ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Русские литературные сборники и альманахи XVIII–1-й половины XIX века»

1 октября 2023 - 31 октября 2023
Выставочная зона (2 этаж)

В конце XVIII–первой четверти XIX века на книгоиздательском небосводе появляются новый тип книг – «альманахи». Слово «альманах» происходит от арабского – календарь. В средние века альманахи служили справочниками энциклопедического характера. Постепенно характер и назначение их изменялись, справочный материал вытеснялся литературным, но универсальный характер альманахов сохранился.

Происхождение русских альманахов связывают обычно с именем Н. М. Карамзина, который в 1794–1795 годах издал две книги альманаха «Аглая», а в 1796–1799 годах три книги альманаха «Аониды». В «Аглае» были собраны в основном произведения самого Н. М. Карамзина, «Аониды» уже состояли из произведений разных авторов. Сборники по типу альманахов существовали в России и до «Аглаи» и «Аонид». Самым близким их предшественником был сборник «Распускающийся цветок» (1784), в котором были собраны литературные опыты питомцев Благородного пансиона при Московском университете. Одним из самых отдаленных можно назвать изданный при Петре I  сборник «Апофегмата. Кратких, витиеватых и нравоучительных речей книги три». Но именно благодаря Н. М. Карамзину была найдена форма для опубликования современной издателю поэзии.

В России в конце XVIII – начале XIX веков альманах стал единственной возможностью познакомить читателей с новыми литературными произведениями малых форм. Дело в том, что цензурного разрешения для их издания не требовалось, в отличие от периодических изданий. «Это были как бы отдельные номера журналов, издававшиеся не периодически, а от случая к случаю», – определяет их характер H. H. Смирнов-Сокольский. Признаком, сохраненным ими от прежних альманахов, был их выход один раз в год. Для большей части альманахов это был вообще единственный выход, лишь немногие, наиболее значительные, насчитывали по нескольку выпусков. В отличие от журналов в альманахах не могли печататься частями произведения большого объема.

Бытующее наименование этих книжек «альманахи» становится значительно реже во второй половине XIX века и заменяется словом «сборник», распространенным, кстати сказать, и до появления термина «альманах». Вместо небольших книжек появляются на свет солидные, порой толщиной в добрый кирпич, книги.

Содержание этих «сборников», литературных и учено-литературных, мало чем отличалось от содержания «альманахов». Разве только тем, что их объем стал позволять печатать более крупные произведения, которые в небольших изящных «альманахах» были, чаще всего, представлены лишь в отрывках.

Настороженное отношение царского правительства к повременной печати, чрезвычайно скупо даваемые разрешения на издание новых газет и журналов, послужили на некоторых этапах истории одной из важнейших причин развития альманахов и сборников.

Помимо чисто литературного материала, стихотворного и прозаического, во многих и лучших из них значительное место занимали критика и публицистика. Различные литературные школы и политические направления находили в них удобную форму для своих групповых выступлений.

Главной особенностью содержания лучших отечественных альманахов, как своеобразного типа издания, была их непосредственная связь с развитием русской общественной мысли и событиями общественного движения.

Как тип издания альманахи имели традиционную внешнюю форму. Это были книжечки малого «карманного» формата, обычно в 12-ю долю листа, украшенные гравированными рамками и виньетками. Было принято давать альманахам причудливые условно-поэтические названия: «Утренняя заря», «Свиток муз», «Цветы граций», «Ореады», «Минерва или Дамская карманная книжка», «Мнемозина», «Календарь муз», «Северные цветы», «Букет благовонных цветов или Новейшее собрание романсов и песен», «Жасмин и роза». Обязательной частью альманахов были издательские предисловия, эпиграфы, примечания.

В предисловии было принято благодарить авторов, приславших издателю свои сочинения, объяснять принцип, которым руководствовался издатель, комплектуя альманах. В издании альманахов укоренился обычай не подписывать произведения или ставить загадочные инициалы. Если альманах был иллюстрированным, рисунки, как правило, не были связаны по содержанию с текстом. Иллюстративный материал помещали самостоятельным разделом, причем рисунки имели собственные пояснения. Например, к альманаху «Невский листок на 1826 год» (издатель Егор Аладьин) приложены две гравюры: «Вольный стрелок» и «Часовня Вильгельма Телля», которые сопровождает «Изъяснение картинок».

На выставке представлены издания отечественных альманахов и сборников XVIII–первой половины XIX века из фондов библиотеки. Структура экспозиции представлена по хронологии выпуска альманахов и сборников в свет.

Открывает выставку замечательное издание эпохи Елизаветы Петровны:

Будный Б. Апофегмата: то есть кратких витиеватых и нравоучительных речей книги три, в них же положены различные вопросы и ответы, жития и поступки, пословицы и разговоры различных древних философов. В Санктпетербурге, 1745

«Апофегмата» - сборник повестей и изречений, переведенный с польского языка не позднее последней четверти XVII века. Известный в большом количестве рукописей, он неоднократно публиковался в XVIII веке отдельными изданиями (первое издание вышло в 1711 году) и частями (так, например, отдельные рассказы вошли в знаменитый «Письмовник» Н. Г. Курганова). В целом имея общую структуру, разнообразные древнерусские рукописные сборники, содержащие «Апофегматы», могут различаться заглавиями частей, их составом, порядком следования в пределах корпуса, а также по стилю и языку.

Название памятника традиционно длинно: «Апофегмата, то есть кратких, витиеватых и нравоучительных речей книги ... в них же положены различные вопросы и ответы, жития и поступки, пословицы и разговоры различных древних философов». Слово «апофегмата» восходит к греческому αποϕϑεγµα - изречение, и любой читатель сборника отметит особо пристальный интерес к «речам», к сказанному слову, изречению, ответу или вопросу. «Мысль изреченная» пока что не «есть ложь», напротив, она обладает одной из высших степеней авторитетности для читателя, поскольку все высказывания, так или иначе попадающие на страницы книги, приписываются более или менее известным древнегреческим и древне- римским мудрецам или государственным и политическим деятелям.

Композиция книги также определена в самом названии: сборник состоит из четырех книг (частей), каждая из которых представляет собой особый подход к одним и тем же темам. В первой из них – «Кратких речей и ответов книга первая» – основное внимание сосредоточено собственно на речах и ответах в чистом виде (по объему эта часть занимает более половины всего сборника); три другие части – «Кратких и узловатых повестей книга вторая», «Книга третья, в ней же заключаются повести лакедемонския» и «Кратких и узловатых премудрых повестей книга четвертая, в ней же положишася гадательства честных жен и благородных дев не простых» посвящены не столько «словам», сколько действиям, поступкам, событиям и могут быть классифицированы с точки зрения современной литературной теории, скорее, как анекдоты.

В этом же разделе посетители выставки могут увидеть другие альманахи XVIII века:

  • Аглая – альманах, выходил в Москве в 1794-1795 гг, ежегодно. Издатель Н. Н. Карамзин. В ЦККН хранится второе издание, вышедшее в 1796 году;

  • Полезное упражнение юношества состоящее в разных сочинениях и переводах, изданных питомцами Вольного благородного пансиона, учрежденного при императорском Московском университете – сборник, вышел в Москве в 1789 году;

  • Острогорский П. П. Феатр чрезвычайных произшествий изтекающаго века,: Открыт и предствлен очам света в следующих созерцаниях: проказы Езуитов и Францисканских монахинь; Странное приключение одного Маркиза при целовании Папскаго туфля; Ужасная кончина одного англичанина; Гибельная участь дочери Французскаго купца; злость священника; невинно повешенный; получивший жизнь; бродящее мнимое привидение по ночам; посрамленное легковерие ученых; уничтоженная гордыня Гишпанца на Руси; разврат учителя Француза; плоды коварства; храбрость Росса; посрамление невежды и проч.. Сборник выше в Санкт-Петербурге в 1790 и другие.

Среди альманахов и сборников первой половины XIX века демонстрируются:

  •  Цветник. В Санткпетербурге, 1810.

Альманах , издаваемый А. Измайловым и А. Бенитцким, выходил в Петербурге в 1809-1810 ежемесячно. Вышло 24 книги (8 частей).

«Цветник» был фактически органом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Содержание альманаха очень разнообразно - стихи и проза, научные статьи, рецензии на книги и театральные спектакли, смесь и прочее;

  •  Русская Талия: подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 год. Санкт-Петербург, 1824.

Первый русский литературно-театральный альманах, изданный в Петербурге в 1825 Ф. В. Булгариным. Напечатаны отрывки из драматических произведений, статьи о театральном искусстве, биографии актеров. Альманах примечателен единственной прижизненной публикацией отрывка пьесы А. Грибоедова «Горе от ума»;

  • Азиятский вестник,: содержащий в себе избранныя сочинения и переводы по части наук, сскуств и словесности стран восточных, равно путешествия по сим странам и разныя новейшия сведения;. Санктпетербург, 1825-1827.

Научно-литературный сборник. Печатались статьи по истории, географии, искусству и литературе стран Азии. Основные разделы: Науки и искусства; Путешествия; Восточная словесность.

  • Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах. Санкт-Петербург, 1821-1824

Изданные Обществом любителей отечественной словесности сборники выходили в Петербурге в 1815-1817 годах отдельно в стихах и в прозе. Всего вышло 12 частей.

  • Физиология Петербурга. Санкт-Петербург, 1845

Альманах составленный из трудов русских литераторов – первый из литературных альманахов, издававшихся в 40-х годах Н. А. Некрасовым.

Особым экспонатом выставки является альманах «Новоселье».

У Н. П. Смирнова-Сокольского в его «Рассказах о прижизненных изданиях Пушкина» читаем: «История возникновения этого альманаха рассказана издателем его А. Ф. Смирдиным (1795-1857)  в предисловии: “Простой случай — перемещение книжного магазина моего на Невский проспект (19 февраля 1832 г.) доставил мне счастье видеть у себя на новоселье почти всех известных литераторов. Гости-литераторы, из особенной благосклонности ко мне, вызвались, по предложению Василия Андреевича Жуковского, подарить меня на новоселье, каждый своим произведением, и вот дары, коих часть издаю ныне. Присланных статей достаточно было бы для составления другой такой же книги. Но от приговора просвещенной публики зависеть будет, должен ли я, в память моего новоселья, сделать подобное издание и в будущем году — или ограничиться настоящим?” Великолепно изданный альманах, украшенный многими славными именами, имел большой успех и, конечно, понадобился второй том его, а в 1845—46 гг. и второе издание, причем с третьей дополнительной частью».

Каталог выставки

Поделиться:
Подбор литературы