ул. Пушкинская, 175А

«Социологизм» Эмиля Дюркгейма» (к 165-летию со дня рождения)

15 апреля 2023 - 10 мая 2023
Универсальный читальный зал (3 этаж)

Универсальный читальный зал в рамках цикла книжных выставок «Наука в фокусе: избранные имена» подготовил выставку к 165-летию Эмиля Дюркгейма - французского социолога, философа, основоположника социологии как науки, основателя французской социологической школы.

На выставке представлены монографии ученого: «Социология», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни», а также книги биографического содержания: Осипова Е. В. «Социология Эмиля Дюркгейма», Гофман А. Б. «Эмиль Дюркгейм в России», «7 лекций по истории социологии», периодическая печать.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог, философ, основоположник социологии как науки, первый профессор социологии первого во Франции социологического факультета.

Ученый оставил после себя литературное наследие, уникальную социологическую теорию, а также крупную социологическую школу. Основанная Эмилем Дюркгеймом школа, которая группировалась, главным образом, вокруг созданного и выпускаемого им же журнала «Социологический ежегодник», очень успешно развивала и распространяла учение Дюркгейма даже в Первую и Вторую мировые войны. Все ученики Дюркгейма (Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие) создавали каждый своё направление в социологической науке, основываясь на теориях своего учителя.

Дюркгейм видел социологию полноценной наукой. Он переработал позитивистский подход Огюста Конта и предложил свою методологическую систему. Целью социологии он видел изучение структурных социальных фактов. Ученый был предшественником структурного функционализма в социологии и в антропологии.

Наиболее известные его работы: «Элементы социологии», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни», «Социология и философия» и другие.

Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года во Франции в г. Эпинале в семье раввина. В 1879 году он поступил в Высшую Нормальную школу в Париже. Среди студентов Эмиль выделялся серьезностью в высказываниях, уважением, любовью к теоретическим спорам. После окончания учебы Дюркгейм преподавал в лицеях философию, далее в 1887 году был назначен преподавателем на филологическом факультете в г. Бордо, а через несколько лет возглавил кафедру «социальной науки», фактически первую кафедру социологии во Франции. В 1902 году Дюркгейм, получил должность преподавателя педагогики в Сорбонне. В 1906 году он стал полным профессором.

Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма. Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество. Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.

Первая крупная работа ученого, которая вышла в печать в 1893 году «О разделении общественного труда». В ней он описывает огромную роль в разделении труда, что приводит к улучшению профессиональных навыков рабочих. Благодаря этому общество развивается в материальном и интеллектуальном плане, и это способствует развитию цивилизации. По мнению Дюркгейма, цивилизация играет как положительную роль в обществе, так и негативную. Наравне с тем, что развивается наука, искусство и промышленность, так же развивается преступность и самоубийства. Именно это и есть отрицательная ее черта. Так же Дюркгейм называет цивилизацию безнравственной. У элементов, из которых состоит цивилизация, отсутствует моральный характер.

«Непрерывное распределение общественных работ составляет главным образом общественную солидарность и причиной возрастающей сложности и объема социального организма». Если бы эта гипотеза была доказана, то разделение труда играло бы роль куда более важную, чем та, которую ему обыкновенно приписывают. Разделение труда служило бы не только для того, чтобы давать обществу желаемые и зачастую не нужные блага, но и регулировало бы их существование.

В 1895 году ученый опубликовал свой главный методологический труд «Правила социологического метода». В этой работе он предпринял попытку разработки научной методологии социологического исследования. Предметом социологии, по его мнению, являются социальные факты. Человек с самого рождения испытывает на себе социальное принуждение, находясь в окружении социальных фактов в виде законов, обычаев, норм, правил поведения, религии, языка, обрядов, существующих независимо от него. Именно они регулируют его поведение в обществе.

Свою методологию социологического исследования Эмиль Дюркгейм активно использовал в изучении социального феномена самоубийства. В 1897 году вышло в печать исследование ученого «Самоубийство: социологический этюд». Он провел большое исследование по теме самоубийств, и пришел к выводу, что основная причина – социальные факторы, а не психологические. Человек, решившись свести счеты с жизнью, отказывается от социальных связей, отвергая жизнь с ее ценностями и нормами.

Он выделил три типа суицидов:

  • эгоистический (нежелание терпеть определенные социальные условия: семейные проблемы, карьера, любовь и т.д.);

  • альтруистский (человек убежден, что приносит себя в жертву ради чего-то или кого-то);

  • аномический (глобальный протест против социальных порядков).

Эмиль Дюркгейм выяснил, что летом самоубийств происходит больше, чем зимой, в городах – чаще, чем в сельской местности. Конечно, его труд вызвал неоднозначную оценку ученых, но то, что эта книга актуальна и служит методологической основой для подобных исследований – это факт!

Свой последний труд ученый опубликовал в 1912 году – «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии». Религии существуют в любом обществе и являются ключевым продуктом его развития. Дюркгейм изучал различные религии и доказал в своей работе, что они выполняют важную социальную функцию – обеспечивают сплоченность в обществе, формируют общие ценности и идеалы, поэтому, в любом обществе религия необходима. Но сам он склонялся к мысли, что религия должна быть не божественной, а социальной.

Отдельной биографии ученого нет, но интересные сведения есть в книгах: Осиповой Елены Владимировны, социолога, доктора социологических наук «Социология Эмиля Дюркгейма» и Александра Гофмана, социолога, профессора социологии «Эмиль Дюркгейм в России», «7 лекций по истории социологии», а также в учебниках по истории социологии и многочисленных журнальных и электронных изданиях.

«Социология Эмиля Дюркгейма» Осиповой Е. В. – попытка исследовать идейно-теоретическое наследие французского социолога конца XIX- начала XX в. Эмиля Дюркгейма – одного из основоположников социологической науки, признанного классика социологической мысли. Автор анализирует как общесоциологическую концепцию Дюркгейма, так и ее применение к анализу таких социальных явлений как разделение труда, религия, мораль, самоубийство и других.

Профессор социологии Александр Гофман в своем исследовании о жизни и деятельности выдающегося ученого «Эмиль Дюркгейм в России» пишет о восприятии идей социолога в России. В своей книге он пытается ответить на ряд вопросов: как воспринимались и оценивались дюркгеймовские идеи в России? Как они соотносились с традициями и тенденциями российской мысли? В чем особенность восприятия Дюркгейма в России по сравнению с восприятием других классиков, в частности Карла Маркса?

Первая мировая война трагически отразилась на судьбе ученого. Погибли многие его студенты, а в декабре 1915 года погиб его сын Андре. Дюркгейм не оправился от потери, был эмоционально подавлен и скончался в 1917 году от инсульта. Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.

Говоря о значении социологического творчества французского ученого, можно сказать, что он оставил после себя цельную и стройную социологическую систему, которая не потеряла актуальности и в наши дни. Эмиль Дюркгейм прославился не только как ученый, но и преподаватель. Многие его студенты стали выдающимися учёными XX века. В частности, его учениками и последователями являются Марсель Мосс, Мишель Фуко, Жан Пиаже, Толкотт Парсонс и Клод Леви-Стросс.

Значение творчества Дюркгейма для последующего развития социологии и влияние на нее определялись не только его работами, но и мощной школой исследователей, которая осталась после него и просуществовала без малого три десятилетия. Идеи учителя и учеников — и по сей день в активе социологической науки.


Поделиться:
Подбор литературы