Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964) - график, живописец, художник декоративно-прикладного искусства, художник театра, искусствовед. Действительный член Академии художеств СССР (1962), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), Народный художник РСФСР (1959), Народный художник СССР (1963), почётный член Академии дизайна (Флоренция (1963)), член-корреспондент Немецкой академии искусств (1964).
Преподавал во Вторых свободных художественных мастерских (1918-19), ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН (1921-29; 1923-25 - ректор), Полиграфическом институте (1930-34), Архитектурном институте (1933-38), Институте изобразительного искусства (1934-38), Институте прикладного и декоративного искусства (1943-48).
Член общества художников «Четыре искусства» (1924-30, один из членов-учредителей), член-корреспондент Союза немецких художников книги (1928).
Среди произведений: иллюстрации и оформление книг (ксилография) «Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, издана 1963), «Книга Руфь» (1925, переиздание 2002), «Рассказы о животных» Л.Н. Толстого (1932), «Vita Nuovа»Данте Алигьери (1934), «Сонеты» У. Шекспира (1948), «Слово о полку Игореве» (1952), «Борис Годунов» (1956) и «Маленькие трагедии» (1961) А.С. Пушкина; станковые рисунки и гравюры (карандаш, ксилография, линогравюра), «Ф. М. Достоевский» (1929), «Пушкин - лицеист» (1934), серии «Двойные портреты» (1938-61) и «Самарканд» (1942-44), пейзаж «Пролетающие птицы» (1959); сграффито и росписи в Доме охраны материнства и младенчества (1933) и в Доме моделей (1935) в г. Москве (не сохранились), оформление павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), мозаика «1905 год» (1958). Оформил спектакли «Двенадцатая ночь» Шекспира (МХАТ 2-й, г. Москва, 1933), «Собака на сене» Лопе де Вега (Театр революции, г. Москва, 1936) и др.
Владимир Андреевич родился в Москве 15 марта 1886 года в семье, которая, как он сам говорил, дышала искусством. Его мать Ольга Владимировна Фаворская, урожденная Шервуд, была художницей; дед его Владимир Шервуд – архитектор, скульптор; брат матери Леонид Владимирович Шервуд – также скульптор. В доме всегда были художники.
Владимир Андреевич говорил, что в юношеские годы он решил, что будет художником, но совершенно непохожим на тех, кто к ним приходил. Он считал, что должен быть иным по своему внешнему и внутреннему облику. Но вся атмосфера искусства, которая окружала Фаворского, дала ему очень много.
Начал он рисовать в студии К. Ф. Юона. Затем уехал в Германию, в Мюнхен, учился у Холлоши, известного тогда преподавателя живописи и рисунка, в группе русских, среди которых были два самых близких его товарища – К. Н. Истомин и Н. Б. Розенфельд. По возвращении из Германии Фаворский поступил в Московский университет на только что созданное отделение истории искусств и археологии историко-филологического факультета.
Здесь, на родине, Владимир Андреевич начал свою художественную деятельность как скульптор.
В Первую мировую войну В. А. Фаворский был мобилизован в армию, попал на фронт, служил в артиллерии наблюдателем, под обстрелом делал зарисовки местности для точного ведения огня и получил тогда солдатский георгиевский крест.
В 1919 году Владимир Андреевич был призван в Красную Армию, но в 1920 году отозван в Москву, уволен в бессрочный отпуск и командирован в распоряжение Народного Комиссариата по просвещению. Педагогическую деятельность, начатую еще в 1918 году во Вторых свободных художественных мастерских в Москве, В. А. Фаворский продолжил во ВХУТЕМАСе.
Параллельно с этим он начал серьезно гравировать. Это объяснилось разными причинами: и его влечение к новому и неожиданному материалу, и тем, что в 20-х годах, когда с полиграфией было все очень плохо, гравюра как бы спасала книгу. Издателям удобно было заказывать гравюры, так как с цинкографией дела шли неважно.
Фаворского можно назвать настоящим Художником книги: он уделял внимание не только иллюстрации, но и оформлению книги в целом. Мастер должен передать стиль книги, а «это достигается только всей совокупностью элементов оформления: и шрифтом, и заставками, и иллюстрациями». Очень важно, чтобы иллюстрации соответствовали характеру иллюстрируемого материала: «оформить книгу, раскрыть средствами изобразительного искусства мир, созданный писателем, это не только ответить на сюжет, но и на стиль литературного произведения. На мой взгляд, эти два момента неразделимы».
Фаворский разрабатывал собственную теорию книжной иллюстрации: «меньше всего надо заботиться о выражении своей индивидуальности, она обязательно будет выражена, если художник найдет основное, если, поняв писателя, согласно его теме, определит его». Таким образом, у Художника книги две основные задачи: первая - интерпретация литературного произведения, создание образа, вторая - «создать вещь из книги при помощи форзаца, обложки, шмуцтитулов».
Первым опытом Фаворского в книжной иллюстрации стало оформление произведения Анатоля Франса «Суждение господина Жерома Куаньяра» (1918). Художник выполняет заставки-инициалы, в русской традиции такие заставки называются буквицами. Внутрь больших декоративных заглавных букв помещаются человеческие фигуры. Украшение книги инициалами - старинная традиция, идущая еще из раннего Средневековья. Фаворский придает этой традиции современное звучание.
В 1925 г. художник оформляет «Книгу Руфь» в переводе А. Эфроса. Он создает целый книжный организм - это и обложка, и авантитул, и титул, и фронтиспис, пять сюжетных гравюр, виньетки. Мастеру замечательно удается передать эпический характер произведения. Эта книга становится самостоятельным произведением искусства, известным далеко за пределами России.
Многие художники и сегодня считают, что эта работа остается совершенно недостижимым образцом выражения внутреннего духа, сюжетной линии, всего изобразительного строя поэтического произведения, так хорошо переведенного А. М. Эфросом. Торжественность, величественность и одновременно нежность гравюр волнует зрителя.
Прообразом Руфи, героини этой книги, как и для многих последующих изображений женщины-матери, была для Фаворского его жена, друг, товарищ по искусству – Мария Владимировна Фаворская- Дервиз, которая вместе с ним прошла по всей его творческой жизни.
С 1923 по 1925 годы Владимир Андреевич был ректором ВХУТЕМАСа. ВХУТЕМАС с его педагогической системой был очень интересным явлением, на Парижской выставке в 1925 году ВХУТЕМАС получил золотую медаль за систему преподавания. В двадцатых годах во ВХУТЕМАСе Владимир Андреевич впервые читал созданный им курс теории композиции. Затем в тридцатых годах тот же, но уже переработанный курс он читал в Ленинграде студентам художественного института.
Владимир Андреевич построил курс на анализе примеров из прошлого, разбирая и характеризуя каждый раз совершенно определенные изобразительные системы старых мастеров.
Часто можно слышать, что Фаворский создал свою художественную «школу». Да, это так. Но в школе Фаворского не было никаких канонов, застывших изобразительных правил. Владимир Андреевич научил своих учеников думать, композиционно видеть, понимать натуру, оценивать искусство как в общем его движении, так и в частных случаях проявления, профессионально относится к свойствам и качествам материала. Поэтому к школе Фаворского можно отнести очень разных художников с различными художественными темпераментами: М. И. Пикова, А. П. Ливанова, В. Н. Домогацкого, Г. А. Ечеистова. В школе В. А. Фаворского был С. В. Образцов, оператор С. П. Урусевский, А. М. Каневский, М. М. Аксельрод, скульптор А. Е. Зеленский.
Работал как художник книги Фаворский сотрудничал с издательствами «Федерация», Academia, «Гослитиздат», «Советский писатель», «Детгиз» и другими.
В 1932 г. Фаворский иллюстрирует «Рассказы о животных» Л. Н. Толстого. «Чтобы иллюстрировать это произведение, надо быть сугубым реалистом». Художник старается соответствовать реалистической манере писателя: «Рассказ в этой иллюстрации доведен до предела, но таким способом он становится особенно реальным». Самым ярким примером можно назвать иллюстрацию к рассказу «Акула».
В 1933 году В. А. Фаворский исполняет гравюры к «Новой жизни» Данте. Их всего шесть, из них только три – страничные иллюстрации к сонетам и канцонам. Тем не менее, само их расположение в книге, ее структура, еще более четкая благодаря иллюстрациям, помогают постигнуть ее глубокий смысл. На выставке представлено второе издание этой книги, вышедшее в 1965 году в издательстве «Художественная литература».
В 1939 г. Фаворский иллюстрирует калмыцкий эпос «Джангар» (в переводе С. Липкина). Для работы над этой книгой художник совершает путешествие по Калмыкии и в своих иллюстрациях использует сделанные тогда наброски, в первую очередь портретные. Фаворский выполняет фронтисписы (заставки) к каждой из 12 песен эпоса, «черные» иллюстрации на полную страницу, орнаментальные линейки, буквицы. По мнению мастера, образы народного эпоса наиболее подходят для воплощения их в технике гравюры. В «Джангаре» Фаворский сочетает реалистичные моменты (портретные черты персонажей) со сказочностью, фантастичностью, свойственными подобным произведениям.
В 1940 г. Фаворский выполняет иллюстрации к «Гамлету» Шекспира (в переводе Б. Пастернака). В 1947 г. он снова обращается к Шекспиру и оформляет сборник его сонетов. «Сонеты» — удивительно изящная книга, ее оформление полностью соответствует духу шекспировской поэзии. В 1949 г. выходит сборник стихотворений шотландского поэта Роберта Бернса, иллюстрированный Фаворским. Здесь стиль оформления сильно отличается от стиля шекспировских сонетов. Художник прекрасно передает различные настроения стихотворений Бернса — от шотландских идиллий до героического пафоса. Концовки часто выполняются в виде маленьких натюрмортов - это или цветы, или шотландский чертополох, или листы бумаги и перо - оружие поэта.
Пожалуй, самые известные работы Фаворского — иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1950), «Борису Годунову» (1954) и «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина, за что в 1962 г. он был удостоен Ленинской премии.
В иллюстрациях Фаворского заметно тяготение к исторической тематике, к образам эпического характера. Однако у художника нет стремления по-музейному реконструировать события давно ушедшей эпохи, в его «прочтении» литературного произведения всегда чувствуется взгляд нашего современника. Так, по-новому было раскрыто Фаворским «Слово о полку Игореве», к иллюстрированию которого он обращался несколько раз.
Он дважды работал с текстом памятника: для изданий 1938 и 1952 года. Гравюры 1952 года для книги Детгиза переиздавались множество раз и стали эталоном иллюстраций, адресованных читателю-школьнику. Фаворский вырезал их на деревянных досках, с которых изображение переносилось на бумагу по ширине целого разворота, что позволило объединить древнерусский текст и публикуемый на соседней странице перевод в единое целое. Этот прием используется художниками и по сей день.
Для цикла Фаворского характерны тщательная прорисовка деталей, реалистичное изображение оружия, доспехов и одежды XII века. Художнику было важно, с одной стороны, сформировать у юного читателя достоверное представление об эпохе, с другой — заинтересовать произведением, и для этого иллюстратор использовал детали, «позаимствованные» из оформления сказок: привлекающие внимание ребенка фигуры птиц и животных. Фаворский писал, что в литературном памятнике «вся природа живет» и «не равнодушна к человеку, а либо любит его, либо враждебна, как поле, южные степи, «земля незнаемая». Это же ощущение он передал в иллюстрациях.
Другой значительной работой художника на историческую тему является цикл иллюстраций к трагедии Пушкина «Борис Годунов». Здесь мастерски выражено чувство эпохи, самый дух «смутного времени», ощущение трагического пафоса запечатленных событий.
«В иллюстрациях мне нужно было рассказать о Борисе Годунове, а также о Лжедмитрии. У меня были взяты разные форматы иллюстраций: иллюстрации на всю страницу — страничные, большие развороты из двух страничных иллюстраций и малые развороты из двух иллюстраций, занимающих только часть страницы...» - писал о своей работе В. А. Фаворский.
В гравюрах, вопреки привычной для мастера манере, есть множество деталей, подробностей, помогающих точно воссоздать внешнюю обстановку событий, но это не приводит к дробности композиций, к бытовизму.
Целый раздел в творчестве Фаворского составляют его иллюстрации к книгам для детей («Детская хрестоматия», «Рассказы о животных» Л. Толстого, «Семь чудес» С. Маршака, «Наша древняя столица» Н. Кончаловской). Можно заметить, что художника привлекают книги, дающие детям элементы первых научных знаний об окружающем мире природы, современной жизни и истории нашей Родины.
Большинство его произведений представлены на выставке.