Б. В., Потатов, Н. И. Азовские походы Петра I (1695–1696) // Донской временник. Год 1996-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1995. Вып. 4. С. 176–208.

В Воронеже развернулось строительство гребной русской флотилии. Здесь по берегам реки росли дубовые, буковые, липовые и сосновые леса, которые с давних пор использовались в качестве строительного материала. Еще в первой половине XVII века здесь строили струги, в частности для отправки на них хлеба на Дон, в качестве царского жалованья донскому низовому казачьему войску...

Заготовка леса для строительства судов, пакли и железных приспособлений была поручена Григорию Титову. К февралю 1696 г. было распилено 7000 стволов «для галеасного, галерного, каторжного и брандерного дела». Главным на строящийся флот назначен «адмирал морского каравана главного пути» Франц Яковлевич Лефорт.

Всего в районе Воронежа зимой собрали более 26 тысяч плотников, возчиков и иных работников, которые были заняты на постройке судов, заготовке и подвозке для них «членов» набора корпусов и стройматериалов. Перевозки обеспечивали несколько тысяч лошадей. Сам Петр лично участвовал во всех строительных работах как рядовой корабельный плотник и кузнец.

Разобранную 32 весельную галеру, которую Петр в 1605 году заказывал в Голландии, с моделью и с мастером срочно отправили из Архангельска в Москву и в Преображенское. Там вологодский плотник Осип Щека и нижегородец Яков Иванов с 32 товарищами принялись за постройку царской галеры по проекту голландской.

Вскоре основные работы по строительству флота были закончены. Россия получила флот, состоящий из двух кораблей, 23 галер, или каторг и 4 брандеров. Первый корабль, «Апостол Петр», имел длину в 113 футов, ширину в 25 футов, другой корабль «Апостол Павел», имел длину в 98 футов, ширину в 30 футов. Каждый из них был вооружен 36 пушками. Адмиралом флота назначен был Ф. Я. Лефорт, вице-адмиралом Ю. Лима, шаутбенахтом Б. де Лозиер. Боцманом на царской галере был назначен Гаврило Меншиков, констапелем Гаврило Кобылин, подконстапелем Иван Вернер.

В мае 1696 г. 40-тысячная русская армия под командованием генералиссимуса Шеина вновь осадила Азов, только на этот раз русская флотилия блокировала крепость с моря. Пётр I принимал участие в осаде в звании капитана на галере. Не дожидаясь штурма, 19 (29) июля 1696 г. крепость сдалась. Так был открыт первый выход России в южные моря.

Азовские походы Петра I представлены на выставке книгами и статьями из периодической печати:

  • Аваков, П. А. Две твердыни: Азов и Сергиев между первым и вторым Азовскими походами 1695–1696 гг. // V Токаревские чтения. Война и воинские традиции в культурах народов Юга России : материалы Всероссийской научно-практической конференции, [6–7 мая 2016 г.]. Ростов-на-Дону, 2016. С. 65–70
    О роли построенного в устье Дона Сергиевского военного городка в успехе второго Азовского похода.
  • Астапенко, М. П. Опять у стен Азова // Славен Дон. Ростов-на-Дону, 1985. С. 28–31.
  • Куц, О. Ю. Азовское осадное сидение 1641 г.. М.: Фонд «Русские Витязи», 2016.
  • Назаренко, В. Адмирал российского флота Корнелий Крюйс // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 50–54.
    О сподвижнике Петра I, одном из организаторов и руководителей похода Петра I по Дону и Азовскому морю в Керчь в 1699 г.
  • Перепечаева, Л. Б. Азовская крепость в изобразительном искусстве и картографии конца XVII–XVIII вв. // 350-летие Азовского осадного сидения. Азов, 1991. С. 36–40.
А также в медальерном искусстве.
  • Рагунштейн, А. Г. За три моря за зипунами. Морские походы казаков на Черном, Азовском и Каспийском морях. М.: Вече, 2015.
  • Топоров, В. День Виктории // Слово. 2006. 14–27. С. 14.
  • Шолохов, Л. Г. Борьба России за выход к Азовскому морю, Крым и Приазовье в XVII-XVIII веках // Дон и Азовское море. Новочеркасск, 1993. С. 79–93.
    От Азовских походов Петра I до русско-турецкой войны (1735–1739).

Для истории нашей родины Азовские походы Петра I имели огромное значение. Они положили начало ликвидации турецкого владычества в Приазовье. Взятие Азова показало возросшую силу русского оружия, возвысило российское государство в глазах Европы, открыло путь в южные моря. Взяв Азов, Петр I приступил к дальнейшему укреплению русского влияния в районе Азовского моря. С этой целью он лично выбрал место для строительства крепости и морской гавани на высоком удобном мысу, который называли Таганий Рог. В 1698 году была начата их постройка, а вскоре вблизи этих сооружений возник городской посад.

Есть легенда о пребывании Петра Великого в черте современного Ростова, у источника «Богатый колодец» (на правом берегу Дона, в начале Кировского проспекта).

С именем Петра I связано создание искусственных лесных насаждений в южных степях России. Осенью 1696 г. Петр I дал распоряжение «кругом Таганрога насеять желудей и разводить леса» и своими руками сажал дубовые желуди, желая «в безликом том месте со временем иметь дубовый лес». Дубовая роща раскинулась вблизи Таганрога в 1698 году в урочище «Большая черепаха» на площади 40 десятин под названием «Дубки». В 1707–1708 гг. Петр I в письмах Азовскому генерал-губернатору Толстому повелевает около города Азова «насажать рощи дубового или хотя какого иного дерева».

В Указе «Об описи лесов во всех городах и уездах, от больших рек в сторону по 50, а от малых по 20 верст» от 19 ноября 1703 г. предписывалось:

«Повсеместно осмотреть и описать заповедные леса. Деревья заповедных пород (дуб, клен, сосна, вяз, карагач, лиственница) могли быть срублены только для потребностей флота. За самовольную их вырубку полагалась пеня в размере 10 рублей, а за самовольную вырубку дуба – смертная казнь».

В 1704 году в отношении донских казаков Петр I утвердил вторую печать Войска Донского, изображающую казака на бочке. Пожаловал донцам «честные клейноды» — знаки атаманского и войскового отличия (1706), отменил выборность донских атаманов, подчинил Войско Донское Военной коллегии (1721).

На Дону чтут память о Петре Великом, его заслугах и огромной роли в выходе России к берегам Азовского моря. По инициативе А. П. Чехова 14 (27) мая 1903 г. в Таганроге был торжественно открыт памятник Петру I. Выдающемуся скульптору М. М. Антокольскому удалось воплотить в бронзе правдивый образ Петра I, сумевшего основать сильный форпост на берегах Азовского моря.

11 сентября 2018 г. в Ростове-на-Дону торжественно открыли памятник Петру I. Он установлен на Богатяновском спуске, возле отреставрированного Богатого источника. Памятник изображает фигуру казака, дающего императору из Богатого источника испить родниковой воды. Скульптура выполнена из бронзы. Над композицией работал известный ростовский скульптор Сергей Олешня, автор знаменитого памятника императрице Елизавете в Покровском сквере и многих других скульптур в городе.

В книгах и статьях последнего раздела выставки Петр Великий выступает создателем процесса преобразований на Дону. Вокруг его личности складывается особая атмосфера возвеличивания. Обостренное внимание к его поступкам превращает действия царя в легенды, приобретавшие черты мифа:

  • Агафонов, С. Богатый колодезь // Богатый колодезь: Историко-краеведческий альманах. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1991. С. 6–12.
  • Агуренко, Б. Петр Романов — царь и бомбардир // Вечерний Ростов. 2002. 8 янв. С. 2.
    О пребывании царя Петра I на территории нынешнего Ростова-на-Дону.
  • Андрианов, В. И., Терещенко, А. Г. Памятные места Петра I на Дону // Памятники Дона : рассказ о памятниках и памятных местах Ростовской области. Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1981. С. 52–53.
  • Астапенко, М. П. На мысу Таган-Рог // Славен Дон. Ростов-на-Дону, 1985. С. 35–37.
    О начале строительства нового южного форпоста России по приказу Петра I.
  • Булах, О. От Петра Первого до Екатерины Второй // Вехи Таганрога. 2003. № 17. С. 5–10.
    Из истории Таганрогской крепости (1711–1774 гг.)
  • Волошинова, Л. Ф. О Богатом источнике и юном Петре I // Ростовские байки и легендарные истории. Ростов-на-Дону, 2015. С. 4–5.
  • Волошинова, Л. Ф. Темерницкий дуб и первый ростовский юбилей // Ростовские байки и легендарные истории. Ростов-на-Дону, 2015. С. 8–9
  • Петр I о Таганроге : извлеченные из книги «Письма и бумаги императора Петра Великого»: Т. 1. СПб, 1887 // Вехи Таганрога. 2000. № 3. С. 36–39.
    С Азовских походов до нач. XVIII в.
  • Смирнов, В. В. Крепость на Васильевских буграх // Путь города: Ростов-на-Дону: страницы истории / В. Смирнов. Ростов-на-Дону, 2017. С. 17–32
    О пребывании на Дону Петра I во время Азовских походов и строительстве Аннинской крепости. Фотографии: проект памятника Петру I в Ростове-на-Дону (скульптор С. А. Мезенцев), памятник Петру I в Ростове-на-Дону (скульптор А. В. Леховской).
  • Цымбал, А. А. Из истории основания города Таганрога // Вехи Таганрога. 2009. № 40. С. 11–12.
По вашему запросу копии полных текстов статей можно получить через электронную доставку документов.
Поделиться:
Подбор литературы