ул. Пушкинская, 175А

«Там у подножия Кавказских гор…»: к 100-летию со дня образования Республики Северная Осетия — Алания

5 июля 2024 - 4 августа 2024
Отдел краеведения (2 этаж)

7 июля 2024 года исполняется 100 лет со дня образования Республики Северная Осетия — Алания. Соответствующий Указ подписан Президентом России (от 20 мая 2019 года, № 227).
К юбилею Республики Северная Осетия — Алания отдел краеведения Донской государственной публичной библиотеки подготовил выставку, посвящённую истории осетинского народа, его культуре, фольклору, этнографии и археологии.

7 июля 1924 года была образована Северо-Осетинская автономная область, 9 ноября 1993 года Верховный Совет Северо-Осетинской АССР принял закон о переименовании Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики в Республику Северная Осетия. В 1995 году название республики изменилось на Республику Северная Осетия — Алания со столицей во Владикавказе. Сегодня Северная Осетия — субъект Российской Федерации. Входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического района. Государственные языки: осетинский и русский.
Северная Осетия — край, где царит дух свободы, где вершины до небес чередуются с живописными ущельями, где с объятиями встречают гостей. Архитекторы, художники, писатели и поэты посвящают Осетии свои произведения.

Республика Северная Осетия — Алания граничит: на западе — с Кабардино-Балкарией, на севере — Ставропольским краем, на востоке — с Ингушетией и Чеченской Республикой, на юге — с Грузией и частично признанной Южной Осетией.
Расположена на северном склоне Большого Кавказа и на примыкающих к нему равнинах. Протяженность территории с севера на юг 120 километров, с запада на восток — 125 километров. Из общей территории 8000 квадратных километров занимают низменности и равнины, доля нагорной полосы составляет немного меньше половины. На севере — Ставропольская равнина, южнее — Терский и Сунженский хребты, в центральной части — Осетинская наклонная равнина. На юге — Главный, или Водораздельный хребет Большого Кавказа. Высшая точка — гора Казбек 5033 м. В горной части республики, севернее Главного хребта параллельно проходят четыре больших хребта: Боковой, Скалистый, Пастбищный и Лесистый. Хребты разрезаны ущельями, главными из которых являются — Дарьяльское, Кармадонское (Геналдонское), Куртатинское и другие.
Отдельного упоминания достойны ледники, занимающие более 200 квадратных километров. К числу наиболее значительных ледников относятся Караугомский ледник, Майли и Цейский. Ледники служат домом для птиц, зверей, некоторых растений — мхов, лишайников. Особенно привлекательны ледники для опытных альпинистов, путешественников, фотографов.
Республика Северная Осетия — Алания располагает значительными ресурсами поверхностных и подземных вод. Главным источником сельскохозяйственного водоснабжения является хорошо развитая речная сеть бассейна реки Терек, который берёт своё начало за пределами республики, в ледниках горы Зилга-xox на высоте 2713 м и имеет длину примерно 600 км (в том числе на территории Северной Осетии — 110 км). Терек богат притоками, из которых наиболее крупные — Урух, Ардон, Камбилеевка, Гизельдон и др. Терек, Урух, истоки Ардона берут своё начало в горах и имеют ледниковое питание. Эти реки относятся к горной группе. К предгорным рекам относятся Камбилеевка и Сунжа, имеющие смешанное питание: грунтовое, дождевое и снеговое.
Среди полезных ископаемых Северной Осетии: полиметаллические руды, содержащие цинк, свинец, медь, серебро, доломиты, источники минеральных вод. Разведаны запасы золота и нефти.
Геологическим памятником природы является Тамикское месторождение минеральных вод с содержанием сульфата кальция (гидрогеологического типа федерального ранга) — пять источников в долине реки Ардон у города Алагира.
Кармадонское месторождение минеральных вод (гидрогеологического типа федерального ранга) — это 17 крупных источников с хлоридно-натриевой, сильно газированной, с присутствием мышьяка, бора, железа водой.
У города Владикавказа известно месторождение грязи Тереклит (гидрогеологического типа федерального ранга), обладающей большой теплоемкостью и высокой абсорбционной способностью.
Отметим наиболее крупные озера Северной Осетии: равнинные и предгорные — Хурикау, Заманкульское, Зеленое, Лесное; горные — Микелай, Фастагское, Бартуйское, Цазиу, Бадское, Зругские, Мидаграбинское. Козское озеро — высокогорное ледникового происхождения в Алагирском районе лежит на высоте 2792 метров над уровнем моря. Размеры озера — 284 на 163 метра. В ущелье реки Ардон находится минеральное озеро — живописное место, обладающее кроме очевидных целебных свойств еще и необычайной красотой. Молочно¬-голубая вода озера завораживает и привлекает туристов. Вокруг озера зеленый пейзаж, несмотря на то, что вокруг него скалы.
В Алагирском районе Северной Осетии на северном склоне Большого Кавказа в пределах высот от 650 до 4649 метров над уровнем моря, в верховьях рек Цей, Ардон и Фиагдон находится Северо-Осетинский государственный природный заповедник. Он был учреждён 7 сентября 1967 года. Площадь заповедника составляет около 30 тысяч гектаров. Вокруг заповедной территории созданы охранная зона (41 тысяча гектаров). Большая часть Северо-Осетинского заповедника — уголок природы альпийского типа, сочетающий редкую красоту горных форм и богатство живой природы. В заповеднике находится 76 ледников общей площадью около 37 км².
Животный мир на территории заповедника разнообразен. Здесь обитает олень, тур, серна, зубр, косуля, кабан, медведь, барсук, лесная куница, американская норка, енотовидная собака, белка, заяц-русак.
В заповеднике обитают 175 видов птиц. Регулярно наблюдается редкий чёрный аист. Многочисленны чёрный дрозд, певчий дрозд и зарянка. Распространен крапивник, который гнездится повсеместно, вплоть до скальных массивов вблизи Цейского ледника.
Кроме того, здесь обитает более 2000 видов беспозвоночных и насекомых. Среди них занесённые в Красную книгу СССР — дыбка степная, аскалаф пестрый и другие. Произрастает 1437 видов сосудистых растений, 188 видов грибов, 150 видов мохообразных и 120 видов лишайников.
Федеральный заказник «Цейский» был учрежден в 1958 году. Располагается в междуречье рек Ардон и Фиагдон в Алагирском районе. Общая площадь заказника составляет 29952 гектара. На территории заказника произрастает более 1000 видов сосудистых растений. Здесь в основном смешанные леса и сосновые боры, много лишайников, мхов и грибов. В заказнике растут виды, занесенные в Красные книги России и Северной Осетии: примула осетинская, камнеломка колончатая, тис, ель восточная и другие.
Животный мир заказника включает 43 вида млекопитающих, 5 видов рыб и 160 видов птиц. Широко распространены кабан, благородный олень, косуля, серна, лисица, ласка, медведь. С 1981 года заказник перешёл в административное подчинение Северо-Осетинского заповедника.
В Северной Осетии — известны такие уникальные памятники природы, как сталактитовая пещера Нывджин-Лагат, Шуби-Ныхаская пещера, университетская пещера.

Книги и статьи первого раздела выставки открывают живописную, неповторимую красоту природы Северной Осетии:
  • Агибалова, В. В., Жданов, Г. В., Иванов, В. Д. По Дигорскому ущелью: (туристские маршруты). Орджоникидзе, 1976.
  • Алексеева, Н. Н. Изменение земельного покрова на примере национального парка «Алания» (Северный Кавказ) за последние 30 лет // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2021 . № 2. С. 92-102.
  • Водопады Северной Осетии — Алании: атлас. Ростов-на-Дону, 2018.
  • Горы и воды : [Северной Осетии] // Эксперт. 2010. № 50. С. 107.
  • Джанаев, Х. Г. Ландшафтно-географический фактор: особенности влияния на национальные и экономические процессы на Кавказе // Научная мысль Кавказа. 2006. Приложение. № 2. С. 93-97.
  • Комаров, Ю. Заказники Республики Северная Осетия-Алания // Охота. 2005. № 7. С. 6-7.
  • Макшанцева, О. Северная Осетия-Алания // Юг RU точка: экономика, инфраструктура Юга России. Ростов-на-Дону. 2011. № 3-4 (март-апр.). С. 56-57; С. 68-69.
  • Маркедонов, С. Осетия : с юга до севера // Юг регион. 2004. № 3. С. 2-4.
  • Мисетов, А. В. Минерально-сырьевые ресурсы Республики Северная Осетия-Алания // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2012 . № 1. С. 67-77.
  • Пономарев, С. В., Нижнековский, Е. А. Горная Осетия. М., 2007.
  • Попов, К., Комаров, Ю. Заповедное высокогорье // Охота и охотничье хозяйство. 1987. № 1. С. 22-23.
  • Таболов, М. Северо-Осетинский заповедник // Охота и охотничье хозяйство. 1974. № 3. С. 22-23.
  • Хацаева, Ф. М. Природные условия развития сельского хозяйства в РСО-Алания // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2012 . № 6 . С. 101-105.
  • Хохлачев, О. С. Особенности палеопочв курганных могильников, вовлеченных в современное землепользование (на примере курганов ранних Алан на Северном Кавказе) // Почвоведение. 2007. № 10. С. 1179-1189.
  • Хубаев, Т. А. Некоторые аспекты продовольственного обеспечения населения Республики Северная Осетия — Алания / Т. А. Хубаев, И. К. Тотрова // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 29 (212). С. 34-37.
  • Шавлова, Т. Н. Осетия — душа моя: [Фотоальбом]. М., 2007.
  • Чудской, М. Алания: долина среди гор // Живописная Россия. 2016. № 6 . С. 28-32.
Древняя история и средние века Северной Осетии — Алании

Освоение человеком территории Северной Осетии берет свое начало в глубокой древности. С VII века до нашей эры на Северный Кавказ проникают ираноязычные племена скифов, а с IV века н. э. — родственные им сарматы, из которых на рубеже нашей эры выделились аланы, прямые предки современных осетин.
Благоприятные природно-климатические условия способствовали занятию земледелием и скотоводством, зарождению горного дела и производства меди. На рубеже II–I тысячелетий до н. э. сложилась переходная от бронзы к раннему железу кобанская культура.
В середине первого тысячелетия аланы установили связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На территории Западной Осетии аланские памятники V в. н. э. последующих веков отмечены в Кора — Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон, в междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили контроль и над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад ушло огромное количество алан.
Великое переселение народов оказало влияние и на алан, оставшихся на Кавказе. В V–VI веках, после гуннского нашествия, начинается важный этап в формировании аланской народности. Если в источниках до V века аланы предстают как кочевники, то в VI–VII веках у них появляются черты, связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром.
Примерно в это же время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное — с центром в верховьях Кубани, и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале X века произошло объединение аланских протогосударств.
Наибольшего расцвета как раннефеодальное государство Алания достигла в IX–X веках, с официальной религией (христианство), проникшей к аланам с V века из Византии, а позже из Грузии. Древнейшим памятником раннехристианской Алании является легендарный древний осетинский храм Реком, сотворенный из трех слез Бога, расположенный в воспетом поэтами Цейском ущелье — жемчужине Кавказа.
Дорога от скифов, сарматов и алан до наших дней достаточно хорошо описана в исследованиях авторитетных ученых и базируется на достоверных источниках. Мысль об алано-осетинской преемственности, о тождестве осетин и алан, впервые высказана Ю. Клапротом в 1882 году и обоснована Всеволодом Фёдоровичем Миллером (1848‒1913), учёным, фольклористом, этнографом, языковедом и археологом. Миллер совершил пять поездок в Осетию (1879, 1880, 1881, 1883, 1886), результатом которых явилось издание двух томов «Осетинских этюдов» (Ч. 1‒2. М., 1881‒1882), которые составили его диссертацию на степень доктора наук, защита которой состоялась в феврале 1883 года. Третья часть «Осетинских этюдов» вышла в 1887 году и была удостоена Большой золотой медали Императорского Русского Географического общества.
Статья «Краткий обзор горских племен на Кавказе. Глава 5 — Осетинское племя», опубликованная в «Кавказском календаре на 1858 год» Адольфа Петровича Берже (1828–1886), археолога, историка, члена многих российских и зарубежных научных обществ, правителя дел Кавказского отдела Императорского Русского географического общества, дается характеристика происхождения осетин:
«Мнения и догадки о происхождении осетин весьма различны. Большая часть писателей считают их потомками алан средних веков, о которых Дионисий Харавский упоминает еще в первом веке, как о народе сильном и особенно богатом конями. По его словам они обитали на север от нынешнего Кинбурна между Доном и Днепром…
По уверению грузинской летописи царя Вахтанга, осетины — потомки пленных грузин, которые были захвачены в Картвел-Сомхетии во время первого нашествия хазар (2302 г. от С.М.) и, доставшись в удел Уобосу, сыну Хазарского царя, образовали колонию в стране, лежащей на западе от Терека.
По мнению Клапрота, путешествовавшего по Кавказу в 1807 и 1808 г., были скифы греческих писателей, и нашествие его относится к 633 г. до Р. Х.

 Приходит к выводу, что осетины: мидяне, мидийские сарматы, аланы, яссы и ассы. В настоящее время осетины разделяются на: дигорцев, валаджир, куртаты, тагаур».

Берже, А. П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Гл. 6. Осетинское племя // Кавказский календарь на 1858 год. Тифлис, 1857. С. 293-304.

В XII в. Алания вступила в эпоху феодальной раздробленности и фактически разделилась на враждующие княжества. В 1238 году монголы начали завоевание Алании. Равнинная часть Алании была разорена и разграблена, а города сожжены. В 1395–1400 гг. армия Тимура окончательно разгромила и почти полностью уничтожила аланов. Остатки населения укрылись в горных районах, где, судя по данным лингвистики, смешались с местным населением другой языковой семьи. Однако данные многолетних археологических раскопок утверждают обратное, так как доказывают присутствие алан в ущельях Кавказа с VI века н. э.

Древние следы проживания людей были обнаружены при раскопках в селении Даргавс. Оно располагается в глубине Даргавского ущелья, на правом берегу реки Гизельдон. Эта местность была заселена с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников. Согласно историческим и генеалогическим преданиям, здесь жил царевич Тага, родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию Восточной Осетии. В Даргавсе находится крупнейший на Северном Кавказе склеповый могильник, образно именуемый «Городом мертвых».
Среди древних поселений — село Архон. Оно находится в Алагирском районе. В переводе с осетинского языка название села означает «балочный». Это связывают с тем, что аул расположился у крутых обрывов и балок. Иногда Архон называют городом или вершиной над пропастью. В Архоне сохранились погребальные склепы, а также женское осетинское святилище Мады-Майрам. Сохранились и традиционные осетинские дома-крепости.
Не менее древним является село Ханаз — одно из самых высокогорных поселений Северной Осетии. Расположено в Дигорском ущелье, на правом берегу реки Ираф, на высоком склоне. Здесь находится объект культурного наследия федерального значения — замок «Фрегат». Фрегат был построен в XIV–VI веках. Своим внешним видом очень напоминает средневековый европейский замок. Объекты культурного наследия — святилище Ханази Уацилла, склеп Дзабаевых имеют статус культурного наследия регионального значения.
Панорама жизни аланов на территории Северной Осетии в древние и средние века, линия аланского общества, культура и жизнь, отраженные в ярких и красочных строках письменных источников, прослеживается в исследованиях современных авторов. Среди них католонский ученый, профессор Агусти Алемань.

  • Алемань, А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках: [Пер.]. М., 2003.

Тему о происхождении аланского этноса на Северном Кавказе продолжили исследователи: З. Н. Ванеев, М. Р. Гасанов, Д. С. Коробов, В. А. Кузнецов, Н. Н. Лысенко и др.

  • Ванеев, З. Н. Средневековая Алания. Сталинград, 1959.
  • Гасанов, М. Р. Из истории связей Дагестана с аланами-осетинами в раннем Средневековье // Научная мысль Кавказа. 2018. № 1 . С. 39-44.
  • Коробов, Д. С. Аланы Северного Кавказа: Этнос, археология, палеогенетика. СПб, 2019.
  • Кузнецов, В. А. Очерки истории алан. Пятигорск, 2016.
  • Лысенко, Н. Н. Аланы против великих империй: северные арийцы в системе геополитического противостояния Парфия-Рим. Санкт-Петербург, 2009.
  • Лысенко, Н. Н. Асы-Аланы в Восточной Скифии: ранний этногенез алан в Центральной Азии: реконструкция военно-политических событий IV в. до н.э. — I в. н.э. по материалам археологии и сведениям нарративных источников. Санкт-Петербург, 2002.
  • Макшанцева, О. Потомки древних аланов: [история и культура Северной Осетии] // Юг RU точка: экономика, инфраструктура Юга России. Ростов-на-Дону. 2011. № 3-4 (март-апр.). С. 62-63; С. 66-67.
Присоединение к Российской империи

Северные осетинские территории в числе первых на Северном Кавказе присоединены к Российской империи в 1774 году, южная часть Осетии присоединена в 1801 году вместе с Восточной Грузией. Одной из причин явилась необходимость переселения осетин в долины в связи с малоземельем. Для России Осетия была важна как стратегически важные перевалы в Закавказье. Переговоры о присоединении Осетии к Российской империи велись в Моздоке, послом от российской стороны стал генерал-майор русской армии Петр Кречетников, а осетинскую сторону представлял совет из 20 старейшин. Проект присоединения Осетии к Российской империи, подготовленный Кречетниковым, получил одобрение Екатерины II и был подписан в октябре 1774 года.

История христианства в Северной Осетии

На выставке представлены исследования раннехристианской Алании:

  • Белецкий, Д. В. Нижний Архыз и Сенты — древнейшие храмы России: проблемы христианского искусства Алании и Кавказа. М., 2011.
  • Волкова, Н. Н. Религиозное самоопределение молодежи (на примере Республики Северная Осетия — Алания) // Отечественный журнал социальной работы. 2006. № 1. С. 38-43.
  • Клычникова, М. В. К вопросу о восстановлении и распространении христианства среди осетин в XVIII - первой половине XIX вв. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы 2-й региональной конференции. Владикавказ, 2009. С. 96-107.
  • Кузнецов, В. А. Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в X-XII веках: [монография]. Пятигорск, 2017.
  • Кузнецов, В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Пятигорск, 2007.
  • Пищулина, В. В. Особенности архитектуры и генезис христианского храма в форме "обнаженного креста" на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа. 2004. № 4. С. 74-82. (Народы Кавказа: традиции и современность). Библиогр.: c. 81-82. — Рассмотрены генезис и особенности архитетуры храма типа "обнаженный крест" на Северном Кавказе, связанный с применением византийского архитектурно-строительного канона опосредованно через провинциальный конфессиональный центр Херсонес.
  • Следы христианства VIII-IX вв. в Алании; Принятие христианства Аланией; Нижне-Архызское городище — центр Аланской епархии. Зеленчукские храмы; Структура Аланской Епархии // Кузнецов, В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Пятигорск, 2007. С. 47-51; 57-62; 63-92; 93-123.

Историкам и широкому кругу читателей выставка представляет книги, отражающие историю Северной Осетии – Алании на разных этапах развития:

  • Бзаров, Р. С. Рассказы по истории Северной Осетии. Изд. 4-е, дораб. Владикавказ, 2009.
  • Газзаев, А. П. Северная Осетия за тридцать лет Советской власти. Дзауджикау, 1947.
  • История Северной Осетии. XX век. М., 2003.
  • Осетия и осетины. Составитель Челехсаты К. С. Владикавказ, Санкт- Петербург, 1994.
  • Северная Осетия за годы Советской власти (1920-1975 гг.). Орджоникидзе, 1977.
  • Тедтоев, А. А. История Северной Осетии : учебное пособие для 9-10-х кл. / А. А. Тедтоев, З. А. Цгоев, С. А. Кокаев. Орджоникидзе, 1987.
  • Тетуев, А. И. Республики Северного Кавказа: практика становления договорных отношений: [1990-е годы] // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. № 9. С. 23-32.
  • Хубулова, С. А. Феномен малых городов Северной Осетии (1930-1980-е гг.). Владикавказ, 2022. (Советская эпоха: история и наследие : к 100-летию образования СССР).
  • Худоянц, В. Ш. Республика Северная Осетия — Алания // Южный федеральный округ. Краснодар, 2009.

Великая Отечественная война (1941-1945)

В годы Великой Отечественной войны Северная Осетия была одной из стратегических целей гитлеровской Германии на Северном Кавказе.
По материалам исследования Т. Т. Худалова «Северная Осетия в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.», в 1941 году Северная Осетия отправила на фронт 40 186 человек. Всего на защиту родины из республики ушел каждый пятый житель — 89 934 человека, представители 60 национальностей. Из них не вернулись домой более 45 500 сыновей и дочерей Осетии. Каждый второй ушедший на фронт погиб на полях сражений.

  • Худалов, Т.Т. В тылу врага. 2-е издание, дополненное. Орджоникидзе, 1980.
На выставке представлены исследования о Великой Отечественной войне Т. И. Кузнецова, Н. В. Селюниной, Т. Т. Худалова и других:
  • Кузнецов, Т. И. Восстановление и деятельность колхозов Моздокского района в 1943–1945 годах // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки: научно-образовательный и прикладной журнал. Ростов-на-Дону. 2015. № 2. С. 70-74.
  • Селюнина, Н. В. Социальная политика на Юге России в 1941–1945 годах // Научная мысль Кавказа. 2004. № 1. С. 40-48.
  • Хаблиева, Л. Ч. Оккупация территории Северной Осетии в пространстве индивидуальной памяти (по материалам ЦГА РСО — А) / Л. Ч. Хаблиева, З. В. Сосранова, З. Е. Дзотцоева, А. Т. Царикаев // Вопросы истории. 2020. № 4. С. 223-229.
  • Худалов, Т. Т. Северная Осетия в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. Орджоникидзе, 1992.

С территории республики открывалась прямая дорога к нефтяным запасам Азербайджана и Чечено-Ингушетии. Путь в Грузию и к Каспию лежал через столицу Северной Осетии — Орджоникидзе (Владикавказ). Здесь проходили две важные автомагистрали — Военно-Грузинская и Военно-Осетинская дороги.
В конце июля 1942 года армия врага приступила к осуществлению плана «Эдельвейс» — операция по захвату Кавказа. Немецким войскам удалось захватить ряд населенных пунктов на подступах к Орджоникидзе. После кровопролитных боев были захвачены города Моздок, Прохладный и Малгобек.
Недолгая оккупация немецких захватчиков дорого обошлась Северной Осетии: погибли 1456 мирных граждан, получил ранения 871 человек, были угнаны на принудительные работы 4059 жителей региона.

На выставке представлены материалы о героях Советского Союза И. А. Плиеве и П. П. Барбашове. И. А. Плиев (1903-1979), Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Командир конно-механизированной группы 3-го Украинского фронта; командир конно-механизированной группы Забайкальского фронта. Командир 50-й кавалерийской дивизии (Западный фронт). Командующий Северо-Кавказским военным округом (1958-1968).
Пётр Парфенович Барбашов (1919-1942), командир отделения 34-го мотострелкового полка НКВД. Младший сержант. Один из героев, защищавших Северную Осетию, Петр Барбашов в честь которого назван мемориал Барбашово поле. 9 ноября 1943 г. совершил здесь свой подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота. Ценой своей жизни он спас десятки своих боевых товарищей. За этот подвиг Петру Барбашову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Четыре уроженца республики — сержант И. М. Недвижай, лейтенант А. Дзотов, сержант А. А. Калоев, старший сержант А. Б. Кайтуков повторили подвиг Александра Матросова. Два героя повторили подвиг Николая Гастелло, — воздушный стрелок-радист Л. Д. Акоев в составе экипажа Героя Советского Союза майора Д. И. Жабинского и старший летчик лейтенант Г. Джанаеве.
Изучены архивы, исследованы документальные сборники о войне. По крупицам собраны воедино бесценные страницы боевых биографий героев Великой Отечественной войны Северной Осетии, которые вошли в книгу М. Д. Бетоева «Дорогами мужества».

  • Бетоева, М. Д. Дорогами мужества : [в 2 книгах]. Владикавказ, 2004.
  • Газданова, Е. А. Мы и вечность. Владикавказ, 1997.
  • Царахова, И. Дети войны / И. Царахова // Клуб. 2014. № 6. С. 10-11.
Этнография, фольклор

Этот раздел выставки посвящен народам Северной Осетии, их хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, языку, фольклору.

С давних пор интерес к этой теме проявляли такие крупные ученые, как Шегрен, Шифнер, Миллер, Ковалевский, посвятившие осетинам свои монументальные труды. Глубокими и всесторонними исследованиями являются записки путешественников по Кавказу и югу России. Многие путешественники побывали в отдаленные времена в самых труднодоступных горных селениях Осетии и имели возможность непосредственно наблюдать жизнь ее народа. В сборнике И. С. Зевакиной «Осетины глазами русских и иностранных путешественников» включены труды путешественников XIII-XVII вв., в которых наиболее ярко отражен период истории северокавказских алан, так и материалы путешественников XVIII-XIX».
Андрей Михайлович Шёгрен (1794‒1885), швед по происхождению. Лингвист, антрополог, путешественник. В 1835 году посетил Кавказ. Изучал там осетинский и грузинский языки. По результатам путешествия в 1844 году он опубликовал на русском и немецком языках «Осетинскую грамматику с кратким словарём осетино-российским и российско-осетинским», первое научное исследование осетинского языка с выявлением таких грамматических категорий, как падежи, временные формы и формы спряжения глагола.

  • Шёгрен, А. М. Осетинская грамматика с кратким словарем осетинско-российским и российско-осетинском. М., 2010.
Максим Максимович Ковалевский (1851- 1916), учёный, историк, публицист и общественный деятель. Исследователь обычного права и общественного строя горских народов Кавказа.
  • Ковалевский, М. М. Закон и обычай на Кавказе. Москва, 2012.
Прасковья Сергеевна Уварова (1840‒1924), учёный, историк, археолог, председатель Московского археологического общества (с 1885). Изучала Кобанскую культуру Северной Осетии, которая была распространена здесь на территории современной Северной Осетии — Алании с I тысячелетия до нашей эры. Получила свое название по поселению Кобан, где были найдены древнейшие археологические памятники.

П. С. Уварова написала исследование по могильникам Северного Кавказа. В дневниках, которые она вела во время многократных экспедиционных поездок по Кавказу, содержалось немало сведений об Осетии и осетинах. В 1886–1910 гг. она совершила 6 экспедиций: обследовала Черноморское побережье и горные районы Абхазии и Аджарии, вела раскопки в окрестностях Грозного и в Северной Осетии, продолжила изучение Кобанского могильника. Предметы кобанской культуры, она подарила Императорскому Казанскому университету. Сейчас они хранятся в Археологическом музее КФУ.

  • Храпова, Л. Е. Одна страница сиятельной жизни: повесть. Ростов-на-Дону, 2003. — О П. С. Уваровой.
Об Осетии и осетинах писал Юлиус Генрих Клапрот (1783‒1835), немецкий востоковед, путешественник по Сибири и Средней Азии. Выполнял научные миссии на Кавказе.
«… К наиболее замечательным народам, населяющим Кавказ, принадлежат осетины, которые живут как раз в центре гор по обеим сторонам горного снежного хребта. По своему языку и чертам лица они отличаются от других народов Кавказа…
Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста. Осетины не толстые, но жилистые и широкие. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы…
При отъезде из своего селения они вооружены хорошим ружьем (топ), мечом (ахсар или ксаргард), пистолетом (дамбутца) и широким обоюдоострым кинжалом (кама)… Для стрельбы они ищут прикрытия и не делают напрасных выстрелов. Когда несколько человек находятся вместе, они защищаются отдельными выстрелами, но никогда не стреляют все вместе, выжидая, чтобы каждый из них один за другим успел снова зарядить свое ружье. Они располагаются в нескольких шагах друг за другом; при отступлении первым всегда стреляет тот, кто находится впереди, отбегая затем назад для того, чтобы успеть перезарядить ружье. В этих случаях они стараются достигнуть наклонной местности с тем, чтобы стоять друг над другом. Они умеют так хорошо пользоваться горами, что 10 человек могут удерживаться против ста. При первом натиске они пылки, но быстро остывают. При защите они упорны, а при согласованной обороне упрямы. Если же они окружены, то дерутся как отчаянные…»

Большой вклад в исследование народов Осетии внес Леонтий Леонтьевич Штедер (XVIII в.), офицер, путешественник по Кавказу, основоположник этнографии осетин. Л. Л. Штедер состоял на русской военной службе на Кавказской военной линии и занимал должность дивизионного квартирмейстера. Писал об осетинах, чеченцах и ингушах во 2-ой половине XVIII века.
Дневник Л. Л. Штедера представляет собой всестороннее описание быта и нравов осетин, является ценным источником для изучения хозяйственных занятий и социальных отношений осетин второй половины XVIII в.
Штедер подчеркивал трудолюбие осетин, широкое распространение различных промыслов и ремесел.
«Они склонны к работе, — пишет он, — в особенности женщины постоянно заняты; они заботятся обо всей одежде, о домашнем хозяйстве, о жатве, сборе плодов, дровах и грязной работе. Мужчины, напротив, занимаются седельной сбруей, обработкой земли, пахотой, ремеслом кузнеца, каменщика и строителя, приготовлением пороха, выделкой из кожи ремней и обуви, охотой и войной». Много трудов и забот требовало у осетин и занятие земледелием в горах, «где неплодородная почва, простиравшаяся далеко вокруг, не могла обеспечивать их скудного пропитания»...
Штедер одним из первых дал описание вооружения осетин:
 «Их оружие, пишет он, — состоит из длинного крымского или черкесского ружья., из легкой хорошей сабли, которая более прямая, чем изогнутая; из кинжала и ножа на ремне. Они имеют на груди кафтана от 5 до 8 патронов в деревянных или костяных трубках и большую деревянную, обитую кожей пороховницу».

Тема традиционной и духовной культуры народов Северной Осетии – Алании на выставке отражена в исследованиях Е. Б. Бесаловой, Г. В. Драч, Р. Г. Дзаттиаты, Т. К. Дзокаева, Б. А. Калоева, Т. Т. Камболова, Р. Я. Фидаровой, Л. А. Чибарова и других.

  • Бесолова, Е. Б. Дети Волка и дети Солнца; фотографии Алексея Юрьевича Пищулина // Мир музея. 2022. № 9. С. 44-47. — Рассказ о нартовском эпосе, бытующем у ряда народов Северного Кавказа, в частности у осетинского народа. Основу его составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей ("нартов"). Также рассказано об ученых-филологах, изучающих это направление, дан анализ их научных трудов.
  • Драч, Г. В., Корытина, М. А. Культурная модернизация как процесс приобретения цивилизационной идентичности (на примере культуры Северной Осетии) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки: научно-образовательный и прикладной журнал. Ростов-на-Дону. 2011. № 6. С. 19-22.
  • Дзаттиаты, Р. Г. Культура позднесредневековой Осетии. Владикавказ , 2002.
  • Дзокаева, Т. К. Осетины - потомки Осетин. М., 2010.
  • Калоев, Б. А. Осетины : Историко-этнографическое исследование. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2004.
  • Камболов, Т. Т. Осетины. Вехи истории. Владикавказ, 2017.
  • Куличенко, Н. В. Возвращение к истокам : сохраняем образцы национальной культуры // Библиотечное дело. 2022 . № 15 . С. 25-28.
  • Осетины / отв. ред. З. Б. Цаллагова, Л. А. Чибиров. М., 2012.
  • Фидарова, Р. Я., Художественная культура осетинского народа. М., 2007.
  • Чибиров, Л. А. Традиционная духовная культура осетин. М. 2008.

Владикавказ — столица Северной Осетии — Алании несколько раз менял свое название. Так, в 1936 году в честь известного революционера получил имя Орджоникидзе. В годы Великой Отечественной войны городу вернули его историческое название — Владикавказ. Еще некоторое время он обозначался на картах как Дзауджикау — в память об осетинском селе, на территории которого возникла в свое время крепость, и, наконец, с 1990 года город снова стал Владикавказом.
Сегодня Владикавказ является крупным научным, культурным и промышленным центром Северного Кавказа. Здесь расположено свыше ста промышленных предприятий, многие из которых имеют общероссийское значение. Во Владикавказе действуют четыре высших учебных заведений: Северо-Осетинский университет, Горский аграрный университет, Северо-Кавказский технологический университет и Северо-Осетинская медицинская академия. Старейшая на Северном Кавказе Республиканская библиотека обслуживает читателей с 1895 года.
Открыты театры: Русской драмы (основан в 1869 г.), Северо-Осетинский драматический, музыкальный и кукольный, а также филармония, фольклорные ансамбли песни и танца, конный цирк. В городе работает шесть музеев (в том числе краеведческий, основанный в 1897 г.), художественный, театральный, а также планетарий и дендрарий.
На территории города находится много памятников истории и архитектуры, большинство из них — в старой части города (их свыше 70), они относятся к XIX- началу XX века.

  •  Бенина, В. "Это - город Владикавказ" // Мир музея. 2016 . № 5 .С. 20-21.
  • Киреев, Ф. С. По улицам Владикавказа. [Ростов-на-Дону], 2007.
Культура, искусство 
  • Батагова, Т. Э. Воздействие творчества и духовного облика Коста Хетагурова на развитие осетинской музыки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. N 2. С. 233-238.
  • Батагова, Т. Э. Музыкальный Владикавказ второй половины XIX - начала XX века. Страницы истории осетинской музыкальной культуры // Музыкальная академия: ежеквартальный научно-теоретический и критико-публицистический журнал. Москва. 2020. № 3. С. 31-37.
  • Бибоева, И. Г. Первый вестник красоты и знания : к 120-летию Национальной научной библиотеки РСО-Алания // Библиотечное дело. 2015. № 13. С. 2-4.
  • Деятели русской культуры во Владикавказе. Составитель: Л. Т. Хмелева; Редактор: В. А. Акоев. М. , 1995.
  • Есаулов, Г. В. Развитие архитектуры Северного Кавказа и Нижнего Дона периода разложения феодально-крепостнических отношений и зарождения капитализма: [в XVIII - первой половине XIX века] // История архитектуры Северного Кавказа и Нижнего Дона. Ростов-на-Дону, 1986. С. 83-92.
  • Искусство Осетии. Владикавказ, 1999.
  • Орнаментальное искусство осетин. Владикавказ, 2000.
  • Пишулина, В. В. Регионально-этнические варианты христианского храмостроения на территории Северной Осетии // Архитектурное наследство. Выпуск 47. М., 2007. С. 20-33.
  • Цориева, И. Т. Историко-политический ретроспективизм в изобразительном искусстве Северной Осетии второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. // Научная мысль Кавказа. 2014. № 2. С. 104-110.
  • Этингоф, О. Е., Иерусалим, Владикавказ и Москва в биографии и творчестве М. А. Булгакова. Москва, 2017.
Театральное искусство  
  • Академический русский драматический театр Республики Северная Осетия-Алания // Южный театральный вестник. 2007. № 9. С. 4.
  • Героика и романтика на осетинской сцене. Орджоникидзе, 1976.
  • Жизнь мало-помалу налаживается : на фестивале "Сцена без границ". Владикавказ / И. Каргинова [и др. ] ; вопросы задавал Николай Жегин // Театр. 2006. № 2 . С. 78-81.— О третьем фестивале национальных театров Северного Кавказа "Сцена без границ", проходившем во Владикавказе в 2006 году.
  • Туаева, Б. В. Театр в социокультурной сфере северокавказских городов в пореформенный период // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы 2-й региональной конференции. Владикавказ, 2009. С. 182-187.
Курортно-санаторные учреждения

На базе природных минеральных источников функционируют крупные бальнеологические курорты Кармадон и Тамиск, а также климатические курорт Цей с многочисленными гостиницами и санаториями. Горно-лыжный курорт Цей — один из значительных горно-рекреационных районов, известных не только на Кавказе, но и в России, ближнего и дальнего Зарубежья.

  • Чамокова, Е. Ф., Будун, А. С. Курорты и лечебные местности Северной Осетии. Орджоникидзе, 1985.

Настоящее и будущее народа любой республики всегда воспевались и описывались творческой интеллигенцией. Северная Осетия гордится своими писателями, композиторами и поэтами. Благодаря их творчеству этот замечательный край с его традициями, особенностями открывался всему миру. Среди писателей Камал Хазбиевич Ходов — народный поэт Северной Осетии, председатель Союза писателей Северной Осетии — Алании. На стихи Камала Ходова свою первую песню написал композитор Ацамаз Владимирович Макоев, первым из осетинских композиторов ставший членом Союза композиторов РФ и секретарем Союза композиторов РФ. Он директор филармонии и председатель Союза композиторов Северной Осетии — Алании.
Осетины гордятся своим соотечественником Шалвой Евгеньевичем Бедоевым — художником, профессором, доктором наук, заслуженным художником России, членом Российской академии художеств. Память о себе в своих портретах, иллюстрациях оставил Махарбек Сафарович Туганов — народный художник Осетии, заслуженный деятель искусств ГССР, основатель и первый директор Цхинвальского художественного училища, автор многочисленных картин на исторические темы, портретист, иллюстратор героического осетинского нардовского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора.

  • Батыров, У. А. Гордость Осетии [Книга посвящается светлой памяти И. Плиева, Г. Хетагурова, Х-У. Д. Мамсурова]. М., 2005.
  • Вайнонен, Н. Завещание Коста Хетагурова // Журналист. 2005. № 1. С. 16-18.
  • Коста Хетагуров : (1859-1906) : Репродукции картин. Владикавказ, 2000.
  • Кусаева, З. К. Творческое наследие К. Л. Хетагурова в едином духовном пространстве мировой художественной культуры: К 150-летию со дня рождения осетинского поэта-просветителя // Кавказский сборник. Том 6 (39). М., 2010. С. 221-230.
  • Хетагуров, К. Полное собрание сочинений Т. 1 :  Осетинская лира; Хетаг; Стихотворения и поэмы, написанные на осетинском и русском языках. [Владикавказ], 1999.

По вашему запросу копии полных текстов статей можно получить через электронную доставку документов.

Л. А. Пономаренко, главный библиотекарь отдела краеведения

Поделиться:
Подбор литературы