ул. Пушкинская, 175А

Узоры русских росписей

20 мая 2022 - 9 июня 2022
Выставочная зона (1 этаж)

С незапамятных времен в России важное место занимают народные промыслы, в которых отображается всё многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа. Испокон веку славилась русская земля своими мастерами – одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство. Не только в каждом доме у нас в стране, но и за рубежом хорошо знают изделия русских мастеров – палехские шкатулки, гжельские чайники, хохломские ложки, богородские игрушки, жостовские подносы и федоскинские лаки.

Говоря об особенностях русской культуры, многие вспоминают произведения известных писателей и мыслителей, иконы с потрясающими по силе образами, деревянное зодчество или народные сказки и былины. Но мало кто обратит внимание на такую важную составляющую наших традиций, как лубок. Нужно отметить, что практически в каждой культуре, так или иначе, присутствовал свой лубок. История контурных гравюр (предшественников лубка) достаточно давняя. Исследователи считают, что лубок в России появился под влиянием бумажных икон, которые массово продавались на ярмарках и в монастырях. Первые религиозные лубки печатали в начале XVII века в Киево - Печерской лавре. Со временем к духовным сюжетам добавились простые и понятные сценки из мирской жизни, такие картинки охотно раскупали. Лубочные картинки выполнялись с использованием резных деревянных клише, с помощью которых делали оттиски на листах недорогой бумаги. Со временем контурные рисунки этих гравюр стали частично раскрашивать яркими красками, что делало их более выразительными и привлекательными.

Свое название эти картинки получили, по всей вероятности, по названию тонкого слоя древесины — луба, который отделяли с внутренней стороны коры липы при ошкуривании этого дерева (из него также плели лапти).

Уже в начале XVIII века лубок вышел из моды в среде знати, но не у остального населения. Высшее общество и художники считали этот жанр низкопробным искусством, хотя тиражи лубков исчислялись тысячами. В XIX веке лубок полюбили крестьяне: картинки украшали стены практически каждой деревенской избы. Отношение к лубку у знати изменилось только в конце XIX века с появлением нового направления в искусстве. Пришедший из Европы модерн декларировал обращение к традициям и “доброй старине” в поисках новых образов и красок. Например, искусством лубка вдохновлялись многие известные русские художники, в их числе Иван Билибин, Казимир Малевич и Василий Кандинский, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов.

На рубеже веков лубком стали интересоваться не только художники - авангардисты, но писатели и историки. Одним из них был этнограф, фольклорист Евгений Платонович Иванов. Всю свою творческую деятельность он посвятил исследованию народного искусства во всех его проявлениях. В 1937 году вышел в свет его альбом «Русский лубок», который представлен на выставке. В издании собраны лучшие образцы лубочных картинок XIX, скрытых до этого в музейных и частных собраниях. Издание наполнено огромным количеством иллюстраций, цветных и черно-белых, в тексте и на отдельных листах, в том числе большого формата на складных листах, и является прекрасным проводником в ушедшее прошлое нашей страны.

Достаточно полное представление об основных сюжетах, художественном своеобразии и эволюции лубка дает экспонируемое на выставке издание Бахтина В. и Молдавского Д. «Русский лубок 17-19 вв.» (1952). В альбоме воспроизводятся наиболее популярные лубки на сатирические, исторические, бытовые, песенные и сказочные темы.

Искусство русской лаковой миниатюрной живописи

Искусство русской лаковой миниатюрной живописи - уникальный вид народного декоративно - прикладного творчества, тесно связанный с национальной традицией. Родиной художественных лаков считаются Китай и Япония. Начиная с XVI века лаки стали проникать в страны Западной Европы. Возникло несколько лакирных производств, конкурирующих на европейском рынке. Постоянный спрос на лаковые изделия, а также накопленный опыт и художественные навыки по их изготовлению создали благоприятные условия для организации первых русских лакирных предприятий. В Москве и Петербурге, а также в их губерниях из папье – маше (бумажной массы, смешанной с клеем, мелом, гипсом) выделывались в большом количестве лакированные табакерки, подносы, стаканчики, шкатулки. Лаковая миниатюра вводит зрителя в мир образов, рожденных фантазией художника. Эту живопись отличает изящество форм, мастерство тонкой кисти, изысканные цветовые решения, поэтичность образов.

Российский рынок лаковой миниатюры делят между собой четыре центра: подмосковное село Федоскино, село Мстёра во Владимирской области и два центра в Ивановской области — Палех и Холуй.

Родиной лаковой миниатюры считается Федоскино, хоть промысел впервые появился в 1795 году в ближней к Федоскино деревне Данилково в виде небольшой мануфактуры Петра Коробова по изготовлению… лаковых козырьков для киверов русских солдат. В трех остальных современных лаковых центрах — Палехе, Мстере и Холуе — исторически процветало иконописное искусство, через эти села пролегал знаменитый «иконный путь»: в год телеги, повозки и подводы увозили отсюда до 1,5–2 млн. икон. После 1917 года оставшиеся без работы палешане искали, как и куда применить свое искусство, и, последовав примеру федоскинцев, чьи работы были отмечены дипломом I степени на Всесоюзной выставке, будущей ВДНХ, в Москве, тоже занялись лаковой миниатюрой.

Чуть позже освоили лаковое мастерство в Мстёра и Холуе. Сначала там образовались трудовые артели, а затем фабрики миниатюрной живописи, где бывшие иконописцы приспосабливали технику и приемы иконописи к новому формату. Все четыре предприятия по производству лаковой миниатюры относились к правлению Художественного фонда СССР. Около 250,0 тыс. изделий лаковой миниатюры в год — таков был объем лакового промысла во времена СССР.

На выставке представлены книги о палехской лаковой миниатюре и её учредителях (И. И. Голикове, И. М. Баканове, А. В. Котухине, В. В. Котухине, И. В. Маркичеве, И. И.Зубкове и других), которые явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем   виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше.

Писатель Ефим Вихрев, прекрасно знавший мировое искусство, подсказал палешанам метод лаковой миниатюры и показал образцы. В 1925 году Вихрев переехал в Москву и уже в столичных изданиях пропагандировал искусство лаковой миниатюры. Известность Вихреву принесла книга «Палех», вышедшая в свет в 1930 году в издательстве «Недра». Она состояла из очерков, объединенных темой Палеха, рассказывающей о жизни и судьбах бывших «богомазов», ставших при Советской власти подлинно народными художниками.

В 1934 году в издательстве « Московское товарищество писателей» тиражом в 5200 экземпляров вышла книга «Палешане. Записки палехских художников об их жизни и творчестве, написанные ими самими». В нее вошли семнадцать автобиографических очерков, дающих возможность увидеть подлинные лица художников, иллюстрированные ими самими.

Несомненный интерес представляет труд Анатолия Васильевича Бакушинского «Искусство Палеха» (1932). «Искусство Палеха»— это первый опыт научного исследования судьбы древнерусской художественной традиции от конца XVII века до 30-х годов ХХ века. Впервые в музейной практике России под руководством Анатолия Васильевича Бакушинского были проведены самостоятельные выставки рисунка сначала в Цветковской, а потом и в Третьяковской галерее. Бакушинский разработал методику подготовки экскурсоводов и принципы эстетического воспитания. Он вёл огромную работу по восстановлению народных промыслов (Палех, Мстёра, Холуй, хохломская и городецкая росписи, дымковская игрушка).

Иллюстрированный каталог «Русские художественные лаки» (1933) рассказывает об одноименной выставке, проходившей в 1933 году в Москве в выставочном зале "Всекохудожника". На выставке экспонировалось 396 работ 79 мастеров художественных артелей Палеха, Мстеры, Федоскино, Загорска, Жостово. Помимо каталога, в издание вошли 2 очерка о лаковом художественном промысле в России.

Книга Солонина П. «Здравствуй, Палех!» (1974)знакомит с художниками Палеха и их творчеством. Автор книги родом из Палеха, ивановский журналист, жил долго с мастерами лаковой живописи и накопил много наблюдений, которыми делится с читателями в книге.

Книга Некрасова М. «Палехская миниатюра» (1978) родилась как итог долголетней исследовательской и художественно-критической работы авторы в Палехе, охватывающей творческую практику палешан нескольких поколений на протяжении двадцати лет.

Книга-альбом А. Лиханова «Сын России» (1982) посвящена Юрию Алексеевичу Гагарину. Для этого издания художники-палешане Калерия Кукулиева, Борис Кукулиев, Олег Ан создали 28 пластин в традиционной технике палехского искусства.

- Яковлев К. Путешествие в Палех (1970). Издание позволит каждому заочно увидеть Палех, узнать его прошлое и настоящее, пройти по улицам, богатейшим музеям и мастерским, встретиться с интересными художниками;

- Зиновьев Н. М. «Искусство Палеха» (1975).

Книга одного из старейших выдающихся мастеров палехского искусства, народного художника РСФСР Николая Михайловича Зиновьева в форме 12 бесед рассказывает о быте старого дореволюционного Палеха и его мастерах, о приемах и технике древней русской иконописи, развитии советского палехского искусства. В приложении приводятся сведения и принципах и технике реставрационных работ;

Палехские художники проявляли своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, театральной декорации, книжной иллюстрации. В экспозиции представлены художественные произведения, иллюстрированные в палехской технике: «Слово о полку Игореве» (худ. Р. Белоусов), Островский Н. А. «Снегурочка» (худ. Р. Белоусов), Пушкин А. С. « Сказка о Золотом Петушке» (издательство «Академия» 1937 г., худ. И. Вакуров), Некрасов Н. «Кому на Руси жить хорошо» (худ. Бокарев К.), Старостин В. «Илья Муромец» (худ. Шемаров М.), Старостин В. «Русь богатырская» (худ. Шемаров М.), «Былины – старины» (1938, худ. Мануйлова Г.).

Следующий раздел выставки посвящен самому молодому из русских лаковых промыслов - хо́луйской миниатюре. Художественный промысел рождён мастерами — иконописцами пос. Холуй Ивановской области. C начала ХVII века Холуй славился как центр производства икон. Слободские умельцы занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовляя и недорогие иконы для окрестных жителей. В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос. В настоящее время наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета. Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи. Все изделия выполняются исключительно вручную. В декорировании изделий используются художественные и орнаментальные композиции. В росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии.  Способы декорирования на основе сусального и творёного золота, используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком.

На выставке представлены следующие издания, рассказывающие об этом промысле:

- Искусство Холуя (1980)

Первое издание, без исторических «исправлений». Освещена история развития холуйского промысла от иконописи, начиная с середины XVII века до лаковой миниатюры ХХ века; рассказано о своеобразном художественном языке Холуя, отличающем его от Палеха, Мстеры, Федоскино, о мастерах, артелях, художественных школах, творческих приемах. Наряду со статьями искусствоведов, историков, краеведов о лаковой миниатюре, об истории этого центра и традициях рассказывают сами мастера, те, кто сам вершит сказку на шкатулках, ларцах или брошах. В приложении к изданию 19 полностраничных иллюстраций классических авторских работ.

Федо́скинская лаковая миниатюра

Один из видов традиционной русской лаковой миниатюрной живописи, сложившийся в селе Федоскино Ивановской области. Этот промысел сложился в конце XVIII в. Искусство возникло из-за популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона (из папье-маше). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами. Производство организовал купец Коробов. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, изделия того времени так и называют — «лукутинские». Некоторые из мастеров, работавших на фабрике, имели художественное образование, многие из них были выходцами из иконописных мастерских. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, «как живые», в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется «воздух». В отличии от других школ лаковой  живописи, здесь используются масляные краски, а не темпера. Перед началом работы наносится грунт. Работа выполняется масляными красками в три-четыре слоя. Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, а так же зачастую делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.

На выставке экспонируются следующие издания, рассказывающие о федоскинской лаковой миниатюре:

- Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино (1987)

Повествует о творчестве талантливых мастеров русской лаковой миниатюры с конца XVIII в.; раскрывается система выразительных средств федоскинских портретов, особенности пейзажа и жанра; рассмотрено декоративно-орнаментальное оформление лаковых предметов; рассказано о работах молодых мастеров промысла;

- Яловенко Г. В. Федоскино (1959)

Книга знакомит с историей Федоскино, где на рубеже XVIII и XIX веков впервые в России возникло и сформировалось искусство создания миниатюрных лаковых изделий с росписью, с промыслом, его мастерами и их работами, а также помогает разобраться в своеобразии и ценности искусства миниатюрной федоскинской живописи;

- Чижов М. Среди миниатюристов (1982)

Автор книги, Михаил Степанович Чижов, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Свою жизнь посвятил любимому делу, искусству лаковой миниатюры. Его книга - о федоскинских мастерах, об истории промысла и личном опыте художника;

Мстёрская лаковая миниатюра

В XVIII веке Мстёра была одним из центров русской иконописи. К середине XVIII века появились так называемые «мелочные письма» – иконы с миниатюрными сценами и множеством деталей. О широкой известности мстёрских мастеров свидетельствуют коллекции икон Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. В начале ХХ века в связи с широким развитием производства печатных икон, иконописный промысел в Мстёре, как и в других живописных центрах, резко пошел на спад. Остро встал вопрос о необходимости поиска новых форм выражения древней живописной традиции, веками сохранявшейся в искусстве многих поколений мстёрских мастеров.  В начале XX в. были заложены принципы нового вида декоративно-художественного искусства – лаковой миниатюры Мстёры. Шкатулки и ларцы из папье-маше украшены разнообразными живописными сюжетами, которые выполнены темперными красками, изготовленными, как и в иконописи, старинным способом на яичной эмульсии. Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок с помощью «припороха» переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится «роскрышь» – нанесение композиции. После этого начинается детальная длительная «роспись». За ними следуют «плави» – приведение цвета к единству. Заканчивает письмо «бликовка» белилами либо творёным золотом. Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется. В тематике преобладают русские сказки, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники.

На выставке представлено издание, рассказывающее об этом знаменитом народном промысле:

- Дмитриев Н. Г. Мстёра Рукотворная: рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах (1986)

Автор книги - художник-миниатюрист, много лет проработавший в мстёрском художественном промысле. В книге рассказывается о процессе становления мстёрской лаковой живописи на папье-маше, об источниках и развитии этого вида искусства. В книге содержатся описания характерных приемов местного письма, раскрываются последовательно все этапы работы над миниатюрой, характеризуется учебный процесс подготовки будущего мастера.

Игрушечный промысел

Русская игрушка — продукт стихийно зародившегося народного творчества. Жители России на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая была оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка), дерева (Богородская Мазыкская), соломы и бересты.

Посетители выставки смогут познакомиться с изданиями о русских народных игрушках:

- Боруцкий В. И. Игрушка и художественные изделия (1926)

Существует предание, что начало игрушечному делу в бывшем Сергиевом Посаде было положено глухонемым резчиком по прозванию «Татыга», который, вырезав из липы куклу, продал ее мелкому лавочнику Ерофееву; последний выставил ее в своей лавке, и она скоро была продана; тогда Ерофеев дал заказ Татыге на куклы, а тот принял заказ, взял для выучки мастеров и этим положил начало игрушечному промыслу, как массовому производству. Это событие относят к 1750 году. Сначала игрушки были деревянные; позднее в Сергиеве стали изготовлять лепные игрушки из папье-маше, а после из жести.

В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек, руководителем которой был Владимир Иванович Боруцкий В. И., автор книги «Игрушка и художественные изделия».

В книге раскрыта история игрушечного промысла и его технология (лепные игрушки, игрушки мягкие, игрушки из дерева, игрушки из фарфора и глины, металлические игрушки);

- Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка (1986)

Книга посвящена русской расписной каргапольской глиняной игрушке. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, который был в старину одним из центров старообрядчества и жители этого города издавна занимались гончарным делом и делали традиционную игрушку.

Автор не только рассказывает в книге о ведущих мастерах промысла, но и приводит новые сведения о ранее неизвестных или мало известных игрушечниках, раскрывает содержание сюжетов и образов народной скульптуры, показывает их связь с жизнью северных крестьян. Книга содержит около 160 иллюстраций;

 - Богуславская И. Я. Дымковская игрушка (1988)

Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России. В те времена в год изготовлялось более 100,0 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу. Над их созданием работали 59 семей из Дымково.

Монография Богуславской И. Я. - первая фундаментальная работа о дымковской игрушке. Большое место в книге отводится творчеству фамильных династий дымковских мастериц. Книга содержит обширный иллюстративный материал из фондов крупнейших музеев страны, а также библиографию и биографический указатель;

- Перминова Н. И. Дымковская расписная (1979)

Сувенирное издание карманного формата. В легкой доступной форме изложена история дымковского промысла, его сегодняшний день, этапы создания игрушки. Книга содержит фотопортреты мастериц, фотографии игрушек различных мастериц из музейных собраний;

- Розова Л. Богородская игрушка и скульптура (1970)

Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными.

В альбоме Розовой Л. «Богородская игрушка и скульптура» представлены фотоизображения богородских игрушек и дано их описание;

Резьба по кости

Резьба по кости — это один из древнейших видов искусства, известных человеку. Еще первобытные люди заметили, что кость является прекрасным материалом для изготовления бытовых предметов, элементов оружия, украшений. Искусство резьбы по кости не теряет своей популярности и сегодня. При этом в разных регионах резным изделиям присущи свои особенные черты. Многим известны тобольские, холмогорские, хотьковские изделия из резной кости

На выставке можно познакомиться с изданиями:

- Рехачев М. Холмогорская резьба по кости (1949)

Это исторический очерк о холмогорской резьбе по кости, развитии промысла и об особенностях техники резьбы. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера;

- Свионтковская-Воронова Л. И. Резная кость из собрания П. И. Щукина (1923)

Лидия Ивановна Свионтковская-Воронова (1887-1972) — искусствовед, специалист в области декоративно-прикладного и народного искусства (резьбе по кости, ткачеству, вышивке, кружевоплетению, народному искусству башкир и крымских татар), музейный работник, коллекционер.

В своей работе она дает описание коллекции предметов резной кости из собрания П. И. Щукина. Музейные собрания бытовой кости главным образом состоят из предметов архангельской работы, относящихся к XVIII и XIX векам. Собрание Российского исторического музея включает в себя около тысячи предметов и значительную его часть составляет коллекция, принадлежавшая раньше известному московскому коллекционеру П. И. Щукину. Коллекция носит печать индивидуального вкуса владельца. Наряду с предметами первоклассными, большой художественной ценности, есть вещи ремесленной рыночной работы. В целом коллекция дает возможность достаточно подробно ознакомиться с жизнью костяного производства в XVIII—XIX веках и позволяет выяснить своеобразный характер этого искусства, типы техники, типы предметов, излюбленные сюжеты, установить основные черты господствовавшего в костяном деле вкуса.

Издание отпечатано в количестве 150 нумерованных экземпляров, из которых первые 25 экземпляров в продажу не поступали. Является большой библиографической редкостью.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы - Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В. И. Албычеву. Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому). Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

На выставке экспонируются издания, посвященные жостовскому промыслу:

- Романова И. Искусство Жостова. Современные мастера (1987)

Альбом посвящен искусству Жостова - одного из прославленных русских народных, художественных промыслов. Состоит из красочных цветных иллюстраций. Воспроизведены лучшие произведения жостовских мастеров. Во вступительной статье рассказано о художественных особенностях искусства жостовской росписи, об истории развития промысла и его ведущих мастерах;

- Богуславская И. Я., Графов Б. В. Искусство Жостова (1979)

В альбоме воспроизведены лучшие произведения жостовских мастеров, рассказано о художественных особенностях искусства жостовской росписи;

- Коромыслов Б. И. Жостовская роспись (1962)

Книга знакомит читателя с историей одного из традиционных народных промыслов - искусством росписи на подносах в селе Жостово Московской области.
Возникнув в первой четверти XIX века как вариант федоскинской (лукутинской) лаковой живописи на изделиях из папье-маше, это искусство в середине века приобретает самобытные черты.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома, которое было расположено на территории Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями.

Хохломские мастера стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.  Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия  серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

На выставке представлен фотоальбом Вишневской В. «Хохлома» (1980), посвященный хохломской росписи по дереву. В издании отражено разнообразие сюжетов и узоров, приемы, принципы и манера письма мастеров разных деревень, районов «Хохломской волости».

Всего на выставке экспонируется более 70 изданий.


Поделиться:
Подбор литературы