18 июня 2024 - 9 июля 2024
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)
Выставка в рамках проекта «Книжный вернисаж» «Пушкинские произведения-юбиляры: к 225-летию со дня рождения великого поэта»
Величайший русский поэт, драматург и прозаик, классик отечественной и мировой литературы Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) считается основоположником современного русского литературного языка. Его творчество открыло новую эру в русской литературе, подарив нам бессмертные произведения, ставшие частью мировой культуры. Пушкинское слово по-прежнему является эталоном красоты и выразительности, обогащая русский язык новыми смыслами и образами. Еще при жизни Александра Сергеевича Пушкина почитали как великого национального русского поэта и писателя. Роман в стихах, семь сказок, восемь драматических и пятнадцать прозаических произведений, двенадцать поэм и 783 стихотворения – таково его творческое наследие.
Александр Сергеевич Пушкин родился 225 лет назад, 6 июня 1799 года в Немецкой слободе Москвы. Воспитывавшийся дома в лучших традициях своего времени, Александр Пушкин с детства полюбил книги и чтение. С 1811 по 1817 годы он учился в Царскосельском лицее, по окончании которого был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где, правда, не работал, т.к. всецело посвятил себя литературе. Уже в те годы А. С. Пушкин написал свои первые ставшие знаменитыми стихотворения – «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».
В 1828 году А. С. Пушкин самовольно уехал на Кавказ, путешествуя по которому создал очерки и новые стихотворения.
Настоящим творческим периодом для Александра Пушкина стал 1830 год, когда из-за эпидемии холеры он задержался в Болдине. «Болдинская осень» Пушкина явила на свет «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», множество стихотворений, в это же время был закончен «Евгений Онегин».
Летом 1831 года поэт вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в Государственный архив. Благодаря этому обстоятельству он начал писать «Историю Пугачева» и «Историю Петра I».
В последующие годы Александр Сергеевич Пушкин создал еще немало выдающихся произведений, в числе которых «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.
Дуэль состоялась 8 февраля (27 января по ст. ст.) на Черной речке. Александр Сергеевич Пушкин был ранен – пуля перебила ему шейку бедра и проникла в живот. Для того времени такой тип раны был смертельным.
Известно, что незадолго до кончины А. С. Пушкин послал за священником, чтобы исповедоваться и причаститься. Скончался поэт 10 февраля (29 января) около трех часов дня от перитонита.
В витринах «Книжного вернисажа» представлены издания пяти произведений А. С. Пушкина, отмечающих в текущем году свои юбилеи.
Экспозиция открывается демонстрацией редкого издания «Сказки о золотом петушке», получившей наибольшую известность из всех сказочных произведений поэта.
Пушкин А. С., Сказка о золотом петушке / А. С. Пушкин / Рисунки И. П. Вакурова ; [Подготовка текста М. К. Азадовского].- Москва ; Ленинград : ACADEMIA, 1937. - 16,[1] с. : ил. ; 26 см. (инв. номера Р 75.399; ОФ 437.142).
Книга было отпечатана по изданию «Стихотворения Александра Пушкина» (ч. IV, Спб., 1835, с. 59 – 92), но с восстановлением по беловому автографу цензурных пропусков и с первоначального текста стихов, смягченных из цензурных же соображений в печатном издании. Подготовкой текста занимался фольклорист, литературовед и этнограф Марк Константинович Азадовский (1888 – 1954). Множество красочных иллюстраций в стиле палехской миниатюры выполнено русским и советским художником, иконописцем, реставратором, одним из основоположников школы искусства палехской миниатюры, заслуженным деятелем искусств РСФСР (1935) и народным художником РСФСР (1956) Иваном Петровичем Вакуровым (1885 – 1968).
«Сказка о золотом Петушке» была последним из написанных А. С. Пушкиным произведений такого рода. Она была создана в 1834 году и впервые напечатана уже в следующем году в журнале «Библиотека для чтения» (том IX, книга 16).
Представленный на выставке экземпляр «Сказки о золотом Петушке» в издательском переплете с золотым тиснением на крышках и художественно оформленными форзацами.
В 2024 году 190 лет исполняется ещё двум произведениям А. С. Пушкина.
Пушкин А. С., История Пугачевского бунта / [А. С. Пушкин]. - Санкт-Петербург : типография II Отделения собственной его императорского величества канцелярии, 1834. – 25 см.
Ч. 1. - 1834. - 168, 110, 5 с., [6] л. ил., [1] карта. (инв. номер Р 346.202).
Ч. 2: [Приложения]. - 1834. - 3, 336, [2] с., [1] л. к.,[3] л. ил. (инв. номер Р 186.432).
Перед нами прижизненное издание исторической монографии А. С. Пушкина о событиях крестьянской войны 1773 – 1775 годов под предводительством донского казака Емельяна Ивановича Пугачёва (1742 – 1775). Исторический труд А. С. Пушкина стал первой попыткой всестороннего исследования этого грандиозного события в истории России и долгое время оставался единственным.
Александр Сергеевич Пушкин трудился над книгой в январе – ноябре 1833 года в связи с замыслом повести «Капитанская дочка». Работа была затруднена недоступностью для него многих исторических документов, в частности, следственного дела Емельяна Пугачёва и его сообщников. Тем не менее, в первой половине 1833 года поэт собрал и изучил значительный свод работ историков – печатных и рукописных, провёл существенные изыскания в доступных для него архивных делах. Большим этапом в работе над монографией стала поездка в августе – сентябре 1833 года по местам пугачёвского восстания и сбор показаний живых свидетелей тех событий. Беседы с очевидцами дали А. С. Пушкину возможность оценить подлинные народные настроения, причины восстания и первых его успехов, постичь глубину личности самозванца и его соратников.
Работа над книгой была завершена осенью 1833 года и представлена в декабре императору Николаю I (1796 – 1855) для получения разрешения к публикации. Император одобрил труд, сделав лишь несколько стилистических замечаний и потребовав изменить название. А. С. Пушкин озаглавил свой труд как «Историю Пугачева». Николай I предложил сместить акцент с Пугачева на бунт. Так появилось название «История пугачевского бунта», под которым книга и вышла в декабре 1834 года. Только в начале XX века произведению вернули пушкинское название.
«История Пугачевского бунта» стала первым крупным научно-историческим произведением автора.
Пушкин А. С., Пиковая Дама / А. С. Пушкин ; Иллюстрации Александра Бенуа. – Факсимильное издание 1911 года. – Ленинград : Художник РСФСР, 1979. – 65, [3], IX с.,[12] л. ил. ; 30 см. (инв. номера Р 2.687.800; Р 2.439.322).
Одно из лучших в истории отечественного книгоиздательства издание повести с мистическими элементами «Пиковая Дама» было выпущено в 1911 году знаменитым санкт-петербургским издательством «Товарищество Р. Р. Голике и А. И. Вильборг». Книга в издательском картонажном переплет с орнаментальным золотым и блинтовым тиснением на обеих крышках.
А. С. Пушкин писал «Пиковую даму» в течение второй Болдинской осени (октябрь-ноябрь 1833 года). Впервые повесть была напечатана в 1834 году в санкт-петербургском журнале «Библиотека для чтения» (т.2, №3) и подписана латинским инициалом «P».
В представленном на выставке издании текст «Пиковой дамы» составлен из трёх неоконченных рукописных вариантов и впервые опубликован в полном виде. Издание сопровождается вступительной статьей русского и советского литературоведа, историка литературы и пушкиниста Николая Осиповича Лернера (1877 – 1934), в которой кратко рассматривается история создания «Пиковой дамы», анализируется её значение и отношение к ней русской литературной критики.
Иллюстрации, сюжетные заставки и концовки выполнены известным художником, графиком, историком искусства, сценографом, создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства» Александром Николаевичем Бенуа (1870 – 1960).
В книге есть фронтиспис, отдельные шмуцтитулы и дополнительные листы с эпиграфами к каждой главе и вклеенными иллюстрациями. Текст и иллюстрации заключены в орнаментальные наборные рамки. Главы оформлены следующим образом: текст открывает заставка, в середине повествования помещена страничная акварельная иллюстрация (вклеена на отдельном листе), завершает главу концовка.
Впервые А. Бенуа обратился к сюжету повести в 1898 году, сделав заставку и набросок сцены в спальне графини (не изданы). В 1905 году он выполнил серию из семи рисунков чёрной акварелью с небольшой подцветкой, которая была воспроизведена в собрании сочинений А. С. Пушкина, выпущенном издательством «Брокгауз-Ефрон» в 1916 году. В 1910 – 1911 годах А. Н. Бенуа вновь вернулся к «Пиковой даме» по заказу издательства «Товарищество Р. Р. Голике и А. И. Вильборг». Художник создал новую серию из 28 листов: 7 цельнополосных иллюстраций и 21 заставку и концовку. Структура книги была тщательно проработана. Основой оформительского замысла служат шесть страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа (по одной к каждой главе). Эти превосходно скомпонованные звучные иллюстрации похожи на завершённые картины. Яркие акварели эпиграфов используют мотив игральных карт. К примеру, цветная вклейка перед первой главой изображает карту «Дама пик».
В 2024 году исполняется 200 лет двум поэмам Александра Сергеевича Пушкина, редкие издания которых можно увидеть в экспозиции:
Пушкин А. С., Сочинения А. С. Пушкина : с приложением его портрета, гравированного на меди Райтом. - 8-е издание, исправленное и дополненное, / под редакцией П. А. Ефремова. – Москва : Издание Федора Ивановича Анского, 1882. – 21 см.
Т. 1. - 1882. - IV, 550 с., [1] л. портр. (инв. номер Р 61.786).
Перед нами первый из семи томов восьмого исправленного и дополненного издания сочинений Александра Сергеевича Пушкина под редакцией русского библиографа, редактора, литературоведа и издателя, библиофила, историка русской литературы, публикатора и комментатора сочинений русских классиков Петра Александровича Ефремова (1830 – 1907 (8 января 1908)). Книга в составном переплёте (кожа и мраморная бумага) выпущена московским издательством Федора Ивановича Анского в 1882 году. В первый том вошла поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Братья разбойники» и стихотворения, написанные в 1811 – 1824 годах.
Поэма «Бахчисарайский фонтан», которой в этом году исполнилось 200 лет, также как и «Кавказский пленник», «Цыганы» и «Братья разбойники» относится к так называемым «южным поэмам», написанным А. С. Пушкиным в ссылке 1820 – 1824 годах. Перед тем, как отправиться в Кишинёв, поэт в 1820 году гостил в доме Раевских в Бахчисарае. Впечатления от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов, а также легенда о «фонтане слёз», которую поэт услышал от некой женщины, легли в основу произведения. Поэма была начата весной 1821 года, в 1822 году написана основная часть, а осенью 1823 года автор внёс последние правки.
Первое издание поэмы «Бахчисарайский фонтан» вышло из печати в Санкт-Петербурге в 1824 году. Читающая публика приняла её с восторгом. Она поразила современников свободой композиции, экзотическим колоритом, описанием, слогом.
Пушкин А. С., Цыганы / А. С. Пушкин ; Рисунки Л. Ф. Майделя ; Статьи Б. Л. Модзалевского и П. Е. Щеголева. - Петроград : Комитет популяризации художественных изданий при Российской Академии истории материальной культуры, 1924. – 39, [2] c., [11] л. ил. ; 29 см. (инв. номер Р 370.089).
Иллюстрированное издание поэмы «Цыганы» в издательской иллюстрированной обложке работы художника книги, каллиграфа и шрифтовика Александра Николаевича Лео (1868 – 1943). Книга дополнена статьями русского генеалога, библиографа, редактора, литературоведа-пушкиниста, историка русской литературы, публикатора и комментатора сочинений А. С. Пушкина Бориса Львовича Модзалевского (1874 – 1928) и историка литературы и пушкиниста Павла Елисеевича Щёголева (1877 – 1931).
История создания поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» начинается со ссылки в Кишинев, где впервые поэт так близко познакомился с бытом кочевого народа и отразил его в своих стихах. А. С. Пушкина удивила свобода в отношениях между мужчинами и женщинами и философское понятие цыган о свободе чувств, ведь цивилизованный человек вкладывает в понятие любви столько ограничений и требований.
Проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган, А. С. Пушкин работал над поэмой с января по октябрь 1824 года – сначала прожив более года в Одессе (сентябрь 1823 года – январь 1825 года), потом вернувшись в феврале 1825 года в село Михайловское. Окончательная редакция датирована последними месяцами того же года.
Поделиться:
Смотрите также