Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) - признанный классик русской литературы, знаменитый на весь мир прозаик и драматург. Жизнь Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.
И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.
Детство мастера прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье - помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).
Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.
Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в свое имение и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля, а также выступал на подмостках в качестве актера.
Для театральных постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант. Известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов.
Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.
Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.
Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.
Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.
Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А. С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта. Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.
Первое произведение Гоголя «Ганц Кюхельгартен» было опубликовано в 1828 под псевдонимом В. Алов, но успеха не имело. Литературную известность Николаю Васильевичу принесли сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 — 1832), «Арабески» и «Миргород» (1835). Вершина творчества писателя это сатирические пьесы «Ревизор» (1836) и роман-поэма «Мертвые души» (1842), ставшие манифестом критического направления в русской литературе. В последующих драматических и прозаических произведениях Гоголь вскрывал морально-психологический облик своих героев, их столкновение с жестокой действительностью и глубокий социальный антагонизм.
Над главным произведением своей жизни – поэмой «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь трудился на протяжении семнадцати лет, с октября 1835 по февраль 1852 года. Интересный и неординарный сюжет был предложен многообещающему молодому писателю Александром Сергеевичем Пушкиным и основан на реальных событиях. Во время пребывания в кишиневской ссылке Пушкина поразила удивительная история о том, что в течение ряда лет в одном из местечек на Днестре согласно официальным данным никто не умирал. Разгадка оказалась проста: под именами умерших скрывались беглые крестьяне.
История написания «Мертвых душ» интересна тем, что когда в 1831 году Пушкин рассказал этот анекдот Гоголю, он слегка его видоизменил. А уже в 1835 году получил от Николая Васильевича известие о том, что тот приступил к написанию длинного и сильно смешного романа по подаренному ему сюжету. В новом повествовании главным персонажем является предприимчивый деятель, скупающий у помещиков умерших крестьян, которые в ревизских сказках еще проходят живыми, и закладывающий их «души» в Опекунском совете для получения ссуды.
Начало работе над будущим гениальным романом было положено в Петербурге, но в основном история написания «Мертвых душ» развивалась за границей, куда Гоголь выехал летом 1836 года. Перед отъездом он прочитал несколько глав своему вдохновителю, который через несколько месяцев был смертельно ранен на дуэли. После такого трагического события Гоголь уже просто обязан был довести начатое дело до конца, тем самым отдавая дань уважения памяти погибшего поэта.
Швеция, Франция, Италия стали творческими мастерскими непревзойденного художника слова. Находясь в особенно любимом городе Риме, Гоголь взял за правило каждое утро вписывать по три страницы в свою рукопись. Периодически писатель приезжал в Москву и Петербург и знакомил публику с отрывками из своей поэмы.
В 1841 году шестилетний труд по написанию первого тома «Мертвых душ» был завершен. Но в Москве с прохождением цензуры возникли проблемы, и тогда рукопись с помощью известного критика Белинского была переправлена в Петербург.
В столице 9 марта 1842 года цензором А. Никитенко цензурное разрешение наконец было подписано, и свежеотпечатанные экземпляры книги «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (первоначальное название было изменено по требованию цензурного комитета), увидели свет 21 мая того же года.
Последнее десятилетие жизни писателя было посвящено написанию второго тома поэмы «Мертвые души», а в перспективе должна была быть и третья часть (как у Данте Алигьери в его поэме «Божественная комедия», включающей в себя три составные части).
В 1845 году Гоголь посчитал, что содержание второго тома недостаточно возвышенное и просветленное, и в эмоциональном порыве сжег рукопись. В 1852 году был закончен новый вариант тома поэмы, но его постигла та же участь: великое творение в ночь было брошено в огонь. Через несколько дней после этого случая, 21 февраля 1852 года, великого русского писателя не стало – он ушел в вечность вслед за своим творением. Но часть второго тома все же дошла до потомков благодаря сохранившимся после смерти Гоголя черновикам рукописи. Современник Николая Гоголя и большой его поклонник Федор Михайлович Достоевский считал, что гениальная книга «Мертвые души» должна стать настольной для каждого просвещенного человека.
В экспозиции книжного вернисажа представлено несколько редчайших изданий знаменитой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
1. Гоголь Н. В. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Т. 1. Москва, 1842
Первое прижизненное издание первого тома поэмы «Мертвые души», которым занимался сам Гоголь. 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором А. Никитенко, однако с большими изменениями в тексте «Повести о капитане Копейкине». Автору пришлось дважды корректировать содержание истории о капитане. Еще до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета.
Александр Васильевич Никитенко (1804–1877) — критик, редактор, цензор. В 1824 году Никитенко, происходивший из крестьян, получил вольную; он смог поступить в университет и сделать академическую карьеру. В 1833 году Никитенко начал работать цензором и к концу жизни дослужился до чина тайного советника. С 1839 по 1841 год был редактором журнала «Сын отечества», с 1847-го по 1848-й — журнала «Современник». Известность получили мемуары Никитенко, которые вышли уже посмертно.
2. Гоголь Н. В. Похождения Чичикова, или Мертвыя души. Т. 2. Москва, 1855 (второй том – первое отдельное посмертное издание).
Второй том «Мертвых душ» впервые появился в печати в 1855 году в составе вышедшего уже после смерти Н. В. Гоголя второго его собрания сочинений. Практически готовый второй том был уничтожен писателем незадолго до смерти, сохранились только отдельные главы в черновиках. Издателями поэмы были наследники Гоголя, во главе Н. П. Трушковским. Работу над вторым томом Гоголь начал, предположительно в 1840 году. В конце второго тома в издании 1855 года помещена «Авторская исповедь», в которой Н. В. Гоголь объясняет мотивы своего творчества и резоны издания произведения, вызвавшего у современников, особенно близких к Гоголю, наиболее противоречивые отклики и непонимание.
Николай Павлович Трушковский (1833-1862) – племянник поэта, сын Павла Осиповича Трушковского и сестры Гоголя Марьи Васильевны. О его воспитании думал и заботился сам Гоголь. Трушковский принимал деятельное участие в разборе и чтении оставшихся после поэта рукописей и в первом, посмертном, издании его сочинений.
3. Гоголь Н. В. Мертвые души: поэма: Т. 1-2. Москва. Ленинград, 1937
Academia — книжное издательство Петербургского философского общества при университете, существовавшее в 1921—1937 годах в РСФСР, затем СССР. Известно весьма качественными изданиями и иллюстрациями классической литературы. С издательством сотрудничали многие известные переводчики и художники.
4. Гоголь Н. В. Мертвые души: Поэма. Москва, 1989
Издание впервые сопровождается гравюрами А. А. Агина и Е. Е. Бернардского. Это самые полные иллюстрации гоголевской поэмы. Они были выполнены еще при жизни писателя, но более 150 лет жили отдельно от текста. Многие гравюры с 1892 года вообще не публиковались. О них высоко отзывались Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев. В оформлении форзацев использован эскиз титульного листа, выполненный Н. В. Гоголем (начало 1840-х гг.)
5. Авенариус В. П. Гоголь-студент: биографическая повесть. Санкт-Петербург, [1902?] (Ученические годы Гоголя: биографическая трилогия В. П. Авенариуса. 2)
Василий Петрович Авенариус (1839-1923) - русский писатель, тайный советник. С середины 1880-х годов Авенариус начал издавать повести из жизни писателей, учёных, художников, описывая в основном их детские, отроческие и юношеские годы. В экспозиции книжного вернисажа представлена вторая повесть из биографической трилогии «Ученические годы Гоголя»: Трилогия включает: «Гоголь-гимназист» (издан впервые в 1897); «Гоголь-студент» (издан впервые в 1898); «Школа жизни великого юмориста» (издан впервые в 1899). Все эти книги дополнены иллюстрациями из первых (дореволюционных) изданий. Книги Авенариуса проникнуты благонамеренными взглядами, они были рекомендованы для использования в царской школе. Ученым комитетом по учреждениям Императрицы Марии повесть рекомендована для фундаментальных и ученических библиотек средних учебных заведений.
На выставке представлено четвертое издание с 12 портретами и видами – фототипиями и автотипиями Ангерера и Гешля в Вене.